Искандар Бахтияров: как взломать собственный культурный код и ставить недостижимые цели

Традиционная рубрика "Кабельщика" "Интервью по пятницам" меняет время выхода. Теперь читателей ждут "Интервью по вторникам". Но "от перемены мест слагаемых" качество материалов не пострадает. Встречайте по вторникам интервью с интересными людьми – представителями операторских компаний, регулирующих органов, телеканалов, производителей и интеграторов оборудования и решений. 

Представляем первого спикера в обновленной рубрике. Искандар Бахтияров - бессменный руководитель компании "Уфанет". Компания за четверть века своего существования на рынке эволюционировала от небольшого стартапа, основанного несколькими друзьями, до крупнейшего регионального телекоммуникационного оператора связи. А Искандар Бахтияров параллельным курсом прошел путь от советского инженера до гуру современного операторского бизнеса. "Кабельщик" поговорил с Искандаром Махмудовичем о неочевидной, но крайне важной связи между теорией менеджмента и самопознанием, коммерческим успехом и национальным культурным кодом.  

Кабельщик: Компания "Уфанет" недавно отметила 27-летие. Для российского рынка это солидный возраст, можно подвести некоторые итоги. Искандар Махмудович, расскажите, как начиналась история компании, что было движущей идеей ее создания?

Искандар Бахтияров: У истоков компании стояли 4 человека, инвестиции были 1 400 долларов. Солидные инвесторы появились гораздо позже. Зато мы обладали чем-то более важным — идеей, видением. Мы знали, что интернет изменит мир, и Россию в первую очередь. Вот-вот информация, в том числе техническая, широким потоком хлынет в страну, и российская промышленность и наука зашагают вперед семимильными шагами. Во времена СССР мы были оторваны от мира, дефицитными были не только многие товары, но и новейшие знания, информация. Конечно, наши представления оказались во многом утопическими. Информационная блокада прорвана, но сказать, что мир или Россия так уж сильно изменились к лучшему, довольно трудно. Скорее, что-то получилось, а что-то нет.

Кабельщик: А какие изменения случились в отрасли в целом?

Искандар Бахтияров: Очень серьезные. Интернет проник так глубоко, как я, например, не ожидал. Мне казалось, просто появится доступ к информации, но чтобы так изменилась вся наша жизнь? Если интернет сейчас исчезнет, жизнь остановится.

Кабельщик: Нельзя не согласиться. Какие достижения в бизнесе вызывают у вас наибольшую гордость?

Искандар Бахтияров: То, что нам удалось создать уникальную клиентоориентированную корпоративную культуру. Мы достигли действительно высокого уровня доверия, сотрудничества и сотворчества в отношениях как с клиентами, так и внутри компании.

Кабельщик: Создание уникальной культуры ведения бизнеса — это лично ваша идея? Или вы кем-то вдохновлялись, что-то изучали на эту тему?

Искандар Бахтияров: Поначалу я вынашивал чисто технические идеи построения среднестатистического операторского бизнеса: сети, интернет, информация и прочая. То есть в первую очередь решал инженерные задачи. А потом прочитал книгу американского ученого, консультанта по менеджменту Эдварда Деминга "Новая экономика". И она все перевернула. Деминг — статистик, он изучал вариабельность различных систем и процессов и предложил свою методологию управления, которая позволяет делать прогнозы в постоянно меняющихся условиях. Он ученый, причем гениальный, а не руководитель, его дело — создать теорию, систему идей, а не рассказывать, как реализовать их на практике. "Новая экономика" написана достаточно просто, хотя, конечно, придется поломать голову над выводами, но вы не найдете в этой книге готовых рецептов. И в этом проблема. У нас ушли годы, чтобы выработать собственные решения для воплощения гениальных идей Деминга в жизнь, но в итоге у нас получилось вылепить свою, уникальную, компанию. Вообще, мой совет всем управленцам — читайте Деминга и изучайте психологию, которую он, кстати, ставил во главу угла. Мы много сил вкладываем в то, чтобы обучить руководителей психологии, а это непростое дело — ведь психология имеет множество направлений, но эти затраты оправдывают себя.

Кабельщик: Как обычно строится ваш рабочий день, какие задачи приходится решать, каким образом вы расставляете приоритеты?

Искандар Бахтияров: Начнём с того, что у нас очень сильные руководители, и я практически не занимаюсь текущей деятельностью. Я занят стратегическими направлениями развития, одним из которых как раз и является внедрение психологических знаний. Плюс с высоты своего опыта, а я недавно отметил 65-летие, мне проще решить некоторые проблемы, которые более молодых руководителей поставят в тупик. Я прошел путь от маленькой компании до солидной корпорации и могу рассказать, как вырастить стартап до большой компании. Я служил в советской армии и работал инженером на советском заводе. А это, поверьте, уникальные компетенции. По сути, моя задача — реализовывать собственный жизненный опыт при решении стратегических задач компании. На практике это значит — учить сотрудников приподниматься над текущим моментом и видеть ситуацию более глобально. Люди ведь склонны сидеть в собственных норках, но для того, чтобы понимать тенденции, необходимо отвлекаться от насущного.

