Искандар Бахтияров: как взломать собственный культурный код и ставить недостижимые цели

19.03.2024 17:42

Традиционная рубрика "Кабельщика" "Интервью по пятницам" меняет время выхода. Теперь читателей ждут "Интервью по вторникам". Но "от перемены мест слагаемых" качество материалов не пострадает. Встречайте по вторникам интервью с интересными людьми – представителями операторских компаний, регулирующих органов, телеканалов, производителей и интеграторов оборудования и решений. 

Представляем первого спикера в обновленной рубрике. Искандар Бахтияров - бессменный руководитель компании "Уфанет". Компания за четверть века своего существования на рынке эволюционировала от небольшого стартапа, основанного несколькими друзьями, до крупнейшего регионального телекоммуникационного оператора связи. А Искандар Бахтияров параллельным курсом прошел путь от советского инженера до гуру современного операторского бизнеса. "Кабельщик" поговорил с Искандаром Махмудовичем о неочевидной, но крайне важной связи между теорией менеджмента и самопознанием, коммерческим успехом и национальным культурным кодом.  

Кабельщик: Компания "Уфанет" недавно отметила 27-летие. Для российского рынка это солидный возраст, можно подвести некоторые итоги. Искандар Махмудович, расскажите, как начиналась история компании, что было движущей идеей ее создания?

Искандар Бахтияров: У истоков компании стояли 4 человека, инвестиции были 1 400 долларов. Солидные инвесторы появились гораздо позже. Зато мы обладали чем-то более важным — идеей, видением. Мы знали, что интернет изменит мир, и Россию в первую очередь. Вот-вот информация, в том числе техническая, широким потоком хлынет в страну, и российская промышленность и наука зашагают вперед семимильными шагами. Во времена СССР мы были оторваны от мира, дефицитными были не только многие товары, но и новейшие знания, информация. Конечно, наши представления оказались во многом утопическими. Информационная блокада прорвана, но сказать, что мир или Россия так уж сильно изменились к лучшему, довольно трудно. Скорее, что-то получилось, а что-то нет.

Кабельщик: А какие изменения случились в отрасли в целом?

Искандар Бахтияров: Очень серьезные. Интернет проник так глубоко, как я, например, не ожидал. Мне казалось, просто появится доступ к информации, но чтобы так изменилась вся наша жизнь? Если интернет сейчас исчезнет, жизнь остановится.

Кабельщик: Нельзя не согласиться. Какие достижения в бизнесе вызывают у вас наибольшую гордость?

Искандар Бахтияров: То, что нам удалось создать уникальную клиентоориентированную корпоративную культуру. Мы достигли действительно высокого уровня доверия, сотрудничества и сотворчества в отношениях как с клиентами, так и внутри компании.

Кабельщик: Создание уникальной культуры ведения бизнеса — это лично ваша идея? Или вы кем-то вдохновлялись, что-то изучали на эту тему?

Искандар Бахтияров: Поначалу я вынашивал чисто технические идеи построения среднестатистического операторского бизнеса: сети, интернет, информация и прочая. То есть в первую очередь решал инженерные задачи. А потом прочитал книгу американского ученого, консультанта по менеджменту Эдварда Деминга "Новая экономика". И она все перевернула. Деминг — статистик, он изучал вариабельность различных систем и процессов и предложил свою методологию управления, которая позволяет делать прогнозы в постоянно меняющихся условиях. Он ученый, причем гениальный, а не руководитель, его дело — создать теорию, систему идей, а не рассказывать, как реализовать их на практике. "Новая экономика" написана достаточно просто, хотя, конечно, придется поломать голову над выводами, но вы не найдете в этой книге готовых рецептов. И в этом проблема. У нас ушли годы, чтобы выработать собственные решения для воплощения гениальных идей Деминга в жизнь, но в итоге у нас получилось вылепить свою, уникальную, компанию. Вообще, мой совет всем управленцам — читайте Деминга и изучайте психологию, которую он, кстати, ставил во главу угла. Мы много сил вкладываем в то, чтобы обучить руководителей психологии, а это непростое дело — ведь психология имеет множество направлений, но эти затраты оправдывают себя.

Кабельщик: Как обычно строится ваш рабочий день, какие задачи приходится решать, каким образом вы расставляете приоритеты?

Искандар Бахтияров: Начнём с того, что у нас очень сильные руководители, и я практически не занимаюсь текущей деятельностью. Я занят стратегическими направлениями развития, одним из которых как раз и является внедрение психологических знаний. Плюс с высоты своего опыта, а я недавно отметил 65-летие, мне проще решить некоторые проблемы, которые более молодых руководителей поставят в тупик. Я прошел путь от маленькой компании до солидной корпорации и могу рассказать, как вырастить стартап до большой компании. Я служил в советской армии и работал инженером на советском заводе. А это, поверьте, уникальные компетенции. По сути, моя задача — реализовывать собственный жизненный опыт при решении стратегических задач компании. На практике это значит — учить сотрудников приподниматься над текущим моментом и видеть ситуацию более глобально. Люди ведь склонны сидеть в собственных норках, но для того, чтобы понимать тенденции, необходимо отвлекаться от насущного.

