Ираклий Накашидзе: "Интернет не дает гарантии качества услуг"

М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире очередной выпуск программы "ТВ-Профи" и её ведущие — Яна Бельская и Михаил Силин. 
 
Я.Бельская: И я хотела бы представить сегодняшнего гостя — это Ираклий Накашидзе, директор по развитию бизнеса компании BCC. Мы знаем Ираклия как одного из старейших сотрудников нашей отрасли — он 20 лет работает в сфере платного телевидения. 
 
И.Накашидзе: Да, это так. Здравствуйте!
 
М.Силин: Сегодня мы поговорим об инфраструктуре, которую необходимо построить для качественного представления телевизионных услуг по сети интернет. Наверное, ни для кого не секрет (я и сам с этим сталкивался очень часто), что при попытке посмотреть через сеть интернет какой-либо фильм, зачастую бывает, что картинка вдруг замирает, что-то рушится или рассыпается. В общем, бывает хорошо, но бывает и плохо. Ираклий, с чем это связано? Почему так случается? 
 
И.Накашидзе: В двух словах — каким образом это происходит. Интернет становится всё более и более популярным в плане площадки для предоставления телевизионных услуг, телевизионного контента в целом. Однако у интернета есть одна особенность — в нем невозможно гарантировать качество предоставления той или иной услуги. QoS’а как такового не существует. 
 
М.Силин: Давайте поясним, что такое QoS.
 
И.Накашидзе: Quality of Service — гарантированное качество предоставления услуги. Так вот, телевизионный сигнал, телевизионная картинка — это штука, вещание которой, которая должно быть непрерывно. Иначе это очень раздражает абонента, который вынужден сталкиваться с постоянным прерыванием и смотреть на крутящийся "бублик". В этой связи было придумано несколько различных технологий, одной из которых является адаптивный стриминг — это когда само качество контента подстраивается под ту или иную ситуацию в интернете. 
 
М.Силин: В реальном времени?
 
И.Накашидзе: Да. Но одной лишь этой технологии тут недостаточно. Необходима также качественная гарантированная доставка самого сигнала до конечного потребителя, и источником этого сигнала должно быть место как можно ближе находящееся к самому конечному потребителю. То есть, чтобы между конечным потребителем и источником сигнала было как можно меньше расстояние... 
 
М.Силин: протяженность сети...
 
Я.Бельская: "свичей"...
 
И.Накашидзе: Чего угодно. В случае российской реалии, чем меньше кабеля, тем лучше. Поэтому и появились такие инфраструктуры поверх существующей интернет-сети, которые называются CDN — control delivery network, то есть виртуальные и физические сети доставки контента. 
 
М.Силин: Прошу прощения, это отдельные от IP-сети? 
 
И.Накашидзе: Нет, это сети, построенные поверх IP-сети. 
 
М.Силин: То есть, они по-прежнему используют интернет-технологии, но какие-то дополнительные.
 
И.Накашидзе: Они используют интернет-технологии, но в структурированном порядке для каких-то определенных услуг. Причем, данные технологии выросли из вспомогательных до совершенно отдельного самостоятельного и большого бизнеса. Допустим, у нас в стране есть несколько крупных компаний, которые предоставляют такие услуги в качестве сервиса для любых операторов. Это, к примеру, компании Ngenix, CDN Video, CDN Networks. Их основной бизнес — это доставка контента через сети интернета. А в более широком масштабе, мировом, такие услуги оказывают глобальные игроки Level 3, Limelight, Akamai, но уже на куда большие территории.
 
М.Силин: То есть на территории, превышающие территорию одной страны? 
 
И.Накашидзе: Да. Практически на весь земной шар, за исключением Антарктиды, к примеру. Но игроки в каких-то странах присутствуют больше и имеют гарантированную возможность обслуживания очень большого количества потребителей на различные сервисы, в каких-то странах одни игроки присутствует меньше, другие — больше. 
 
Тут надо учитывать, что CDN — это не только видео. Возьмем операционные системы. Сейчас, к примеру, самой популярной является Apple IOS7. Когда вы скачиваете обновление этой ОС себе на телефон, оно идет к вам не напрямую из Купертино, а через CDN-сети, с которыми "яблочная" компания имеет договор. 
 
М.Силин: С чем это связано? Там же, вроде, QoS и нужен. Там же нет картинки при загрузке.
 
И.Накашидзе: Согласен, но представьте, что одновременно обновление решили себе скачать 200 млн пользователей. И вот все эти 200 млн будут тыкаться в один несчастный сервер, который находится в Штатах — это просто физически невозможно обеспечить. 
 
М.Силин: А что тогда делает CDN? Какова ее роль?
 