Кабельщик: Давайте тоже чуть отвлечемся от работы и поговорим о том, как вы отдыхаете. У вас есть хобби?

Искандар Бахтияров: У меня сын родился, ему 10 месяцев. Сейчас это моё основное хобби, очень требовательное, я бы сказал.

Кабельщик: Примите поздравления! Получается ли сохранить баланс работа-дом?

Искандар Бахтияров: Да, получается. Сын не даёт его особенно нарушить.

Кабельщик: Какую самую сложную задачу вам пришлось решать в прошедшем году?

Искандар Бахтияров: Я бы сказал — потерю смысла. И 2022 и 2023 годы были достаточно тяжелыми для многих россиян. Мир круто изменился, как и наша роль в нем. Обрести новые цели в разрушающемся мире - это задача, возможно, не года и не двух, но я решил её, как ни странно, буквально вчера. Мы, россияне, жители бывшего Советского Союза, потомки населения огромной Российской империи, обладаем особенным мироощущением. И оно, на мой взгляд, географически обусловлено. Так уж сложилось, что мы, обитатели бескрайних пространств, без выхода к морю, оказались вдали от торговых путей и цивилизационных центров, и развивались обособленно, замкнуто. Но сейчас, когда огромный мир благодаря технологиям стал компактным и доступным, нужно выходить из этой изоляции. Сегодня, когда мы в любой момент можем улететь из Екатеринбурга хоть в Куала-Лумпур, можем с помощью Google-переводчика понять любой текст или даже договориться с любым человеком, нужно становиться гражданами мира. География, которая раньше детерминировала национальный культурный код, теперь теряет позиции.

Первая моя заграничная поездка была на Сейшельские острова. Еще в советском детстве я мечтал там побывать, но понимал нереальность. И вот я, бизнесмен с мировоззрением советского инженера, хотя Союза уже давно нет, на Сейшелах – взобрался на высокую гору и обозреваю океан вокруг. И это ощущение нереальности происходящего я помню до сих пор. Как я, советский инженер, попал на Сейшелы? Оно сидит в нас всех, мы, к сожалению, пока не граждане мира.

Кабельщик: Как с этим бороться?

Искандар Бахтияров: Больше путешествовать, больше читать, познавать чужую культуру. Так мы лучше поймем, кстати, и собственный культурный код, со всеми его достоинствами и ограничениями. Мир и люди познаются в сравнении. Очень важно понимать других и не превращать их в каких-то злобных монстров.

Кабельщик: Последние годы, действительно, выдались непростыми для всех. Но если посмотреть в целом на карьеру и бизнес, какие были самые сложные вызовы?

Искандар Бахтияров: Самая сложная сейчас задача для России, я считаю, это выход на мировые рынки. Причем не с сырьем, нефтью и газом, а с интеллектуальным продуктом. Пока что мы проигрываем в этом миру, Китаю в первую очередь. Китайцы конкурентоспособны, они делают сложные продукты, которые мы пока делать не умеем. Нам сложно дается это признание, ведь когда-то это мы поставляли интеллектуальный продукт в Китай. А сейчас они совершили мощный рывок: разработали правильную стратегию и снабжают товарами весь мир. И нам надо открыться миру. Конечно, просто скопировать китайский путь нельзя, у нас он свой. Однако рано или поздно нефть обесценится и сидеть на сырьевой игле долго не получится. Выход – это люди, я считаю. У нас талантливый народ. Просто ему не надо мешать. Есть загвоздка в нашей ментальности. “Ты никто и зовут тебя никак” — знакомо? Великий русский народ – это одно, а лично ты — песчинка. Конечно, этот посыл не декларируется, но все мы его чувствуем. А в таких условиях неординарные люди не воспитываются.

Кабельщик: Видимо, это касается и воспитания неординарных сотрудников. Сейчас много говорят про кадровый голод в России, который ощущается во всех отраслях. Насколько это серьезная проблема для вашей компании и как работать с сотрудниками, как их удерживать и как развивать?

Искандар Бахтияров: Я изучал динамику прироста населения и знал, что будет кадровый голод еще лет за десять до того, как он наступил. Аукнулась демографическая яма 1990-ых.  Рецепт несложный: конкурентная оплата, достойные условия труда. Но надо понимать, что через несколько лет будет и демографическая волна. Сейчас в школах опять не хватает мест, еще недавно их не хватало в садиках. Этот прирост с точки зрения системы образования, возможно, проблематичен, но с точки зрения работодателя он даст новые возможности. Сейчас предусмотрительные люди должны уже думать о демографическом буме. Придет новое поколение, и оно будет совершенно другим. Это поколение интернета, со своими достоинствами и недостатками. У него клиповое сознание, и ему не подходят привычные нам методы обучения. Какие еще книги и инструкции? Им нужны видео и обучающие фильмы. Я частенько подшучиваю над своим 14-летним сыном, мол, не забыл ли он уже буквы. Жена, в прошлом ветеринарный врач, объясняя ему биологию, для наглядности рисует на бумажке кости. Кто-то умный написал учебник, но как было бы здорово, если б в нем была ссылка на YouTube-канал. Система обучения должна адаптироваться к новому времени. И мы в компании понимаем эту тенденцию, у нас непрерывно идет внутрикорпоративное обучение, для которого мы снимаем много учебных видеороликов. Интересные ролики, а не скучные тексты – это необходимость для обучения нового поколения.

