От 2013-го к 2014-ому: спутниковые итоги и планы
Выставка CSTB — это крупнейшее событие в жизни телеком-отрасли России, и присутствие на ней — своего рода показатель состояния бизнеса того или иного игрока. Поэтому примечательно, что на минувшем мероприятии отсутствовали некоторые DTH-операторы. В частности, на CSTB’2014 мы не увидели таких спутниковых операторов как "Радуга ТВ" и "Рикор Smart TV". А вот "Триколор ТВ", "Орион-Экспресс" и "НТВ-Плюс" показали себя во всей красе. В этой связи предлагаем вспомнить, с какими результатами завершили 2013 год отечественные спутниковые операторы, и что им дает надежду рассчитывать на "светлое будущее".
Итак, начнем с самого крупного — "Триколор ТВ". Прошлый год завершился для него весьма успешно. Формально оператор по итогам 2013 года обсуживал 14,1 млн абонентов, 10 млн из которых были платящими. Однако, сам оператор ожидал несколько более высоких цифр. "В 2013 году, к сожалению, мы ждали большего. Изначально мы планировали, что по итогам года сможем подключить 2,5 млн новых абонентов, но в итоге получилось подключить порядка 2 млн домохозяйств. В принципе, выполнение плана на 80% — это достаточно успешно для нас", — рассказал "Кабельщику" генеральный директор "Триколор ТВ" Александр Макаров. По словам Макарова, показатели могли бы быть и лучше, если бы не откладывание запуска спутников, покрывающих территорию Сибири, где "Триколор" намерен активно развиваться. "В Сибири, по сути, нет спутникового телевидения, поэтому там есть куда расти, куда развиваться. И "Триколор" хотел предложить то, чего никогда не было у сибирских абонентов, то есть наши платные сервисы, наши особые услуги, такие как "Кинозал". Но, к сожалению, планы существенно сбила задержка запуска спутника", — добавил он. (В действительности в Сибири успешно работают спутниковые платформы "Континент-ТВ" и "Телекарта" (оператор "Орион Экспресс"), а также "Радуга-ТВ" (оператор "ГеоТелекоммуникации") - совокупная абонентская база этих операторов в этом регионе составляет не менее миллиона абонентов, - прим Ред.)
Но зато в прошлом году "Триколору" удалось реализовать много других планов. Например, запустить в коммерческую эксплуатацию "Радиопакет", пакеты телеканалов "Детский" и "Музыкальный", и ошеломить рынок появлением двух премиальных предложений — "СуперКино HD" стоимостью 5400 рублей в год и "Золотая карта" за 10 тысяч рублей в год, никак не укладывавшихся в концепцию lowcost-игрока.
"Мы обнаружили, что есть абоненты, которые не охвачены — например те, которые хотят смотреть элитные киносервисы. Они хотят смотреть видео в HD-качестве, хотят премьеры — как раз для них мы запускаем такие пакеты. Потом мы обнаружили, что у нас имеются меломаны, которые хотели смотреть музыкальные каналы, для них мы также завели пакет. Кроме того, мы сделали детский пакет. Мы ничего не делаем спонтанно, мы изучаем спрос абонентов — понятно, что для нас это способ заработать деньги, увеличить ARPU", — прокомментировал появление новых предложений Александр Макаров. "На самом деле, у нас существует несколько миссий, и одна из них — это внушать спрос к расширенному телесмотрению на основе передовых технологий. Российским абонентам сейчас кажется абсолютно нормальным платить по 500-1000 рублей за мобильный телефон, но почему-то считается неправильным платить за платное телевидение больше 1000 рублей", — добавил он.
Также он сообщил, что новые пакеты и предложения позволили "Триколору" на 10,8% увеличить показатель ARPU — с 726 до 805 рублей. при этом годовая выручка компании выросла на 28% до 8,1 млрд рублей. Причем в структуре выручки 85,8% дохода приходится на основную услугу, 14,2% — на дополнительные сервисы. В прошлом году это соотношение было иным: 88% и 12% соответственно.
Что касается других итогов деятельности "Триколора" за 2013 год, то стоит отметить, что в минувшем году оператор запустил акцию по замене 7 млн старых SD-ресиверов на новые, поддерживающие формат HD. Полностью заменить парк устройств оператор планирует за 2-2,5 года.
