НАТ’2013: статистика и перспективы
В дополнение к уже опубликованным материалам по конгрессу НАТ нам бы хотелось отдельно представить некоторую инфографику. В частности, данные исследования iKS-Consulting о потреблении видеоконтента в России и выдержки из доклада телекомпании "СТС Медиа" о перспективных направлениях и монетизации.
Итак, начнём с цифр, озвученных управляющим партнером iKS-Consulting Константином Анкиловым. Аналитик начал с мировых тенденции. Ссылаясь на зарубежные источники, он сообщил, что на текущий момент 70% населения 14 крупнейших стран мира смотрят видео не только через телевизор. При этом 30% этих людей на ежедневной основе потребляет видео через интернет, и ещё 23% смотрят его при помощи мобильных телефонов/смартфонов. Стоит упомянуть, что, допустим, в США большинство американцев тратит по 5 часов и 20 минут на просмотр онлайн-видео.
Далее господин Анкилов перешел к цифрам российского рынка. По информации iKS-Consulting, наши зрители, следуя общемировым тенденциям, реже начинают обращаться в к телевизору — треть опрошенных заявили, что за последний год стали меньше смотреть телевизор. Причем 10% респондентов сообщили, что вообще не смотрят телевизор, для просмотра видео они предпочитают использовать другие устройства. В Москве эта тенденция имеет наиболее опасный характер — здесь уже 20% зрителей отказались от телевизора.
Стоит сказать, те люди, которые не смотрят видео по телевизору в 68% случаев делают это при помощи планшета, в 39% случаев — на стационарном компьютере. Ещё 32% респондентов смотрят видео на планшете и 22%, используя смартфон.
Средний возраст тех, кто вообще не смотрит телевизор, составляет 29 лет (в то время как средний возраст опрошенных — 38 лет). При этом женщины составляют только треть этой группы.
Аналитики iKS также указывают на зависимость между возрастом и устройствами для видео и ТВ-потребления. К примеру, среди опрошенных в возрасте от 15 до 24 лет только 38% смотрят телевизор на ежедневной основе, в то время для людей старше 45 лет это характерно в 72% случаев.
И в целом взрослые люди вообще больше смотрят телевизор. Лица от 35 лет и старше проводят за телевизором в среднем 5 часов 30 минут в день, аудитория в возрастной категории от 19 до 34 лет отводит этому занятию 2 часа и 46 минут ежедневно, а лица младше 19 лет — в среднем 2 часа и 16 минут.
Вообще, основной группой людей, предпочитающих смотреть видео традиционно на телевизоре, является аудитория в возрасте от 45 лет и старше. Она составляет 59% от всех людей, смотрящих исключительно телевизор. Зрители в возрасте от 35 до 44 лет занимают долю в 22%, в возрасте от 25 до 34 лет — долю в 15%, и в возрасте 24 года и младше — лишь 4%.
В исследовании iKS-Consulting также говорится о том, что в среднем один житель крупного российского города пользуется 2-3 устройствами, на которых можно просматривать телевизионный и видеоконтент. При этом непосредственно просматривают видео, как правило, на 2 устройствах. А больше всего устройств для этой цели — 3,1 единица — используется в Москве среди молодых людей в возрасте до 24 лет.
Добавим, что в России растёт число кросплатформенного потребления видеоконтента. 30% респондентов сообщили, что им приходилось переходить с одного устройства на другое при просмотре одного и того же контента. Причем чаще всего (в 40% случаев) так делают как раз те, кто не смотрит телевизор.
По словам Константина Анкилова, планшеты и смартфоны используют в основном для просмотров роликов в социальных сетях, художественных фильмов и музыкальных передач. В видеопотреблении на компьютере абсолютными лидерами являются фильмы, а после них ролики в соцсетях. А по телевизору в основном смотрят новости и фильмы.
Пара слов о будущем
А теперь, как и обещали, несколько интересных выдержек из доклада, который представлял генеральный директор ЗАО "СТС Регион" Сергей Петров. Его выступление освещало перспективные направления деятельности для телевещателей и способы монетизации этой самой деятельности.
Свой доклад Сергей начал с цитирования высказываний глав ведущих зарубежных телекомпаний, чей смысл сводился к тому, что в изменяющейся среде зритель постоянен лишь в одном — выборе высококачественного контента, и, соответственно, именно на контент и надо делать ставку в настоящем и будущем.
Затем он перешел к перечислению перспективных с точки зрения монетизации рынков для телевещателей: это тематические платные каналы, VoD-сервисы, интернет-платформы, мобильные приложения, приложения для Smart TV, электронная коммерция, приложения HbbTV, игры, мобильное телевидение, онлайн-мероприятия, новые экраны и несколько других направлений.
По данным "СТС Медиа", созданным на основе зарубежной и российской статистика, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста просмотров телевизионного контента по запросу. Если пять лет назад на такой контент зрители отводили максимум по 30 минут времени, то сейчас — по 50 минут, а к 2015 году это время увеличится еще на 10 минут.
При этом линейное телесмотрение продолжит удерживать свои позиции. На текущий момент свыше 87% просмотров ТВ-контента приходится на основной телеприемник. И в ближайшем будущем мы будем наблюдать, что 95% телевизионных программ будут просматривать в прямом эфире, либо в течение 24 часов с момента их трансляции по ТВ.
От способов видеопотребления Сергей Петров плавно перешел к перспективным форматам видео. А именно, к UltraHD, о котором, в принципе, сейчас не говорит только ленивый. Представитель "СТС Медиа" отметил, что за последний год цены на телевизоры, поддерживающие UHD, снизились в два раза, и это можно рассматривать как положительную тенденцию для более стремительного распространения в массах данного формата, равно как и тот факт, что в мире стремительно увеличивается размер экрана ТВ-приемника. По прогнозам, к 2020 году в Европе доля телевизоров с диагональю более 43 дюймов будет составлять уже 40%.
Свой отпечаток на будущее UHD накладывает и тот момент, что уже сейчас значительная часть высокобюджетных фильмов, равно как и популярных программ и шоу (по крайней мере за рубежом) снимаются в ультравысоком качестве.
По мнению ряда аналитиков, уже в следующем году можно ожидать появления первых коммерческих телеканалов UHD-формата.