Mobile World Congress 2014: здесь и сейчас
![](/sites/default/files/mobile-world-congress.jpg)
Mobile World Congress в этом году без труда побил свои собственные рекорды. Более 80 тысяч посетителей (72 тысячи в прошлом году) и 1800 стендов, и это при том, что посещение платное, а аренда площадей и сборка стендов стоит недешево (даже по европейским меркам). Оргкомитет даже был вынужден расширить выставочное пространство, выделив дополнительные помещения в центре города — традиционное место сбора (Fira Gran Via) всех желающих не вместило бы. Дополнительный флер в виде митингов антиглобалистов, заявления о многомилиардных сделках и инвестициях , а также представленные технические новинки поддержали соответствующий ажиотаж вокруг выставки.
4G — до победы еще далеко
Что бросилось в глаза? Если в прошлом году многие обсуждали будущее и вдавались в футурологию, то теперь основной лейтмотив — "здесь и сейчас". К примеру, производители девайсов решили взять по максимуму от новых возможностей, предоставляемых 4G, но попутно инициировали дискуссию — а не забегают ли они вперед? В результате, в ходе первых же конференций и круглых столов, которыми было так богато это мероприятие, выявилось и стало очевидно технологическое неравенство по географическому принципу.
Взять, к примеру, таких гигантов как HTC и Orange. Они представили на выставке новые модели смартфонов, заточенные исключительно под 4G. Возможно, в Мексике к таким девайсам и готовы — министр телекоммуникаций страны заявила, что к 2015 году Мексика сможет предоставить свободный доступ к LTE всем резидентам, а вот остальные страны — не факт. В ходе конгресса был представлен отчет одного из уважаемых аналитических агентств в сфере мобильных телекоммуникаций — GSMA, где высказывался известный скептицизм по поводу скорости внедрения 4GSM. К примеру в Южной Корее, где внедрение LTE происходит самыми быстрыми темпами, услугой пользуется около 50% пользователей мобильных девайсов (в свете этого заявление представителей LG и Samsung об инвестициях в 5G не выглядит пустой бравадой), а в США и Японии (странах, следующих за Южной Кореей по уровню внедрения услуги) не более 25% клиентов пользуется 4G и в ближайшее время эта цифра сильно не изменится.
Дальше больше. Представители мобильных операторов из стран, объявленных GSMA мировыми лидерами в продвижении 4G, а именно — Канады, Германии, Франции, Бразилии, Великобритании и та-та-та-там... России, выглядели этакими двуликими Янусами. В ходе панельных дискуссий делались дежурные реверансы в сторону неизбежного прогресса и представлялись оптимистичные цифры прогнозов и отчетов относительно востребованности LTE. Например, аналитики Informa, проводившие исследования по вышеупомянутым странам зафиксировали, что в среднем пользователь 4G за год качает до 1,9 GB трафика, в то время как аналогичная цифра для клиента 3G — только 894MGB. Несмотря на это, в начале 2013 года такие крупные сотовые операторы как Vodafone, 3UK и Free Mobile вынуждены были отказаться от акции а-ля "с 3G на 4G бесплатно", при которых абонент переключаясь на 4G оставался в прежнем тарифе. Такие акции запускались со ставкой на стремительный рост услуги 4G, но этого не произошло. Да, рост есть, но его темпы были явно переоценены.
![](/sites/default/files/mwc_lte.jpg)
Причины замедления роста разнятся. Например, вице-президент МТС Василий Латцанич прямо назвал LTE "бременем", что не удивительно с учетом того, что в России наличие лицензии на LTE сопряжено с социальной нагрузкой по продвижению этой технологии туда, где еще и с 3G мало кто знаком. Один из вариантов выхода из ситуации предложил тот же Латцанич. Он выдвинул идею "продавать самый дешевые смартфоны и "таблетки" на рынке", обозначив фокус на продаже дешевых самртфонов из Китая вместо премиум-девайсов от Apple, Samsung и Nokia.