И.Накашидзе: CDN — это, по большому счету, "облако" с распределенными ресурсами. То есть для нас, конечных пользователей, это единая точка, куда я "стучусь", чтобы получить то, что хочу. И технология, спрятанная за этим облаком, реализует запрос от конечного пользователя, связывает его с источником и доставляет ему контент.
 
М.Силин: То есть, это система? "Облако" знает с какого места данному абоненту надо доставить контент.
 
И.Накашидзе: Да. Для заказчика не важно — какой механизм в "облаке". Он знает, что он отдает что-то, и знает, что это будет доставлено до конечного потребителя. Для потребителя не важно - что внутри облака. Он знает, что есть заказчик, он у него попросил, он получил. И вот CDN — это вся та технология, которая спрятана в "облаке", реализует запросы, ответы и связывает конечного потребителя с источником того или иного контента.
 
Я.Бельская: Это означает появление большого количества ЦОДов в разных регионах?
 
И.Накашидзе: Да, конечно. Так и происходит. Каждый из операторов таких сетей дистрибуции контента имеет свои ЦОДы в различных региональных узлах и также на сетях операторов для более качественного представления услуг.
 
Так вот, когда встал вопрос о предоставлении видео-контента через интернет, CDN стали играть одну из ключевых ролей. Тем более, если посмотреть в немножко другом разрезе, если происходит вещание бесплатного контента. Возьмем YouTube, RuTube, online-вещание федеральных каналов, даже определённые сервисы, которые работают по рекламной модели, то в данном случае если по какой-то причине картинка замерла или деградировала в своём качестве, то это не смертельно потому, что абонент потребляет это бесплатно.
 
М.Силин: И его это меньше беспокоит. 
 
И.Накашидзе: И его это меньше беспокоит, да. Хотя с другой стороны, всем этим операторам необходимо иметь возможность обслуживать запросы. Я сейчас статистику не помню, но один только сайт "Первого канала" генерит трафик, к которомуещё несколько лет назад весь интернет России даже близко не подходил. А таких источников контента  очень много.
 
А если мы говорим о платном телевидении, об операторе платного телевидения, который планирует предоставлять свои услуги через интернет и взимать за это деньги без отсутствия гарантированного качества доставки, возникает дилемма. С одной стороны, за доступ к услуге и за контент надо собирать деньги, а с другой стороны, если не гарантировать качество, то... 
 
М.Силин: .. потеряешь всех абонентов. 
 
И.Накашидзе: И получишь проблемы с законодательством. 
 
М.Силин: Раз уж мы заговорили о гарантированном качестве... Сейчас весь мир переходит на HD-вещание. Что это означает для обычного телевизионного вещания, я себе примерно представляю, в том плане — какие скорости передачи нужны для качественной передачи каналов в стандартном разрешении и высоком разрешении. Я видел разницу. Цифра, которую сейчас часто используют, а это порядка 3 мегабит в секунду, дает очень посредственное качество, для высокого разрешения нужны существенно иные скорости. Что это за скорости в случае интернет-вещания? Выдерживает ли сеть интернет? Можно ли транслировать HD-картинку на скорости 8-10 мегабит в секунду? 
 
И.Накашидзе: Теоретически можно, но так не делают. Потому что в интернете, как и в спутниковом вещании, каждый килобит — это операционные расходы оператора. А если оператор строит сети доставки контента сам, то это стоимость "трубы". Если используют услуги существующих операторов, это стоимость мегабайта доставленной информации до абонента. Поэтому стараются найти самый оптимальный компромисс между качеством сигнала и объемом передаваемых данных. 
 
М.Силин: А что с HD? 
 
И.Накашидзе: Всё зависит от выбранного оборудования, которое занимается инкодингом. Это существенно меняет положение дела, но 7-8 мегабит — это то, на что сейчас ориентируются операторы.
 
М.Силин: То есть, 7-8 мегабит в интернете на HD-вещание — это возможно?
 
И.Накашидзе: Да. При этом мы не говорим о 1080 P . потому что 1080 Р мало кто использует. Многие в рекламных целях говорят, что у них full HD, а в реале у них 720. И по большому счету 720 более чем достаточно для качественной картинки. 
 
М.Силин: Спасибо, давайте мы сейчас на этом сделаем небольшой перерыв на рекламную паузу и после этого продолжим. 
 
Часть 2-я
 
М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Мы продолжаем программу "ТВ Профи". В студии ее ведущие —Яна Бельская и Михаил Силин.
 
Я.Бельская: И наш сегодняшний гость - Ираклий Накашидзе. До перерыва мы разговаривали об HD-вещании в интернете и вещании телеканалов. Хотелось бы узнать, чем занимается компания BCC на этом рынке.
 