Кабельщик: Давайте тоже чуть отвлечемся от работы и поговорим о том, как вы отдыхаете. У вас есть хобби?

Искандар Бахтияров: У меня сын родился, ему 10 месяцев. Сейчас это моё основное хобби, очень требовательное, я бы сказал.

Кабельщик: Примите поздравления! Получается ли сохранить баланс работа-дом?

Искандар Бахтияров: Да, получается. Сын не даёт его особенно нарушить.

Кабельщик: Какую самую сложную задачу вам пришлось решать в прошедшем году?

Искандар Бахтияров: Я бы сказал — потерю смысла. И 2022 и 2023 годы были достаточно тяжелыми для многих россиян. Мир круто изменился, как и наша роль в нем. Обрести новые цели в разрушающемся мире - это задача, возможно, не года и не двух, но я решил её, как ни странно, буквально вчера. Мы, россияне, жители бывшего Советского Союза, потомки населения огромной Российской империи, обладаем особенным мироощущением. И оно, на мой взгляд, географически обусловлено. Так уж сложилось, что мы, обитатели бескрайних пространств, без выхода к морю, оказались вдали от торговых путей и цивилизационных центров, и развивались обособленно, замкнуто. Но сейчас, когда огромный мир благодаря технологиям стал компактным и доступным, нужно выходить из этой изоляции. Сегодня, когда мы в любой момент можем улететь из Екатеринбурга хоть в Куала-Лумпур, можем с помощью Google-переводчика понять любой текст или даже договориться с любым человеком, нужно становиться гражданами мира. География, которая раньше детерминировала национальный культурный код, теперь теряет позиции.

Первая моя заграничная поездка была на Сейшельские острова. Еще в советском детстве я мечтал там побывать, но понимал нереальность. И вот я, бизнесмен с мировоззрением советского инженера, хотя Союза уже давно нет, на Сейшелах – взобрался на высокую гору и обозреваю океан вокруг. И это ощущение нереальности происходящего я помню до сих пор. Как я, советский инженер, попал на Сейшелы? Оно сидит в нас всех, мы, к сожалению, пока не граждане мира.

Кабельщик: Как с этим бороться?

Искандар Бахтияров: Больше путешествовать, больше читать, познавать чужую культуру. Так мы лучше поймем, кстати, и собственный культурный код, со всеми его достоинствами и ограничениями. Мир и люди познаются в сравнении. Очень важно понимать других и не превращать их в каких-то злобных монстров.

Кабельщик: Последние годы, действительно, выдались непростыми для всех. Но если посмотреть в целом на карьеру и бизнес, какие были самые сложные вызовы?

Искандар Бахтияров: Самая сложная сейчас задача для России, я считаю, это выход на мировые рынки. Причем не с сырьем, нефтью и газом, а с интеллектуальным продуктом. Пока что мы проигрываем в этом миру, Китаю в первую очередь. Китайцы конкурентоспособны, они делают сложные продукты, которые мы пока делать не умеем. Нам сложно дается это признание, ведь когда-то это мы поставляли интеллектуальный продукт в Китай. А сейчас они совершили мощный рывок: разработали правильную стратегию и снабжают товарами весь мир. И нам надо открыться миру. Конечно, просто скопировать китайский путь нельзя, у нас он свой. Однако рано или поздно нефть обесценится и сидеть на сырьевой игле долго не получится. Выход – это люди, я считаю. У нас талантливый народ. Просто ему не надо мешать. Есть загвоздка в нашей ментальности. “Ты никто и зовут тебя никак” — знакомо? Великий русский народ – это одно, а лично ты — песчинка. Конечно, этот посыл не декларируется, но все мы его чувствуем. А в таких условиях неординарные люди не воспитываются.

Кабельщик: Видимо, это касается и воспитания неординарных сотрудников. Сейчас много говорят про кадровый голод в России, который ощущается во всех отраслях. Насколько это серьезная проблема для вашей компании и как работать с сотрудниками, как их удерживать и как развивать?

Искандар Бахтияров: Я изучал динамику прироста населения и знал, что будет кадровый голод еще лет за десять до того, как он наступил. Аукнулась демографическая яма 1990-ых.  Рецепт несложный: конкурентная оплата, достойные условия труда. Но надо понимать, что через несколько лет будет и демографическая волна. Сейчас в школах опять не хватает мест, еще недавно их не хватало в садиках. Этот прирост с точки зрения системы образования, возможно, проблематичен, но с точки зрения работодателя он даст новые возможности. Сейчас предусмотрительные люди должны уже думать о демографическом буме. Придет новое поколение, и оно будет совершенно другим. Это поколение интернета, со своими достоинствами и недостатками. У него клиповое сознание, и ему не подходят привычные нам методы обучения. Какие еще книги и инструкции? Им нужны видео и обучающие фильмы. Я частенько подшучиваю над своим 14-летним сыном, мол, не забыл ли он уже буквы. Жена, в прошлом ветеринарный врач, объясняя ему биологию, для наглядности рисует на бумажке кости. Кто-то умный написал учебник, но как было бы здорово, если б в нем была ссылка на YouTube-канал. Система обучения должна адаптироваться к новому времени. И мы в компании понимаем эту тенденцию, у нас непрерывно идет внутрикорпоративное обучение, для которого мы снимаем много учебных видеороликов. Интересные ролики, а не скучные тексты – это необходимость для обучения нового поколения.

