Эволюция потребительского телесмотрения
Техническая эволюция пользовательских устройств и повсеместное распространение широкополосного интернета — как фиксированного, так и мобильного — способствовали тому, что телевизионный приемник сегодня перестал быть единственно возможным экраном для индивидуального просмотра видео. Все чаще с этой целью используются прочие экраны, основными из которых являются стационарный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. Еще одна разновидность таких устройств — телевизор с возможностью подключения к сети интернет (Smart-телевизор), быстро набирающий популярность — также влияет на изменение привычек, связанных с просмотром домашнего просмотра видео.
Хотя телевизионный экран остается доминирующей платформой среди трех основных платформ (телевизор, компьютер, мобильное устройство) для просмотра видео, число тех, кто использует альтернативные платформы, растет с каждым годом. Это общемировой тренд: так, по данным американской исследовательской компании OOYALA, в течение первого полугодия 2013 года видеопросмотр на смартфонах увеличился на 41%, на планшетах — на 59%. Появилась прослойка пользователей, полностью отказавшихся от телевизора в пользу компьютеров и мобильных устройств, в США их назвали cord-nevers.
Использование различных устройств для просмотра теле- и видеоконтента
В России ситуация аналогичная. Компания iKS-Consulting провела в октябре 2013 года полевое исследование , целью которого было выявить особенности потребления жителями крупных российских городов телевизионного и видеоконтента на различных устройствах.
Как показало исследование, в среднем один житель крупного российского города сегодня пользуется 2,4 устройствами, на которых можно просматривать телевизионный и видеоконтент, при этом использует для просмотра видео, хотя бы изредка, 2 устройства. Людей, которые вообще не смотрят какого-либо видеоконтента, не оказалось.
Чем пользуются и на чем смотрят видео
Молодежь использует больше устройств для просмотра видео. Больше всего — 3,1 устройства — используют для просмотра теле- и видеоконтента молодые москвичи в возрасте до 24 лет.
Телевизор — все еще экран № 1
Телевизор (включая Smart-телевизоры ) остается основным устройством для просмотра теле- и видеоконтента — его смотрят 90% опрошенных, из них 79% — ежедневно. Меньше всего смотрят телевизор в Москве — положительно на этот вопрос ответили 81% москвичей.
Структура аудитории (на чем смотрят видео)
Доля тех, кто смотрит только телевизор, достаточно высока — 36%. В подавляющем большинстве это люди старшего поколения.
Возрастная структура тех, кто смотрит только телевизор
Продолжительность просмотра теле- и видеоконтента
Средний возраст тех, кто вообще не смотрит телевизор, составляет 29 лет (в то время как средний возраст опрошенных — 38 лет), причем женщин среди них в 2 раза меньше, чем мужчин. Наиболее востребованное в этой группе потребителей устройство для просмотра видео — ноутбук (его отметили 68%). Частота просмотра видео на прочих устройствах среди пользователей этой группы также в 1,4–1,8 раза выше, чем в среднем по группе. В качестве основной причины, почему они используют именно эти устройства, респонденты отметили "Возможность быстро получить доступ к новым фильмам и т.п.".
Наиболее многочисленной является группа тех, кто смотрит телепередачи и по телевизору, и на устройствах, подключенных к интернету.
В среднем российский потребитель смотрит теле- и видеоконтент 26,5 часов в неделю (и опять меньше всего тратят времени на просмотр видео москвичи — всего 21 час в неделю). Причем средняя продолжительность просмотра видео на компьютерах и мобильных устройствах составила 10,5 часов, против 16 часов времени просмотра на обычных и Smart-телевизорах.
Неожиданным результатом исследования стал и тот факт, что, хотя молодежь и смотрит телевизор намного меньше, чем старшее поколение, в целом молодые люди тратят больше времени на просмотр видео (суммарно на всех устройствах) — разница в продолжительности просмотра между теми, кто младше 25 лет, и теми, кто старше 45, составляет 5 часов в неделю. Причем в самой молодой группе — единственной из всех — прочие устройства превалируют над телевизором (19,5 часов против 10).
Длительность просмотра телевизионного и видеоконтента, часов в неделю
Ежедневно смотрит теле- и видеоконтент на каком-либо из устройств 82% опрошенных.
За исключением мобильных устройств, продолжительность одного просмотра для всех устройств составляет около полутора часов. Продолжительность одного просмотра для всех устройств, за исключением мобильных, составляет около полутора часов. Для планшета и смартфона видеосессии короче: около часа — для планшета и около получаса — для смартфона.
Что смотрят на различных устройствах
Линейное телевидение сегодня смотрят на всех устройствах. Очевидно, что самая большая доля телесмотрения приходится на телевизоры. Линейное ТВ смотрят 100% из тех, кто смотрит телевизор, и 90% из числа владельцев Smart-телевизоров. На остальных устройствах частота просмотра ТВ зависит от размера экрана. Больше всего смотрят ТВ на компьютерах, меньше — на мобильных устройствах, особенно на смартфонах. Всего же телевидение в сети интернет смотрят уже 25% городских жителей. Интересным является тот факт, что 38% из числа тех, кто совсем не смотрит телевизор (10% опрошенных), тем не менее смотрят линейное ТВ-вещание в сети интернет.
Видео в режиме онлайн смотрят 55% горожан на всех устройствах, имеющих выход в интернет. Доля тех, кто смотрит видео онлайн, уже превышает долю тех, кто смотрит скачанное видео и видео в записи (DVD и т.п.) — таких 34%, причем эта тенденция наблюдается для всех устройств, имеющих выход в интернет.
Среди владельцев Smart-телевизоров очень популярным является видео в приложениях Smart-TV — его смотрят 53% владельцев "умных" телевизоров.
Тип контента, просматриваемого на различных устройствах
Что касается вида контента, то здесь устройства четко распределяются на 3 группы:
- Телевизоры (вкл. Smart-телевизоры) — большинство телезрителей смотрят новости и художественные фильмы.
- Компьютеры. Фильмы — наиболее популярный контент. Более половины пользователей смотрят также ролики в соцсетях.
- Мобильные устройства — в этой группе лидируют видеоролики, а вот на втором месте — разный вид контента. Для планшетов с их достаточно большим экраном — это художественные фильмы, для смартфонов — видеоклипы.
Наиболее популярный контент для различных устройств
Таким образом, два вида контента имеют четкую привязку к устройству:
- Ролики из соцсетей смотрят на устройствах, подключенных к интернету.
- Новости смотрят преимущественно по телевизору (в интернете новости читают).
- Новости — самый популярный телевизионный контент.
- Фильмы — самый популярный контент на компьютере и второй по популярности вид контента на телевизоре и планшете.
Основные выводы
Среди россиян все шире распространяется новая модель потребления — просмотр видео в удобное время, в удобном месте, на удобном устройстве. Возросшие скорости интернет-доступа упростили доступ к контенту — уже нет необходимости подолгу скачивать файлы, можно смотреть в сети линейное телевещание (причем без привязки к оператору, что делает телевидение доступным везде, где есть интернет). Пользователь привыкает сам выбирать, что ему смотреть.
В этих условиях понятны волнения операторов платного ТВ и телеканалов по поводу возможного сокращения доходов за счет перетока зрителей в Интернет. Однако главным остается то, что пользователи не прекращают смотреть ни видео, ни линейное телевещание — наоборот, молодые люди сегодня тратят больше времени на видеопросмотр, чем старшее поколение. Поэтому необходимы новые бизнес-модели, возможно, более сложные, с большим числом участников, но такие, чтобы в итоге процесс столь полюбившегося современным пользователям выбора стал еще более естественным.