И.Накашидзе: Компания ВСС является довольно широкопрофильной организацией. Одним из ее направлений является телевидение и платформа для интерактивного телевидения.
 
М.Силин: ВСС — это оператор или это системный интегратор?
 
И.Накашидзе: Это системный интегратор, который занимается инжинирингом, телекоммуникационными инфраструктурами. Компания существует уже довольно-таки давно на рынке. Она один из пионеров IP-телевидения в России. 
 
Я.Бельская: Вы можете назвать какие-то кейсы, которые вы реализовали?
 
И.Накашидзе: Кейсов очень много. Компания одна из первых организовала распределенную IP-телесеть в России на базе МРК. ВСС организовал распределенную систему с центром управления в Москве и с филиалами, которые покрывали практически всю территорию России. Сегодня нашим одним из крупных заказчиков является "МегаФон". Также у нас есть несколько крупных проектов в работе, о которых, надеюсь, в ближайшее время сможем рассказать поподробнее.
 
М.Силин: Вы нам рассказывали про сети CDN, вы этими сетями владеете или вы их строите?
 
И.Накашидзе: Мы не строим их и не владеем. Мы —технологическая компания, которая помимо того, что является системным интегратором, ещё является и вендером. Недавно мы инвестировали в один стартап в Израиле, который исторически имеет огромный опыт в разработке таких инфраструктур и лет 6-7 назад являлся одним из лидеров по распределенным видео-дистрибуционным сетям в мире, с огромным портфолио крупнейших операторов, использующих их системы. Сейчас эта компания совместно с нами разработала для ВСС продукт, который называется backstage CDN. Это программный комплекс, который, по большому счёту, позволяет любому оператору организовать полноценную CDN-инфраструктуру. Однако, хочу заметить сразу, что это не является конкурирующим продуктом для существующих на рынке платформ для операторов, предлагающих видео-сервера и так далее. Дело в том, что если мы проведем аналогию со спутниковым вещанием, есть операторы спутников: Amos, Eutelsat, Astra и так далее. Они предлагают свои возможности и ёмкости для операторов телевизионных услуг в том числе. Многие компании, которые являются крупными игроками, используют их возможности для доставки своего контента. В интернете получается то же самое. Но никто не останавливает ту же самую компанию-оператора запустить свой собственный спутник. В интернете, если привести на аналогию, можно построить свой частный СDN (то есть это свои собственные ЦОДы, расположенные по регионам, связанные виртуальными сетями), и доставлять и раздавать контент непосредственно с него. Или воспользоваться услугами уже существующих провайдеров. Наше программное обеспечение backstage CDN позволяет оператору, с одной стороны, при желании строить свои собственные видеосети, при этом используя продукты практически любого существующего на сегодняшний день вендера по производству видеосерверов. Мы в этом случае совершенно прозрачны и подстраиваемся под любые платформы. С другой стороны, данное решение позволяет интегрироваться и работать с существующими CDN-провайдерами тоже. То есть, это гибридная сеть. Аналогов на рынке мировом на сегодняшний день практически нет. Есть несколько компаний, которые предоставляют аналогичные услуги, но они предоставляют их на уровне сервиса, а не являются операторами. Мы же делаем "коробочное" решение: любой оператор может или с нуля построить свою сеть, или использовать данное решение для апгрейда уже существующей инфраструктуры, чтобы расширить поле деятельности. 
 
М.Силин: Вы рассказываете о серверах, какой-то определенной системе серверов, которые устанавливаются для сокращения расстояния до конечного пользователя с места выдачи контента, да?
 
И.Накашидзе: В том числе. 
 
М.Силин: Означает ли это, что сеть CDN не может быть использована для телевизионного прямого вещания, где всё идёт в реальном времени и задержать что-то на сервере нельзя?
 
И.Накашидзе: Нет, она используется и для прямого вещания тоже. В чём здесь подвох... Мы очень часто сталкиваемся в своих общениях с потенциальными заказчиками, а также с коллегами по бизнесу, которые говорят, что IPTV чем хорошо, что есть вещание телевизионного контента практически в реальном времени, используется технология мультикаст, всё хорошо. А интерактивные услуги —  это еще не до конца востребованные сервисы, монетизировать их не всегда получается легко: больше затрат, меньше заработка. Но чем дальше мы идем в будущее, тем, на самом деле, интерактивные сервисы оказываются более востребованными. Но не в том понимании, как мы раньше говорили - видео по запросу, а это удобство использования, потребления вещательного контента: постановка на паузу, перемотка "живой" картинки...
 
