В рамках МИМФ 26-28 августа пройдет Международный Конгресс НАТ, Pay TV Форум, церемонии вручения премии "Золотой луч" и Премии им. Владимира Зворыкина, экспозиция рынка платного телевидения Media FORT, выставка телерадиовещательных технологий NATEXPO. Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей и выставки NATEXPO Александр Широких рассказал "Кабельщику", какие темы будут затронуты в ходе Конгресса, почему возвращается NATEXPO, в чем отличие "Золотого Луча" этого года и чем МИМФ интересен операторам.
– Как возникла идея Московского индустриального медиафорума?
– Нам предложили в рамках Московской международной недели кино провести свои активности и выделили под это Кластер "Ломоносов" на Раменском бульваре – современную площадку для мероприятий. Московский индустриальный медиафорум проходит при поддержке информационного портала "Кабельщик", Агентства креативных индустрий и "Медиа-Коммуникационного Союза".
В рамках МИМФ пройдет несколько мероприятий, ориентированных на разные аудитории: Международный Конгресс НАТ, конференция платного телевидения Pay TV Форум, церемония вручения премии неэфирного телевидения "Золотой луч", церемония вручения Премии им. Владимира Зворыкина, экспозиция рынка платного телевидения Media FORT, выставка телерадиовещательных технологий NATEXPO, демо-день Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Телерадиовещание", а также Клуб технических директоров ВГТРК (закрытое мероприятие). В результате объединения разных направлений рынка на одной площадке коллегам из регионов не нужно будет несколько раз приезжать в Москву, как это было ранее, а федеральные участники смежных отраслей медиарынка смогут обсудить свои проблемы и задачи между собой.
– Выставка NATEXPO возвращается? Ведь в прошлом году она не проводилась?
– Да, мы рады анонсировать, что вновь проводим выставку технологий для телерадиовещания – оборудования, программного обеспечения – NATEXPO. Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин хочет позиционировать Москву как технологический кластер, столицу инноваций. Поэтому Правительство Москвы заинтересовано в технологической выставке. На NATEXPO в этом году мы ждем в том числе и технических директоров тематических каналов – для них тоже будет своя экспозиция, и будет, на что посмотреть.
В рамках Медиафорума пройдет демо-день Индустриального центра компетенций – смотр отечественных решений для телерадиовещания. Мы такие проводим несколько раз в год. В марте мы его делали на выставке "Россия". Он проходит при поддержке Минцифры.
Также в рамках Медиафорума пройдет Клуб технических директоров ВГТРК – это конференция для главных инженеров региональных филиалов холдинга. Но это будет закрытое мероприятие.
– Как выбираются компании для участия в демо-дне Индустриального центра компетенций (ИЦК)? Ведь всех производителей оборудования и решений для телерадиовещания вряд ли получится уместить на одной площадке?
– Да, ИЦК будет четырехчасовым, поэтому продемонстрировать решения всех отечественных вендоров не представляется возможным. Для участия в демо-дне ИЦК мы приглашаем участников NATEXPO, чтобы усилить эффект от экспозиции. Естественно, будут презентоваться проекты, уже зарекомендовавшие себя в ИЦК: BRAM Technologies, Тракт, потенциальные претенденты на поддержку государства и другие.
– Сколько компаний уже заявлено для участия в выставке?
– Около 35. В том числе это и производители из Китая.
– Чему посвящен Конгресс НАТ в этом году?
– Главная тема Конгресса "Время собирать камни". Он традиционно начнется с пленарного заседания с регуляторами, в котором будут участвовать представители Минцифры, Роскомнадзора, ФАС, Комитета Госдумы по информационной политике, несколько иностранных спикеров, в том числе из Китая. Мы поговорим об изменении законодательства. В том числе о свежих инициативах регуляторов.
– О каких именно инициативах?
– В частности, с ФАС мы поговорим про маркировку интернет-рекламы, закон о которой вступил в силу год назад. С Роскомнадзором обсудим тонкие моменты транслируемого контента, а именно демонстрация и пропаганда ЛГБТ, бранные слова, а также работу Федеральной конкурсной комиссии, которая выбирает каналы для 22 и иногда для 21 кнопки.
С генеральным директором ИРИ Алексеем Гореславским, который недавно возглавил общественный совет при Минцифре, будет затронут вопрос изменений в работе совета, потому что изменился не только его состав, но и структура, цели и задачи.
С Александром Хинштейном мы обсудим законопроекты, инициированные депутатами и проходящие через комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. С Минцифры, в частности, с Бэллой Черкесовой, будем обсуждать общие инициативы, движение отрасли, ее развитие и то, как это видит министерство. Возможно, коснемся Концепции развития телерадиовещания, необходимости принятия такого документа, сроков принятия и т.п.
Далее в программе предполагается пленарное заседание с руководителями федеральных телеканалов. К участию мы пригласили Константина Эрнста (Первый канал), Антона Златопольского (ВГТРК), Алексея Земского (НТВ), Светлану Баланову (НМГ) и Марию Комарову ("Медиа 1"). Модерировать секцию будет декан факультета креативных индустрий Высшей школы экономики Андрей Быстрицкий. Мы планируем поговорить про креативные индустрии и роль медиа в их развитии.
– Почему тема креативных индустрий сегодня актуальна?
– Недавно Госдумой был принят закон о развитии креативных индустрий в России. Мы, конечно, считаем, что наш рынок является частью этой отрасли, и поэтому полагаем, что необходимо обсудить креативную индустрию в целом и роль медиа в ней.