Кабельщик: Вы отвечаете за общее стратегическое планирование в “Уфанет”. На ваш взгляд, какие глобальные вызовы стоят перед компанией в наступившем году?

Искандар Бахтияров: У нас стратегия рассчитана на несколько лет вперед. Будем продолжать развивать предпринимательскую культуру, воплощать в жизнь идеи Эдварда Деминга. Россия — это не очень большой рынок, 140 млн человек. Когда-то для развития были важны территории, сейчас другая эпоха и основной ресурс — люди. Нам необходимо выйти на мировые рынки. Нужно находить свое место в большом мире, иначе мы рискуем превратиться во второразрядную страну. И предпринимательская культура поможет в этой задаче.

Кабельщик: А что включает в себя это понятие – предпринимательская культура?

Искандар Бахтияров: Самоопределение. Я — достойный человек, не ущербная личность, а полноценная. Это возможно только при адекватной самооценке, потому что человек с больным самолюбием не способен к развитию. Он раним, обидчив, не выдерживает критику и не может идти путем проб и ошибок к истине. Такой человек будет уходить в эмоции, а они неконструктивны. Путь предпринимателя же – это гипотезы и ошибки. Нельзя бояться ошибаться, нужно освобождаться от детских, школьных травм. Они на самом деле сильно влияют на бизнес. Если человек на подсознательном уровне ощущает себя ничтожным, а именно так чувствуют себя обидчивые люди, он находится в защитной позиции, не открывается миру и, как следствие, не развивается. В России многие талантливые люди не успешны именно потому, что закрыты для внешнего влияния. И даже поддержку извне получать не могут. Моя жена, кстати, мой самый суровый критик, и в компании меня достаточно много критикуют, но я благодарен за это, иначе я ошибался бы гораздо чаще. Любой руководитель, который создает изолированную и чересчур комфортную для себя среду, заведет организацию в тупик.

Кабельщик: Личный путь предпринимателя невозможен без испытаний, а как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться рынок телекоммуникаций в целом?

Искандар Бахтияров: На мой взгляд, телекоммуникационный рынок уже зрелый. А зрелые рынки достаточно плохо развиваются. По сути дела, нам, операторам, остается только развивать свои преимущества. В нашем случае это интеллектуальный капитал компании или, проще говоря, наши сотрудники, с их знаниями, навыками, кругозором. Поле деятельности  для приложения интеллектуальных сил сейчас обширное. Это внедрение в общество информационных технологий в самом широком смысле термина, и возможных направлений здесь очень много. Сейчас, в новое время, на базе старых знаний можно и нужно получать новые. К сожалению, большинство операторов, которые когда-то многого достигли, сейчас пребывают в стагнации. И это печальное зрелище. В свои 65 я с ужасом думаю, что, не дай бог, тоже остановлюсь в развитии.

Кабельщик: Как вам удается раз за разом находить всё новые источники вдохновения и силы для изучения нового? 

Искандар Бахтияров: Что касается меня, то здесь всё просто: если я остановлюсь, то постарею! А старость не для меня, хочу быть вечно молодым, как Ленин! Ну а если серьезно, то открывайтесь миру. Общайтесь с интересными людьми, не будьте самолюбивыми и чрезмерно ранимыми. Последние годы выдались тяжелыми, но сложные времена рождают сильных людей. Эта перестройка должна дать нам стимул к развитию. Может быть, наши возможности развиваться уменьшились, но необходимость развития лишь возросла. А необходимость, я думаю, важнее возможности.

Кабельщик: Искандар Махмудович, у вас есть топ-правило ведения бизнеса, какое оно?

Искандар Бахтияров: В ведении бизнеса важна мотивация. Для кого-то это банальное желание разбогатеть. Но в этом случае, разбогатев, человек достигает свою цель. Самое печальное – это достичь желаемого и остановиться, потому что другой мотивации нет. Так что цель, если мы говорим про бизнес, должна быть недостижимой, экзистенциальной, уходящей в бесконечность. Ты двигаешься к ней и получаешь удовольствие от каждого этапа. Но и здесь есть тонкий момент: по дороге к цели нельзя допускать, чтобы твои методы и ценности вступали в жесткий конфликт с представлениями окружающих. Понятно, что какой-то конфликт неизбежен, потому что в ином случае пропадет динамика, которая необходима для развития. Но сама динамика должна быть позитивной, а не разрушительной, иначе какой бы эффективной ни была твоя стратегия, в итоге тебя ждет фиаско.