Ну а теперь о годе наступившем. 2014 год для "Триколор ТВ" должен ознаменоваться привлечением еще около 2 млн новых домохозяйств, запуском специального приложения — "Навигатор по контенту" и ряда дополнительных услуг, в частности, тематических пакетов "а-ля карт".
Более подробно о "Навигаторе по контенту" "Кабельщику" рассказал Денис Высоцкий, руководитель службы управления проектами и технологического развития "Триколор ТВ": "Учитывая, что наши абоненты пользуются таким большим и разнородным парком приемного оборудования, наиболее очевидный способ сделать просмотр комфортнее — использовать сторонние широко распространенные платформы. Много телеканалов — это хорошо. Но еще лучше, когда при этом есть инструмент, помогающий пользователю сориентироваться в этом мире контента. Например, в приложении предусмотрены: поиск (как прямой поиск, так и поиск схожих событий), рекомендации (как операторские, так и основанные на изучении пользовательских предпочтений), составление списков избранного и установка напоминаний. Также хочу сказать, что мы работаем над синхронизацией мобильного приложения и приемного устройства. Пока данное направление на стадии разработки".
Он также сообщил, что с помощью нового сервиса оператор рассчитывает "дать представление большему количеству людей о наших возможностях. Это должно привести к увеличению подписок на дополнительные пакеты "Триколор ТВ", соответственно — к повышению ARPU. Запуск подобных сервисов — это вполне логичный и рациональный шаг для любого зрелого оператора". И что на запуске "второго экрана" "Триколор" ограничиваться не собирается, и в будущем планирует представить новые интерактивные сервисы, которые бы сделали "телесмотрение еще более комфортным для абонента".
Кроме того, спутниковый оператор продолжит развитие пакета HD-телеканалов, а также проекта "Триколор ТВ-Сибирь" в связи с запуском КА "Экспресс-АТ1″ в марте 2014 года. Плюс, компания рассмотрит возможность создания DTH-проекта с использованием нового КА ABS-2. По мнению Александра Макарова, в этом году драйверами дальнейшего роста для всех игроков DTH-сегмента будут контент и дополнительные сервисы. "Изначально абонентами двигала "спутниковая элитарность", то есть желание иметь большое количество телеканалов не важно какого качества. Потом им стало важно качество, следом стали важны сервисы, и в конце концов стал важен собственно сам контент. Поэтому драйвером в этом году однозначно останутся контент, HD, дополнительные сервисы и интерфейс этих сервисов", — поделился гендиректор "Триколора" с "Кабельщиком".
"Орион Экспресс"
На CSTB’2014 "Орион Экспресс" конференций не проводил и публично о своих итогах не отчитывался, но по нашим данным, полученным в конце декабря прошлого года от пресс-секретаря компании, 2013 год оператор завершил с 1,96 млн абонентов, что больше по сравнению с 2012 годом на 87%. Можно сказать, что "Орион" практически выполнил обещание, данное им в начале 2013 года — как и в 2012-ом году увеличить свою базу за год вдвое.
Нарастить ее на 87% компании помогло несколько факторов. И в первую очередь — спецпредложения для партнеров по низкому входу, а именно, возможность закупать HD-ресиверы по цене SD-оборудования.
Еще одним фактором роста стал пакет "Телекарта Безлимитный" стоимостью 199 рублей в месяц, на который пришлось наибольшее число подключений в 2013 году.
Стоит упомянуть, что в 3-м квартале прошлого года оператору удалось подключить больше всего абонентов на рынке — свыше 250 тысяч, при том, что данный квартал нельзя считать высоким сезоном.
Говоря о других результатах деятельности "Орион Экспресса" в 2013 году, нельзя не напомнить о презентации компанией проекта "Первый региональный мультиплекс", который оператор предложил в качестве альтернативы III цифровому эфирному мультиплексу, в который, судя по тенденциям, попадут далеко не все желающие.
На конец 2013 года в мультиплекс "Ориона" входило 13 региональных телеканалов и велись переговоры с 12 потенциальными партнерами. Полностью формирование "Первого регионального мультиплекса" должно завершиться в первом квартале 2014 года.
Что касается планов "Орион Экспресса" на 2014 год, то это увеличение абонентской базы, нет, не вдвое, но как минимум на 30%. Основной прирост домохозяйств ожидается в результате вывода на геостационарную орбиту космического аппарата "Экспресс-АМ5″, который охватит своим вещанием территорию Сибири и Дальнего Востока. Здесь оператор планирует увеличить пакетирование и вообще предоставить абонентам больше возможностей.
Продолжение следует...