Для этого мы пригласили руководителей федеральных телеканалов и даже иностранных гостей – это Ван Бинь из Медиакорпорации Китая. Мы надеемся, что коллеги также поделятся своими кейсами.
– Третья заявленная тема пленарного заседания – "Роль индустриальных общественных организаций в развитии отрасли". Какие общественные организации там будут? И зачем их вместе объединять?
– В этом году приглашены Российская академия радио, "Медиа-Коммуникационный союз", Ассоциация кабельного телевидения России, Ассоциация коммуникативных агентств России и Ассоциация региональных кабельных операторов "Ростелесеть". Послушаем какие-то срезы рынков, которые представляют эти ассоциации, а также попробуем нащупать диалог между этими сегментами отрасли, возможно, какие-то совместные инициативы, которые помогут продвигать те или иные законы.
– Что еще ждет посетителей МИМФ?
– В этом году мы, совместно с "Кабельщиком" собираем кабельных операторов и онлайн-кинотеатры. И в этом смысле площадка МИМФ уникальна, потому что в одном кластере будут собраны все участники рынка – от производства контента до его доставки зрителям.
Запланирована отдельная секция для онлайн-кинотеатров, где мы поговорим с представителями Wink, Kion и "Смотрим" про ориджиналс. Традиционно пройдет аналитическая секция "Цифры и реклама", где будут представлены свежие исследования от Национального рекламного альянса, Mediascope, Telecom Daily, Media Hills, Медиалогии. Модерировать секцию будет вице-президент АКАР Валентин Смоляков.
Второй день Конгресса планируется сделать прикладным. Подойдет он в первую очередь региональным телекомпаниям. Будет секция Digital для медиа, где мы поговорим про работу в ведущих соцсетях: Telegram, ВКонтакте, OK, Rutube, Дзен. И, соответственно, будет отдельная секция по контенту для региональных каналов, куда приглашаем ИРИ, Российское общество "Знание" и нескольких представителей региональных каналов, чтобы построить диалог. Ведь сейчас у регионалов большая проблема с контентом. Количество программ и фильмов, доступных для покупки, сильно сократилось за последние два-три года.
Хотелось бы отметить, что Конгресс НАТ в этом году проводится именно в августе. То есть второго мероприятия, в ноябре, мы не планируем.
– "Золотой луч", который в этом году вручается в рамках МИМФ, будет иметь какие-то отличия от прошлых премий?
– Впервые "Золотой луч" пройдет параллельно с Конгрессом НАТ, а именно в тот же день, это первое отличие. Раньше "Золотой луч" проводился отдельно. Второе отличие – за счет того, что у нас на площадке "Ломоносов" проходит Pay TV Форум, организованный порталом "Кабельщик", мы ожидаем, что впервые за несколько последних лет на церемонии будут присутствовать кабельные операторы, в том числе региональные, это очень важно для премии и ее участников. И третье – это сам формат церемонии, это будет не банкет, как ранее, а торжественная церемония.
– А операторы туда свободно могут попасть?
– Да, все зарегистрированные участники Pay TV Форума приглашены на "Луч" по умолчанию.
– Сколько представителей региональных телеканалов подтвердит свое участие в Конгрессе?
– На сегодняшний день у нас зарегистрировалось более 110 делегатов из регионов. Мы ожидаем, что это число еще вырастет в полтора – два раза. География очень обширная – от Херсонской области до Хабаровска и Владивостока.
– То есть новые регионы тоже представлены?
– Да, мы рады что у нас есть представители новых регионов. В том числе на NATEXPO едут инженеры телекомпаний из новых регионов.
– Чем МИМФ будет интересен операторам?
– Прежде всего мероприятиями от "Кабельщика" – Pay TV Форумом и экспозицией Media FORT, где будут не только стенды, но и рабочие места. Также операторам по регистрации на Pay TV Форум доступно бесплатное посещение Конгресса НАТ. И мы ожидаем, что операторы проявят интерес и к "Золотому Лучу", ведь во многом ради них эта премия и создавалась.Также представителям телеком-компаний будут интересна и экспозиция NATEXPO, поскольку ряд вендоров предлагают в том числе и операторские решения. Например, Softlab и StreamLabs очень активно работают на рынке платного телевидения в части программных и аппаратных решений. Уже по регистрации мы видим интерес операторов к МИМФ.
– Сколько номинаций будет на Премии Зворыкина?
– В Премии Зворыкина всегда одинаковое количество номинаций – пять. Есть персональная номинация - "За личный вклад в развитие телевидения, радиовещания и связанных с ними технологий", номинация для вендоров "За создание и/или усовершенствование оборудования/технологии в сфере телерадиопроизводства", для регионалов "За лучший системный проект на региональном телевидении" и номинация "За лучший проект в области импортозамещения", когда мы говорим о строительстве телевизионного комплекса на российских технологиях.
И главная номинация - "За лучший системный проект в области телерадиовещания".
– А можно ли оценить по выставке, как сейчас обстоят дела у российских производителей? Происходит ли импортозамещение?
– У российских производителей дела хорошо – все площади у нас раскуплены. На выставку зарегистрировались уже более 600 посетителей. На мой взгляд – это лучший ответ на то, как идет импортозамещение.
– Кластер "Ломоносов" расположен достаточно далеко от метро. Будут ли организованы трансферы для посетителей выставки?
– Да 26 и 27 августа от ближайшей станции метро каждые полчаса будет отходить шаттл NATEXPO.