Монетизация потокового вещания в сети интернет

Название статьи, безусловно, скучное, но абсолютно верное — именно о ней самой, о монетизации, и пойдет речь. Я не претендую на глубокий анализ проблем, перспектив и всех механик в рамках этого текста — объем и формат не позволят мне этого сделать при всем моем жгучем желании поделиться своим опытом и мнением с вами. 
 
Ах, да. Я не представился и прошу меня извинить за это. Меня зовут Тимонин Артем, и я руковожу маркетинговым отделом единственного в России телеканала для геймеров Cyber-Game.TV — уникального телеканала с уникальным контентом и форматами взаимодействия с аудиторией.
Что ж, минутка пиара проекта Cyber-Game.TV закончена, и я приступаю к обещанному рассказу. 
 
Общая ситуация с монетизацией потокового вещания в России в интернете выглядит не только блекло, но и фактически находится в зачаточном состоянии. Это связано как с нехваткой специалистов в области маркетинга, имеющих необходимый опыт, навыки и видение, так и с ситуацией на рынке технических специалистов — банально не хватает ни прямых рук, ни светлых голов. Ситуацию с распространением в сети сигнала телеканалов также усугубляют несовершенство текущего законодательства и проблема пиратства, которую я также освещу ниже.
 
На данный момент есть несколько вариантов присутствия в сети телеканалов:
  • официальный сайт, где представлена общая информация о канале, а также, иногда, некоторые телесюжеты и передачи;
  • присутствие полноценного вещания телеканала на собственных площадках;
  • присутствие телеканала на внешних площадках — как партнерских, так и пиратских.
Соответственно, и монетизация каналов осуществляется по этим направлениям. Я специально не буду акцентировать внимание на монетизации VOD (т.е. видео по запросу), а также на рекламе, не относящейся к потоковому вещанию — это тема другой статьи. Кроме того, существенная часть телеканалов не представлена официально в сети практически никак — разве только в пиратских сетях, но и об этом читайте ниже.
 
Из крупных телеканалов сейчас в России активно занимаются монетизацией в Сети НТВ, ТНТ, некоторые каналы ВГТРК и "Первый канал". Однако из них только "Первый канал" активно развивает потоковое онлайн-вещание, а НТВ обкатывает его в тестовом режиме. Для подавляющего же большинства телеканалов интернет — поле неведомое и нехоженое.
 
Кадры решают все. Именно из-за отсутствия этих самых кадров, знающих "как" и "зачем", подавляющее большинство каналов не только не зарабатывает, но и официально не присутствует в сети. Нишу качественного вещания забивают проекты "интернет-телевидения", с унылым контентом, купленным за десять тысяч евро, который гоняют по кругу круглосуточно. А кроме них — пиратствующие площадки, забирающие себе потоковое вещание без каких-либо разрешений правообладателей.
 
Однако не только отсутствие профессионалов и умения пользоваться современными инструментами монетизации тормозит выход телеканалов в сеть. Одна из важнейших проблем — защита контента, которую полноценно решить пока не удается никому.
 
В связи с постепенным урегулированием законодательства в области прав на аудиовизуальную продукцию, проблема с защитой контента в скором времени станет не такой острой и перейдет в большей мере из плоскости технических решений в юридическую (а именно, в работу с площадками-ретрансляторами потока).
 
Я не буду останавливаться на проблемах технического свойства организации вещания в Сеть, хотя она подразумевает совершенно иной подход в проектировании подачи сигнала конечному пользователю — это вопрос исключительно желания, денег и специалистов. При этом с практической точки зрения вещание в сети существенно дешевле вещания через спутник.
 
Как я уже писал, телеканалов, официально вещающих в сети, мало. Еще меньше тех, кто научился зарабатывать на своем интернет-вещании. Давайте же разберем потенциал данного мероприятия.
 
По данным фонда "Общественное мнение" за 2012-2013 гг., аудитория российского интернета в возрасте от 18 лет и старше, хотя бы раз в месяц пользующаяся интернетом, составляет более 64,4 млн людей. При этом согласно статистике LiveInternet, самый популярный ресурс рунета — социальную сеть "ВКонтакте" — ежедневно посещают более 56 млн человек (подавляющая часть этой аудитории — молодежь и люди среднего возраста). Согласитесь, 50% трудоспособного населения России — не плохой стимул для того, чтобы подумать над увеличением своего охвата вещания.
 
Здесь у читателя может возникнуть один важный вопрос, который я часто слышу: "Зачем пользователю интернета смотреть телевидение в сети?". Дискуссия на эту тему, конечно, очень интересна сама по себе и я с радостью в нее включусь вне пределов этой статьи, а пока же напишу еще всего два слова — "интерактивное телевидение". Нет-нет, я не призываю (хотя, конечно, призываю) к тому, чтобы делать телевидение адаптивным и полностью интерактивным для пользователя, однако есть инструменты, которые позволяют не нарушая общей концепции вещания эфирного телеканала делать его в той мере интерактивным, в которой это может быть интересно интернет-телезрителям. Но об этом (про нестандартную монетизацию и спец.проекты) я напишу ниже. Пока же давайте пробежимся по основным инструментам монетизации, а также прикинем, сколько денег можно потенциально заработать с каждого из данных инструментов.
 
Эфирная реклама в Сети
 
Здесь все просто и стандартно — за счет вещания в интернете вы увеличиваете свою аудиторию и потенциальную привлекательность для рекламодателя. Подробно останавливаться не буду.
 