В Европе и Северной Америки своя причина замедления роста 4G. В погоне за технологическими прорывами как-то было выпущено из виду, что средний возраст клиента изменяется, при этом изменяется ближе к пенсии. Навороченные девайсы стоят недешево, и в отличие от России европейский и американский потребитель тщательнее считает деньги. К чему британцу в возрасте "за 50" тратить свои кровные на чудо-девайс, заточенный под 4G, если уровень проникновения fixed line в Европе уже около 45%, а Северной Америке этот показатель даже выше.
Фактор Wi-Fi также никто не отменял и тенденция замедления роста проникновения 4G имеет к этому прямое отношение. Например, согласно озвученным на MWC данным исследования компании Mоbidia Technology, еще в январе 2013 года в Северной Америке и Западной Европе соотношение объема скаченной информации для абонентов 4G в Wi-Fi и с девайса было 69% на 31%, соответственно, а уже к концу года это соотношение поменялось не в пользу 4G, став 78% к 22%.
OTT заставит мобильных операторов изменить правила игры
"Я думаю у нас будет лучший голосовой сервис в мире, и используя минимальный объем трафика мы добьёмся офигенной оптимизации". Это прямая цитата CEO WhatsApp Яна Коума на встрече с VIP-посетителями Барселонского конгресса.
Реакция на эту фразу была у аудитории неоднозначной. Представитель одного из крупнейших мировых операторов в ответ на заявление Яна Коума сказал, что "около 70% нашей прибыли — это голосовые услуги. Я понял, что вы грядете, но я бы вам сказал — полегче на поворотах"... Но это вряд ли. Впрочем, это осознают и сами мобильные операторы.
"Смс и голос будут бесплатными. Мы намерены извлекать прибыль исключительно из передачи данных", - заявил Матс Грандрид, глава Tele 2. Поддержал коллегу и Джо Лундер, CEO компании VimpelCom: "В перспективе мы перестанем быть провайдером только лишь голоса и текста, предоставив нашим абонентам возможность широко использовать Skype, WhatsApp и Facebook".
На MWC чётко сформулировалось послание, что без взаимодействия с OTT-индустрией мобильные операторы в долгосрочной перспективе обречены либо на борьбу за выживание, либо на смену географического фокуса. Например, им придется присмотреться к Африке, где мобильные операторы получают сверхприбыли и рост услуг именно в голосе, текстинге и мобильном банкинге.
Сотовые операторы заявляют о готовности видеть монетизацию в передаче видеоинформации, взамен голоса и cмс-услуг. Однако озвученные на MWC данные говорят, что операторы фактически выдают желаемое за действительное. Например, согласно исследованиям компании Opera Software, проведенным в странах "большой восьмерки", включая Индию и Австралию, от 40 до 74% абонентов сотовых операторов испытывают регулярные проблемы (помехи) при просмотре видеоконтента. Более того, в некоторых странах (США, Канада) 20,1% видео "значительно искажено". При этом постепенное внедрение 4G не сильно меняет общую картину — примерно от 17 до 19% абонентов использующих LTE, также испытывают проблемы при просмотре видео.
Очевидной альтернативой для мобильных операторов является максимальная интеграция OTT-сервисов в свой пакет услуг. Недостатка в перспективных предложениях на MWC не было.
Хэдлайнером по таким предложениям выступила компания Ericson.
Выставка есть выставка
На WMC необходимо было привлечь измученный суетой глаз посетителя, и Ericsson решила сделать это, пойда от обратного — разместившись подальше от стендов крупных компаний и закрыв свободный вход для посетителей (только по приглашениям). Попав туда, можно было понять — почему. Такова цена за прикосновение к будущему. Представленный на их стенде кейс "Будущее TV Everywhere" является воплощенной мечтой телемана — интегрированная end to end платформа для платного телевидения, совмещенная с высоким качеством просмотра, технологией мультискрин и интерактивностью. При этом полная синхронизация со всеми девайсами — от мобильного телефона до ПК, позволяет создать зону полного взаимопонимания клиента с представленным агрегатом. По мнению специалистов компании в продаже это чудо будет года через два. Однако, никто не будет ждать. Например, на стенде компании Viacces — Orca, был представлен кейс Orange TV, который был запущен для абонентов компании Orange в Испании в конце прошлого года. Совмещенность life TV с VOD под соусом Smart делает его как многофункциональным, так и удобным в использовании.
