Компания "Экран" работает в отрасли уже более 60 лет и на сегодняшний день является одним из самых крупных операторов Калининградской области. Людмила Коваль, заместитель директора, рассказала "Кабельщику" с чего начинала компания, какие услуги считает флагманскими, в чем особенность работы в регионе и что больше всего сегодня беспокоит участников рынка.
Кабельщик: Редакция знает, что "Экран" начинает свою историю с 1958 года. Получается, что в отрасли компания без малого — уже 66 лет! Как проходила, не побоимся этого слова, эволюция?
Людмила Коваль: С 1958 года, конечно, все поменялось, страна поменялась. На момент создания компании никто даже представить себе не мог, что телевизор может быть в каждой квартире, да еще и не один. Мы прошли путь от ремонта телевизоров и радиоприемников до современных цифровых технологий. Было многое: ремонт видеомагнитофонов, видеокамер, потом техническое обслуживание коллективных телевизионных антенн, строительство собственных сетей связи, кабельное телевидение (аналог, цифра, IPTV), передача данных по своим сетям, телефония, интернет, видеонаблюдение – все это раньше было просто немыслимо.
В начале 2000-х стали появляться другие местные операторы связи. Если не ошибаюсь, в 2012 году пришли так называемые федеральные операторы связи, принесшие в Калининградскую область нездоровую конкуренцию. Но со временем ситуация стабилизировалась.
– На данный момент вы охватываете весь Калининград и почти всю Калининградскую область, правильно? Какие услуги считаете ключевыми?
– Сейчас компания самостоятельно оказывает услуги по телевизионной системе (кабельное телевидение в аналоговом, цифровом и IP-форматах), кроме того, оказывает услуги передачи данных по своим сетям другим операторам связи. Доступ к сети интернет и услуги телефонии по сетям ООО "Экран" предоставляет наш партнер ООО "Лайзер". На данный момент мы работаем в 20 населенных пунктах Калининградской области. На наш взгляд, мы достаточно успешно справляемся с возникающими трудностями, достаточно стабильно и продуктивно работаем, услуги пользуются спросом, абоненты есть, хотя в последнее время, к сожалению, их становится меньше. Запросы людей тоже меняются.
– Чего именно, как по вашему, требует современный абонент? Поделитесь наблюдениями.
– Нам кажется, что современный абонент стал более инертным и консервативным по отношению к оператору связи. Основные требования касаются высокого качества услуг и высокого сервиса обслуживания. Как нам кажется, абонент хочет, чтобы работало все хорошо, быстро, стабильно, чтобы его проблемы решались в первую очередь, максимально быстро, и с ним разговаривали максимально вежливо. Ну и ценник при этом желательно ниже низшего предела.
– С какими трудностями приходится сталкивается оператору в этом регионе?
– Калининградская область — полуэксклав, так как со всех сторон территория области окружена другими (на сегодняшний момент — недружественными) государствами и морем. Соответственно, возможность роста сети ограничена одной маленькой областью. Теперь ограничен и круг партнеров, недоступны некоторые спутники и/или транспондеры, соответственно, расценки за интернет, оборудование (логистика) выше, чем в большой России. Что говорить, даже в найме сотрудников есть своя специфика.
– Интересно, какая?
– Существует определенная региональная специфика. Если это готовый специалист, то он, скорее всего, бывший сотрудник конкурента, который имеет опыт аналогичной работы, но в этом случае есть риск получить "троянского коня", поэтому такой кандидат не очень приемлем для нашей компании. Хороший вариант, когда в наш город переезжают специалисты из других регионов. Но где есть возможность – обучаем своих. На данный момент испытываем некоторые затруднения в поиске хорошего специалиста с высшим образованием в сфере кибербезопасности и ИТ. Насколько я знаю, в наших вузах пока что нет таких специалистов. Так что рассматриваем вопрос обучения имеющихся сотрудников.
– Какие еще проблемы колят сильнее всего?
– Самая большая проблема на данный момент — неадекватное поведение представителей управляющих компаний. Отсутствие единых правил поведения на рынке и безнаказанность ведут к невероятной наглости представителей УК, вымогательству денег, созданию препятствий.
При отсутствии господдержки операторов государство постоянно ужесточает требования к оказываемым услугам, порой, как нам кажется, избыточные. Вводит финансово затратные решения, а иногда перекладывает "заботу о гражданах" стоимостью в много миллионов рублей на плечи операторов. Ладно бы требования были однозначны, понятны, написаны простым языком. Но периодически кажется, что государству важнее не исполнение его требований, а наложение санкций за их нарушение и пополнение бюджета таким образом. Это обусловлено отсутствием однозначных законодательных ответов на вопросы, стоящие перед операторами.
Зачастую представители законодательной и исполнительной власти, к которым операторы обращаются за разъяснениями, не могут дать однозначный ответ, что имеется в виду в том или ином нормативном акте. В этом случае сразу вспоминается произведение братьев Гримм и хочется сказать: "Горшочек, не вари! Дайте, пожалуйста, разобраться с теми нормативными актами, которые уже есть в большом количестве". Но нет, горшочек продолжает свое дело, акты выходят сырыми, постоянно потом меняются, дополняются, иногда отменяются.
– Принятый весной этого года закон о доступе в МКД тоже кажется сырым? Сможет ли он решить ситуацию?
– Закон готовили, если говорить в целом о недискриминационном доступе, с 2008 года, он не может быть сырым. Кажется, что закон как будто передержали, он за это время несколько устарел морально. Услуга связи в МКД сейчас не ограничивается только доступом к сети Интернет, и раньше не ограничивалась, чего законодатель не учел. Рынок телекоммуникационных услуг развивается, сеть связи позволяет предлагать абоненту все больше услуг, но вместо емкого "предоставление телекоммуникационных услуг" законодатель ограничился только доступом к сети интернет. Трудно пока сказать, сможет ли закон решить ситуацию, так как те представители управляющих организаций, которые были адекватны и договороспособны, ни раньше, ни сейчас особых проблем не доставляют. А альтернативные представители сейчас максимально задействовали отделы головного мозга, отвечающие за креатив, и как только не трактуют вполне себе однозначные, хоть не очень актуальные формулировки. Все ждут принятия правил взаимодействия, тогда уже более понятны станут правила игры.
– Учитывая интересное расположение региона, какие вы видите точки роста для компании?
– О росте на предстоящий год, как минимум, мы не говорим. Надо пережить "Яровую". Сохранить бы существующий уровень. Область закрытая, о территориальном расширении также говорить не приходится. Остаются сопутствующие услуги.