Но когда пользователь вступает в интерактивное взаимодействие с "живым" вещанием, то это уже из простого вещания превращается в, по большому счёту, видео по запросу. Это непосредственное соединение между абонентским устройством конечного пользователя и инфраструктуры. Поэтому в OTT-вещании в CDN есть возможность передавать от оборудования до конечного потребителя, как и "живую" картинку, то есть обычные телевизионные каналы, так и в случае, если пользователь хочет как-то изменить процесс просмотра, то без дополнительных пертурбаций с переводом сигнала с одного источника на другой, он может "запаузит"ь, перемотать и провести какие-то другие действия. Этим и интересна платформа ОТТ и сама инфраструктура СDN, потому что она в корне меняет наше понимание того, как мы смотрим телевидение в реальном времени.
 
М.Силин: Я напомню нашим телезрителям, что ОТТ — это аббревиатура, которая означает предоставление видео-услуг по сети интернет, которые доставляются до пользователя минуя конкретного оператора связи.
 
И.Накашидзе: Да, эту аббревиатуру операторы телевизионной связи очень не любят. Потому что если ее расшифровать, то OTT — это Over The Top. Иными словами, есть некая платформа предоставления услуг оператора, а сверху нее, мимо оператора, идет что-то ещё.
 
М.Силин: Понятно. В нашей стране сейчас реализуется федеральная программа перехода на цифровое вещание. Может ли сеть CDN использоваться в ней сколько-нибудь эффективно для построения системы доставки телевизионных каналов на региональные передающие центры? В стране их, предположим, 90, куда доставляется сигнал сейчас посредством спутникового скачка. Можно ли здесь использовать сеть CDN? Это будет эффективно или неэффективно, дороже или дешевле?
 
И.Накашидзе: Я думаю, что, безусловно, можно. Мне трудно сказать её коммерческую составляющую, насколько это будет эффективней или неэффективней спутника, но с учётом уже довольно-таки развитой инфраструктуры опорных сетей по России и довольно-таки большого числа крупных операторов, которые дублируют друг друга, в том числе и "Ростелеком", и "ТранcТелеКом" и другие, я думаю, что вполне возможно, что да. 
 
М.Силин: Известны вам или нет какие-нибудь примеры из зарубежных стран, чтобы сети эфирного телевизионного вещания использовали волоконно-оптическую инфраструктуру CDN ?
 
И.Накашидзе: Трудно мне сейчас представить, потому что такой уникальной страны как Россия больше нет.
 
М.Силин: Она, конечно, большая. Есть страны горазды меньшие, но волоконно-оптические сети есть во всех странах.
 
И.Накашидзе: Опять-таки, такой жёсткой привязки к федеральным каналам как в России нет. Если взять, допустим, ту же самую Англию, то там национальный спутниковый оператор (это частная компания BSkyB, принадлежащая группе компаний Murdok) регулируется законодателями. Это частная компания, частный бизнес, однако она имеет определенные обязательства перед государством и она их выполняет. А то, каким образом она предоставляет сигнал и доставляет его по всей Англии — это задача частного бизнеса.
 
М.Силин: Наша передача приближается к концу. Наверное, последний вопрос: если мы говорим о предоставлении какого-то комплекса услуг, в том числе интерактивных услуг с использованием сети CDN, это означает, что кто-то должен на экране у конечного потребителя создать какую-то картинку, портал, с помощью которого можно было бы управлять этими услугами? Кто это должен делать в данном случае? 
 
И.Накашидзе: Да, наша компания может предоставить платформу под ключ. Начиная от инфраструктуры и абонентских приставок, middleware...
 
М.Силин: Программное обеспечение, которое создаёт такую картинку.
 
И.Накашидзе: Да, это портал, инструмент использования этих услуг, кодирование. В общем, всё, что необходимо для использования самого контента, мы можем предоставить. Но, безусловно, для оператора необходимо качественно предоставить свою услугу, чтобы пользователю было удобно ею пользоваться, иначе никто не будет о ней знать и не будет потреблять. Но здесь мы уже выходим за рамки CDN, потому что это уже обязанность оператора — красиво упаковать свой сервис и свою услугу и красиво её предложить в конечном итоге.
 
М.Силин: Другими словами это то, что должен иметь тот, кто будет пользоваться услугами CDN, то есть некий оператор, провайдер контента, который с помощью сети CDN доставляет услугу. И он может также у вас приобрести какое-то программное обеспечение, которое позволит всё это упаковать, чтобы представить в определенном формате для конечного потребителя.
 
И.Накашидзе: Иерархический интерфейс — это отдельная тема.
 
М.Силин: Да. Спасибо большое за очень интересный рассказ. Время нашей программы подошло к концу. Мы благодарим телезрителей, которые были с нами. Спасибо, до свидания, до новых встреч! 
 
Я.Бельская: До свидания!
 
 
Видео:


Source URL: https://www.cableman.ru/article/iraklii-nakashidze-internet-ne-daet-garantii-kachestva-uslug