![](/sites/default/files/mwc_orange.png)
Мужской взгляд на выставке (а большинство на MWC было мужчин, чего уж там) уже не привлекают ресепшны стендов с девушками в облегающем. Зажечь его может только спорт. Особенно если спорт совмещается со словом smart. Разработчики OTT-платформ уловили это настроение, плюс вспомнили о надвигающемся Мундиале. Поэтому на стенде компании Alcatel —Lucent, например, была представлена версия OTT-сервиса для просмотра матчей по американскому футболу и soccer. В данном случае компании довели технологию мультискрин до идеальной, но массовый запуск планируется только в середине 2014 года. Похожий продукт был представлен компанией Ericsson совместно с Vodafone Germany — матчи Бундеслиги будут доступны скоро абонентам при наличии приставки, а в связи с перспективными планами компании по приобретению кабельных операторов — это серьезная заявка на проникновение продукта. В свою очередь SPB TV также поддержало честь российского производителя, впервые представив на международной выставке такого уровня OTT-сервис "Наш Футбол GO", где совмещен интерактивный функционал c подачей контента в различных форматах и исчерпывающей справочной информацией.
Что дальше, или кто будет "Царь Горы"?
Представленные на MWC девайсы забавляли своим разнообразием, но глобальных изменений не претерпели. Скорее было интересно посмотреть за изменением позиционирования в этом бесконечном соревновании. Например Nokia, которой пророчили уход в секту имени Windows-phone, удивила тем, что на представленных моделях интегрировала операционную систему Android. На вопрос "зачем поддерживать конкурента", вице-президент компании Стефен Элоп ответил, что это "удачное сочетание совмещение наработанного опыта Nokia со старыми пользователями в совокупности с использованием сервисных возможностей Microsoft".
![](/sites/default/files/mwc_android.jpg)
Небольшую сенсацию сотворил и старший вице-президент компании Motorolla Рик Остерлоу, который заявил, что представленные на выставке девайсы "уродливы". "Их просто невозможно носить. Люди вынуждены их прятать в карманы". По словам топ-менеджера компании сейчас практически свободна ниша девайсов для "эстетов" и при новом подходе компании к продукту как к "ювелирному изделию" эта ниша скоро будет за Motorolla. Однако с ним трудно согласиться. Если говорить об эстетике помноженной на приличную сумму, то одним из хитов выставки можно назвать новую версию Yotaphone — Yotaphone 2. Первая модель телефона с двумя дисплеями цвета нуар по цене в 500 евро уже продана в количестве 12 000 тысяч , а это серьезная заявка на нишу супер-премиум, учитывая, что по словам CEO компании Yota Devices Влада Мартынова, компания ожидала, что продаст около 10 тысяч девайсов.
Если говорить о реальных технологических новинках, то к таковым можно смело отнести продукт LG Hybrid. Согласитесь, что подходя к зеркалу, ожидаешь увидеть себя любимого, а тут с помощью мановения руки (без всякого пульта) у тебя есть возможность построить свой график просмотра ТВ, осуществить операцию в банке, заказать пиццу и позвонить коллеге.
И все-таки основная интрига конгресса была в вопросе — кто в отсутствии Apple возьмет на себя функцию "царя-горы". Если в прошлом году ни у кого не возникало сомнений, что таковым является Samsung, то в этом году выявился реальный претендент в лице Huawei. Топ-менеджмент компании полуофициально заявлял о своих амбициях везде где только можно, и бил по конкуренту наглядно, по сути представляя все тоже самое что и у конкурента напротив, только "немного дешевле". Однако по мнению многих специалистов, если победа и будет за китайцами, то во многом благодаря демпингу. Смартфон с функционалом Samsung Galaxy за 50 долларов от Huawei — это серьезная заявка на лидерство.
P.S.
В заключение хотел бы написать то, что может звучать как off topic. Всем скептикам, предвещавшим скорую смерть STB — официальные цифры темпов производства ресиверов звучат следующим образом: в 2013 году зафиксирован рост производства на 8 %, прогноз на 2014 год — 11 %.