Медийная реклама
 
Это основной рекламный формат в Сети на данный момент. Так как мы говорим о видеоконтенте, а точнее, о потоковом вещании, то остановимся только на подходящих для этого форматах медийной рекламы: preroll, midroll, pause ad и overlay. Все это непосредственно реклама в плеере. Существуют и иные форматы, но у нас они не распространены.
 
Если вы смотрели видео на YouTube, то конечно могли видеть почти все форматы этой рекламы. Например, preroll — это короткий рекламный видеоролик перед началом показа основного видео. Midroll — прерывающий видеопоток рекламный ролик, а overlay — всплывающий снизу рекламный блок во время просмотра видео. Pause ad почти не встречается на YouTube — это показ ролика или статичного баннера после нажатия зрителем на паузу просмотра. 
 
Средняя стоимость медийной рекламы в видео-сегменте интернет-рынка до всех скидок составляет от 1000 до 2000 рублей за 1000 показов рекламного материала (для preroll, например), в зависимости от продолжительности рекламы. При этом возможно включение не одного, а, например, двух подряд рекламных роликов (безусловно, это не лучшая идея, но я обещал описать возможности).
 
Для осуществления полноценного вещания в сети и полного раскрытия рекламного потенциала, конечно, лучше использовать видеоплеер собственной разработки.
 
Партнерские отчисления
 
Существуют площадки и сервисы, которые агрегируют контент телеканалов как на честных партнерских условиях, так и те, кто просто пиратят чужое добро. В обозримом будущем вторые или практически вымрут или трансформируются в первых. 
 
Условия сотрудничества могут быть (а могут и не быть) выстроены следующим образом — вы отдаете партнеру сигнал, а он ретранслирует его через свои сервера на свою аудиторию. Он получает контент, а вы — долю от рекламных доходов партнеров и расширение своего охвата.
 
Контент-лок
 
Контент локеры — это программные средства для предотвращения доступа пользователя к контенту до совершения им определенных действий. Например, оплаты просмотра, или перехода по баннеру, или "лайка" бренда в социальной сети — всего, чего угодно. Как вы понимаете, монетизация здесь может быть как прямая, так и косвенная. 
 
Мобильная история
 
Россия — одна из самых быстро растущих стран по увеличению числа пользователей мобильного интернета, и было бы глупо пренебрегать этим. Самый простой и действенный способ монетизации вашего канала — выпуск собственного мобильного приложения, использование которого для пользователя может быть как платным, так и бесплатным. В первом случае вы назначаете определенную цену за покупку приложения, во втором — отдаете приложение бесплатно, транслируя в нем мобильную медийную рекламу (стандартно, до скидок — 250 рублей за 1000 показов). Разумеется, возможен и выпуск приложения одновременно в двух вариантах — пользователь или покупает приложение и не видит медийную (но не эфирную) рекламу, или пользуется бесплатно, но видит дополнительные рекламные блоки.
 
Именно мобильное телевидение становится телевидением новой эпохи — интерактивной. Благодаря мобильным приложениям формата Second Screen возможна реализация не только нестандартных специальных проектов (стоимость от 150 тысяч до 1,5 млн рублей), но и подключение новых дополнительных сервисов для пользователей и каналов взаимодействия рекламодателя с ними. Например, возможно подключение голосования, анкетирование, дополнительное размещение спонсорской интерактивной рекламы и так далее — и все это параллельно вашему основному вещанию! Допустим, у вас идет выпуск передачи "Диалоги о рыбалке" — ну идет и идет, "обычные" зрители смотрят, жуя бутерброд, выходя в туалет в перерывах на рекламу. А что может происходить в случае добавления интерактивности? Зритель может проголосовать смской за лучшую мормышку фирмы такой-то, пообщаться с другими любителями подледной рыбалки и скооперироваться для совместного выхода и отдыха, скачать видеоролик с более подробным применением убер-удочки, показанной в передаче. А кроме этого, ознакомиться с другими предложениями ваших рекламодателей, вступить в сообщество вашего телеканала или сообщество рекламодателя в соцсетях, поделиться информацией о новом телешоу, не вставая с места заказать эту чертову-как-же-я-ее-хочу удочку себе домой сейчас же! 
 
Ладно, допустим, пример с "Диалогами" и мормышками не очень удачный. Возьмем простой и потенциально интересный для крупного рекламодателя пример. У вас прямо сейчас транслируется реклама нового Peugeot? Отлично! Дайте возможность пользователю-зрителю покататься на этой машинке прямо на экране своего смартфона, дайте ему возможность прямо сейчас перейти на промо-сайт и оставить заявку на автокредит! Это все вполне реально. Конечно, у вашего рекламного агентства прибавится работы, но зато и у вас прибавится денег. Потому что к обычной эфирной рекламе вы можете предложить нечто новое, необычное, востребованное, эффективное. И дорогое. 
 
Именно за мобильным и интерактивным телевидением будущее, которое уже наступило — осталось только успевать идти в ногу со временем. А пока готовилась эта статья, "Первый канал" первым в России из эфирных каналов выпустил Second Screen-приложение для мобильных платформ.
 
Конечно, есть и иные платформы, которые позволяют и расширять свою аудиторию, и продавать новые рекламные форматы. В качестве примера можно привести Smart TV, которым только в 2012 году активно пользовались всего несколько тысяч человек в России, а в 2013 — уже сотни тысяч. 
 
На этом, пожалуй, все. И я надеюсь, что сумел подвести вас к очень важному решению в жизни вашего телеканала. Уверен, у вас осталось еще множество вопросов и я с радостью смогу на них ответить — просто спросите.

Source URL: https://www.cableman.ru/article/monetizatsiya-potokovogo-veshchaniya-v-seti-internet