Кабельщик: Вы отвечаете за общее стратегическое планирование в “Уфанет”. На ваш взгляд, какие глобальные вызовы стоят перед компанией в наступившем году?

Искандар Бахтияров: У нас стратегия рассчитана на несколько лет вперед. Будем продолжать развивать предпринимательскую культуру, воплощать в жизнь идеи Эдварда Деминга. Россия — это не очень большой рынок, 140 млн человек. Когда-то для развития были важны территории, сейчас другая эпоха и основной ресурс — люди. Нам необходимо выйти на мировые рынки. Нужно находить свое место в большом мире, иначе мы рискуем превратиться во второразрядную страну. И предпринимательская культура поможет в этой задаче.

Кабельщик: А что включает в себя это понятие – предпринимательская культура?

Искандар Бахтияров: Самоопределение. Я — достойный человек, не ущербная личность, а полноценная. Это возможно только при адекватной самооценке, потому что человек с больным самолюбием не способен к развитию. Он раним, обидчив, не выдерживает критику и не может идти путем проб и ошибок к истине. Такой человек будет уходить в эмоции, а они неконструктивны. Путь предпринимателя же – это гипотезы и ошибки. Нельзя бояться ошибаться, нужно освобождаться от детских, школьных травм. Они на самом деле сильно влияют на бизнес. Если человек на подсознательном уровне ощущает себя ничтожным, а именно так чувствуют себя обидчивые люди, он находится в защитной позиции, не открывается миру и, как следствие, не развивается. В России многие талантливые люди не успешны именно потому, что закрыты для внешнего влияния. И даже поддержку извне получать не могут. Моя жена, кстати, мой самый суровый критик, и в компании меня достаточно много критикуют, но я благодарен за это, иначе я ошибался бы гораздо чаще. Любой руководитель, который создает изолированную и чересчур комфортную для себя среду, заведет организацию в тупик.

Кабельщик: Личный путь предпринимателя невозможен без испытаний, а как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться рынок телекоммуникаций в целом?

Искандар Бахтияров: На мой взгляд, телекоммуникационный рынок уже зрелый. А зрелые рынки достаточно плохо развиваются. По сути дела, нам, операторам, остается только развивать свои преимущества. В нашем случае это интеллектуальный капитал компании или, проще говоря, наши сотрудники, с их знаниями, навыками, кругозором. Поле деятельности  для приложения интеллектуальных сил сейчас обширное. Это внедрение в общество информационных технологий в самом широком смысле термина, и возможных направлений здесь очень много. Сейчас, в новое время, на базе старых знаний можно и нужно получать новые. К сожалению, большинство операторов, которые когда-то многого достигли, сейчас пребывают в стагнации. И это печальное зрелище. В свои 65 я с ужасом думаю, что, не дай бог, тоже остановлюсь в развитии.

Кабельщик: Как вам удается раз за разом находить всё новые источники вдохновения и силы для изучения нового? 

Искандар Бахтияров: Что касается меня, то здесь всё просто: если я остановлюсь, то постарею! А старость не для меня, хочу быть вечно молодым, как Ленин! Ну а если серьезно, то открывайтесь миру. Общайтесь с интересными людьми, не будьте самолюбивыми и чрезмерно ранимыми. Последние годы выдались тяжелыми, но сложные времена рождают сильных людей. Эта перестройка должна дать нам стимул к развитию. Может быть, наши возможности развиваться уменьшились, но необходимость развития лишь возросла. А необходимость, я думаю, важнее возможности.

Кабельщик: Искандар Махмудович, у вас есть топ-правило ведения бизнеса, какое оно?

Искандар Бахтияров: В ведении бизнеса важна мотивация. Для кого-то это банальное желание разбогатеть. Но в этом случае, разбогатев, человек достигает свою цель. Самое печальное – это достичь желаемого и остановиться, потому что другой мотивации нет. Так что цель, если мы говорим про бизнес, должна быть недостижимой, экзистенциальной, уходящей в бесконечность. Ты двигаешься к ней и получаешь удовольствие от каждого этапа. Но и здесь есть тонкий момент: по дороге к цели нельзя допускать, чтобы твои методы и ценности вступали в жесткий конфликт с представлениями окружающих. Понятно, что какой-то конфликт неизбежен, потому что в ином случае пропадет динамика, которая необходима для развития. Но сама динамика должна быть позитивной, а не разрушительной, иначе какой бы эффективной ни была твоя стратегия, в итоге тебя ждет фиаско.


Source URL: https://www.cableman.ru/article/iskandar-bakhtiyarov-kak-vzlomat-sobstvennyi-kulturnyi-kod-i-stavit-nedostizhimye-tseli