В городе Ковров Владимирской области уже почти четверть века работает местный оператор "Тритиум" — в этом году компания отпразднует свой 25 день рождения. В рамках продолжения рубрики "Разговоры с операторами", которую мы ведем также в печатном номере, "Кабельщик" поговорил с главным инженером "Тритиума" Алексеем Смирновым о том, с чего начинала компания, за счет чего она сегодня конкурирует с телеком-гигантами, как решаются проблемы с квалифицированными кадрами и дефицитом оборудования. И, конечно, о планах на будущее.
Кабельщик: Расскажите об истории создания компании. С какой услуги начинали?
Алексей Смирнов: Вообще история компании довольно интересная: все началось с локальной сети для многоэтажного дома. Потом подключился еще один дом, еще один дом, и еще один дом. И тогда уже решили предоставлять услуги интернета. Это было в 2000 году. В 2012 добавилось телевидение, в 2018 — видеонаблюдение.
— Насколько выросли за годы работы? Если можете, приведите цифры.
— Ковров — город небольшой. Наши клиенты, в основном, — это абоненты интернета, их несколько тысяч. Абонентов ТВ у нас значительно меньше, так как наше телевидение — это закрытая цифра, и для подключения необходимо приобрести дополнительное оборудование, аренды у нас нет. Закрытую цифру мы строили изначально, чтобы не бегать и вручную не контролировать абонентов. Но необходимость покупки оборудования существенно повлияла на рост абонентской базы. По видеонаблюдению абонентов совсем немного.
— Как работаете на расширение абонентской базы? Какие решения наиболее эффективны?
— Есть баннеры, есть реклама на радио, в социальных сетях (ВКонтакте).
В группе оператора в VK более двух тысяч подписчиков, средняя оценка Тритиум — 4,7 из 5. (Для сравнения, у крупного оператора ЭР-Телеком (бренд Дом. ру) аналогичная оценка 1,6 — прим. ред.).
Были и листовки, но они эффективны только в новых районах. Последний раз использовали их при подключении частных домов. В старых домах тех, у кого уже есть интернет, перейти к другому провайдеру может заставить только плохое качество услуг или более выгодные тарифы.
Также нами было реализовано несколько имиджевых проектов: полностью покрыты Wi-Fi несколько парков и торговых центров. Все строилось за счет компании и доступ предоставляется бесплатно.
По эффективности сказать не могу — нет статистики. В компании работает меньше 15 человек и нет специальных отделов или специалистов для ведения и подсчета конверсии.
Вал обращений на подключение случился после того, как у одного из конкурентов резко поднялись цены, а через неделю после этого произошел масштабный сбой. Никакая реклама так не работала!
— Какие из ваших услуг приносят больший доход, а какие менее прибыльны?
— Основной доход — это интернет. Видеонаблюдение приносит небольшую прибыль. Телевидение не приносит денег вообще — мы просто окупаем затраты на телеканалы. ТВ для нас больше как комплексная услуга — без него и был бы меньший доход и по интернету. Сейчас у абонентов стоит выбор: подключать интернет у провайдера, у которого есть ТВ или у которого его нет. Проще говоря: платить двум разным конторам или одной — и меньше в рамках пакетного тарифа.
— Много ли в целом конкурентов в вашем сегменте рынка? За счет чего конкурируете с крупными игроками?
— Наверное, все скажут, что за счет техподдержки, если речь идет об отличиях от крупных игроков рынка, типа Ростелекома. Ты им позвонишь, если у тебя что-то не работает, тебя сначала замучают роботами. А у нас сразу человек отвечает. И сразу наши специалисты выезжают решать проблему.
Еще у нас есть система бонусных баллов, которыми по мере накопления можно платить за тарифные планы. Есть специальные условия для юрлиц: тарифы для них у нас ниже, чем у крупных провайдеров. Ну а главное наше конкурентное преимущество — мы стараемся держать качество сети.
Плюс, даже если где-то отключают свет, на наших сетях стоят бесперебойники, которых хватает на четыре часа. Если лимит заряда заканчивается, то выезжают люди и обеспечивают альтернативное питание, чтобы у абонентов не было разрывов, связанных с нами.
И, кстати, в плане социальной политики у нас, в отличие от того же крупного Ростелекома, есть социальные тарифы для инвалидов — мы предоставляем им интернет бесплатно.
— Есть ли особенности работы именно в вашем регионе?
— Наверное, по сравнению с какими-то крупными городами, в Коврове люди очень не любят платить деньги. Если происходит повышение тарифов, они реагируют резко, даже, можно сказать, агрессивно. То, что цены растут на все по стране, — это им более или менее понятно, а оператор связи, по их мнению, ничего не делает. Они не видят наши расходы: нам тоже нужно платить сотрудникам повышенную зарплату, нужно за канал с высшим провайдером платить больше, потому что оборудование стоит дороже, потому что правительство придумывает новую нагрузку на операторов типа СОРМа и Яровой.
— Есть ли сложности с поиском квалифицированных кадров?
— Да, конечно!
— С какими специалистами наблюдается наибольший дефицит?
В основном, конечно, это квалифицированные кадры, например — системные администраторы. Проблематично найти людей, которые действительно разбираются в данной сфере. Сложности есть и с монтажниками: многие просто не хотят работать. Например, человеку без определенных навыков, как знание электрики, легче пойти курьером. Те же самые деньги и нет такой ответственности. Менее остро у нас стоит вопрос с сотрудниками техподдержки — там удаленно работают люди с ограниченными физическими возможностями.
— Испытываете ли вы нехватку оборудования в связи с внешней ситуацией? Как решаете эту проблему?
— Я пока не знаю, как решать эту проблему, а это на самом деле очень большая проблема. Потому что сейчас конкретно у нас, используется система условного доступа StreamGuard. Для нее завод Smith, который находится в Китае, изготавливал cam-модули с прошивкой именно под нас. Сейчас сотрудничество с Россией и с нами, соответственно, прекратилось. И теперь мы не можем их купить даже через параллельный импорт, так как необходима персонализированная прошивка. Но при этом у государства есть планы заставить операторов связи переходить на российское оборудование. Но какое это оборудование — пока непонятно, у нас оборудование особо не производится.
— То есть сейчас на рынке российского оборудования конкретно того, что нужно вам, нет?
— Чтобы оно работало стабильно и хорошо — нет.
— Были ли сложности с внедрением СОРМ и ТСПУ?
— Финансовые, если только.
— Сильно ударило по бюджету?
— Конечно. Причем это каждый раз. Сначала один СОРМ поставили, потом второй СОРМ поставили. Потом еще Яровая приехала. И все это непонятно зачем. "Вы ставьте за свой счет". Но это не ведет ни к никакому улучшению качества связи, это не ведет к улучшению услуг. То есть для нас, по идее, это так: нам сказали потратить деньги, мы потратили. Потому что без этого мы не сможем работать дальше.
— Были ли на вас DDOS-атаки?
— У нас, в общем-то, не было проблем с атаками. В "Тритиуме" работают люди, которые довольно ответственно подходят к информационной безопасности.
— В каком направлении дальше вы планируете развиваться?
— Мы развиваемся в плане предоставления больших скоростей в основном. Также добавляем какие-то телеканалы. Мы не ставим своей целью хвататься за все без разбора, становиться большими и конкурировать со всеми подряд. А предпочитаем оставаться небольшим и компетентным оператором, предоставляя надежные услуги нашим абонентам и завоевывая любовь и доверие горожан.