Digital & Connected TV Russia: основные тезисы
Вчера издание ComNews собрало ведущих представителей телеком-отрасли, чтобы в рамках конференции Digital & Connected TV Russia 2014 обсудить проблемы, основные задачи и перспективы цифрового телерадиовещания в нашей стране.
Многие вопросы, поднимавшиеся на мероприятии, уже обсуждались в этом году на выставке-форуме CSTB и на прочих телеком-конференциях. Но что поделаешь, вопросы цифровизации эфирного вещания и возможностей заработка в онлайн-среде — это то, что сейчас сильно заботит телеком-отрасль. Равно как и несовершенство законодательной базы, ставящее барьеры на пути развития ТВ-бизнеса в стране.
Но прежде чем говорить о барьерах и онлайне, спикеры решили обсудить состояние и перспективы спутникового телевидения. И первым делом спикеры вспомнили успешные запуски космических аппаратов "Экспресс-АМ5″, ABS-2, "Экспресс-АТ1″ и "Экспресс-АТ2″, состоявшиеся в конце прошлого года и начале этого. За счет данных КА должна существенно увеличиться спутниковая емкость (которая, к слову, за последние 10 лет по оценкам Eutelsat выросла в 9-10 раз) для российских вещателей и возрасти возможности операторов по формированию новых пакетов и включению в них большего числа HD-каналов.
В частности, для "Триколор ТВ" новые спутники, а именно — "Экспресс-АТ1″ (56 градус восточной долготы), даст возможность расширить свое предложение для сибирских абонентов. Компания сможет предложить здесь больше телеканалов (как SD, так и HD-качества) и больше пакетов. Если сейчас в Сибири доступно только два дополнительных пакета "Триколора" — это "Ночной" и "Наш Футбол", то в будущем — все 7 пакетов, имеющихся в портфеле компании, услуга "Золотая карта. Все включено" и HD-телеканалы, доступные в европейской части России.
Отметим, что на спутнике "Экспресс-АТ1″ оператором арендовано 10 транспондеров по 33 МГц (всего на этом спутнике 32 транспондера; для сравнения: на Bonum-1 оператор арендовал 2,5 транспондера по 33 МГц, а на DirecTV-1R — 5 транспондеров по 26 МГц). Это позволит ему не только поднять на спутник весь вышеперечисленный контент, но также добавить региональные телеканалы и дополнительные часовые версии других телеканалов.
В "Триколор ТВ" уверены, что увеличение числа HD-телеканалов станет драйвером роста числа подключений в Сибири. С момента появления первых HD-телеканалов в 2012 году число подписчиков "Триколор ТВ-Сибирь" выросло более чем в 1,6 раза. Для абонентов, подключившихся к "Триколор ТВ" до начала вещания обновленного проекта "Триколор ТВ-Сибирь", будет продолжать действовать годовая подписка по 600-рублевому тарифу до момента ее окончания, отмечают в компании.
На текущий момент у оператора в Сибири насчитывается чуть более 1 млн абонентов, и до конца года "Триколор" намерен существенно увеличить эту цифру, правда, конкретных планов озвучивать не берется. При этом оператор заявляет, что планирует начать предоставлять услуги с "Экспресс-АТ1″ уже 15 апреля 2014 года.
Следом за "Триколором" состояние спутниковой отрасли оценил Eutelsat. По словам Николая Орлова, регионального вице-президента компании, за последнее время на поле DTH увеличилась активность игроков, здесь начали появляться новые имена. Орлов не стал уточнять, о ком именно он говорил, но не трудно догадаться, что он мог иметь в виду МТС, слухи о запуске спутникового проекта которым ходят последний год-два (а недавно они вспыхнули с новой силой, когда в СМИ появилась информация о покупке МТС’ом нескольких транспондеров на ABS-2), а также компанию STV под руководством Юлии Шахмановой.
Кстати, представители STV также выступили на конференции, где в очередной раз поделились информацией о своей компании, о трех транспондерах на ABS-2, имеющихся в их распоряжении, и о всяческих особенностях сотрудничества с ними.
После темы спутника спикеры перешли к интернету. И для начала они вспомнили, что еще несколько лет назад кабельное телевидение было всем и вся для телеком-отрасли, а теперь взоры игроков направлены в сторону интернета и поиска возможностей для монетизации своего бизнеса в этой среде.
На фоне этого актуальным оказался доклад Грега Менделеева из Akamai с прогнозами по онлайн-рынку. Его компания подготовила пять предсказаний, и согласно первому из них, все большее число компаний начнет прибегать к сетям CDN. Если сейчас 31% мирового интернет-трафика идет через CDN (кстати, половина из него приходится на видео-контент), то к 2017 году этот уровень доберется до отметки 50%. Рост пользования CDN будет обеспечен снижением стоимости данной услуги и острой необходимостью в оптимизации трафика.
Второй прогноз Akamai — это рост телеком-рынка за счет connected-устройств. Этот процесс, пожалуй, происходит уже сейчас. Во-первых, потому, что подобные девайсы дешевеют, а во-вторых, потому что не подключаемых устройств сейчас практически не производят. Зайдите в любой магазин и попробуйте найти там хотя бы с десяток моделей телефонов, не имеющих возможности подсоединиться к интернету, или телевизоров, не обладающих аналогичным функционалом. Сейчас даже холодильники и стиральные машинки имеют такие возможности, поэтому приобщение к connected-устройствам большей аудитории — это лишь вопрос времени.
Третий прогноз компании был также связан с CDN. По словам Грега Менделеева, архитектура этих сетей будет все быстрее развиваться, и на фоне этого контент будет идти все ближе к зрителям. То есть достигать его не через 33 провода и устройства, а практически напрямую.
Четвертое предсказание от Akamai — это секрет успешности компаний. Он будет определяться инновациями и правильным их использованием в бизнес-модели телеком-игрока.
Ну и, наконец, пятый прогноз по рынку касался качества OTT-услуг. Так как OTT — это то направление, в которое смотрит сейчас почти вся отрасль, соответственно, со временем качество данных сервисов станет сравнимо с классическими вещательными. Правда, пока непонятно, каким образом это будет достигнуто. В России уже идут разговоры о том, чтобы OTT-площадки договаривались с провайдерами об отчислениях за трафик, но пока подобных случаев в отечественной практике не наблюдается. А вот в Америке уже есть такой прецедент — это договоренность Netflix’а с Comcast’ом, которое в ближайшие годы, возможно, расширится еще на нескольких крупных игроков. По крайней мере, Netflix уже ведет с провайдерами переговоры на эту тему.
Продолжение следует...