Леонид Вахрамеев: Наш принцип — делать жизнь своих абонентов комфортной и удобной
4 апреля отмечается Международный день интернета. Примечательно, что история многих российских телеком-компаний начиналась именно с услуги предоставления доступа в интернет. Одним из таких операторов является "Интерсвязь", которая в 1997 году стала оказывать услуги в Челябинске, а сегодня расширила свое влияние на 23 города в трех регионах. Председатель совета директоров "Интерсвязи" Леонид Вахрамеев, который сегодня празднует день рождения, рассказал "Кабельщику" о развитии компании, бизнес-стратегии, вызовах и планах.
// Прошлое
Кабельщик: Сегодня "Интерсвязь" — это одна из крупнейших телеком-компаний в Челябинской области, которая за 27 лет работы достигла высоких результатов: более 650 тыс. подключенных домохозяйств и более 35 тыс. установленных "Умных домофонов". Давайте вспомним, как все начиналось. Как создавалась компания?
Леонид Вахрамеев: Я по образованию энергетик, 15 лет проработал по специальности на севере. В те годы это была передовая отрасль, примерно, как ИТ сейчас. Потом появились компьютеры и интернет, которые по уровню инновационности опережали энергетику. Я верил в это ноу-хау, несмотря на предостережения скептиков. В 1992-м году я ушел в бизнес, и мы вместе с партнерами решили заняться этим неизведанным направлением — телекоммуникациями.
Наш трудовой коллектив начался с двух старшекурсников ЮУрГУ. Один занимался сайтом компании, а другой — биллинговой системой. По прошествии полугода результатов не было, и мы решили поменять ребят местами. И это сработало. Такими были наши первые шаги.
Кабельщик: Какие услуги вы предоставляли на старте? И как расширялся портфель услуг?
Леонид Вахрамеев: Первые клиенты "Интерсвязи" — банки, которые мы подключали по шифрованному протоколу передачи данных Х25. Мы хотели перевести их на интернет, полностью сохранив безопасность каналов связи. Это было в несколько раз дешевле.
Кстати, название компании придумала девушка-секретарь. Мы с партнерами думали: будем продавать интернет, а как назваться-то? Ну, она и предложила. Прижилось...
Дальше мы стали подключать многоквартирные дома к интернету по оптике. Время шло, компания росла: к нашей абонентской семье присоединялись новые районы Челябинска. Вместе с интернетом мы предоставляли небольшие "попутные" услуги: IRC-чаты, локальные игровые серверы, даже администрировали собственный форум "Вечерний город".
В 2008 году мы запустили общедоступный сервис видеонаблюдения "Улицы онлайн". Благодаря нему люди в режиме реального времени могут посмотреть обстановку на дорогах и придумать оптимальный маршрут для передвижения. Самый популярный сценарий использования сервиса — помощь в установлении подробностей в ДТП. За архивными записями к нам часто обращаются сотрудники правоохранительных органов и водители, попавшие в аварию.
Следующим большим сервисом в нашем портфолио стало кабельное телевидение. Первого абонента мы подключили в 2009 году. Примерно тогда же мы впервые вышли за пределы Челябинска и построили сеть в другом городе — Копейске. Затем были Миасс, Златоуст и другие города. Потом среди подключенных территорий появились и другие регионы — Свердловская и Курганская области. Помимо городов мы приходили и в небольшие поселки и даже СНТ с помощью технологии пассивных оптических сетей GPON.
Список основных вех можно продолжить ориентацией на ИТ-бизнес: с 2015 года "Интерсвязь" плотно занялась производством программных продуктов. В то же время стартовала работа по проектам промышленного интернета. А с 2021 года, мы начали создавать и собственные аппаратные решения, когда на рынке появился наш умный домофон "Сокол".
Кабельщик: Как вы считаете, какие решения в прошлом помогли компании расти? Менялась ли с течением времени бизнес-модель?
Леонид Вахрамеев: Хоть мы и пришли в телеком на заре становления отрасли, тем не менее мы не были первыми. Коллеги к тому времени уже нарабатывали опыт работы, достигали успехов и набивали шишки. В нашей индустрии существует много профильных ассоциаций, профсоюзов, информационных порталов, которые охотно делятся лучшими практиками.
Тем не менее, мы не стали брать за основу и повторять известные методы работы, так как их результаты в долгосрочной перспективе ещё не были известны. Мы предпочли "изобрести велосипед", ведь это было интересно.
Нашим главным отличием на старте был выбор концепции, при которой в компании трудятся узконаправленные специалисты. То есть, если сотрудник, который, условно, должен во время смены закручивать гайку с правосторонней резьбой, находит гайку с левосторонней резьбой, то он её выкидывает, а не учится с ней работать. А большинство небольших компаний в то время придерживались концепции универсализации: когда один сотрудник сочетал в себе несколько профессий сразу. И такой подход, на самом деле, мешает масштабироваться, потому что оперативно кратно увеличить число многопрофильных специалистов почти невозможно, а ввести в строй узкоспециализированных работников значительно проще — достаточно организовать короткое обучение. Это помогло нам опередить конкурентов.
Много хорошо показавших себя методологий мы позаимствовали из энергетики: помимо узкой специализации это были диспетчеризация и мониторинг сети. Эти принципы противоречили привычным методам и идеологии деятельности телеком-компаний того времени. Сейчас можно сказать, что у крупных компаний работа построена также.
Этим базовым вещам мы следуем и по сей день, но время не стоит на месте, и "Интерсвязь" тоже. В 2015-2016 годах мы поняли, что прежняя модель бизнеса — тянуть провода и продавать интернет — устаревает. Скоро весь интернет станет бесплатным. Поэтому мы взяли на вооружение другой принцип — делать жизнь своих абонентов более комфортной и удобной с помощью наших новых сервисов и устройств.
Кабельщик: Изменился ли рынок с точки зрения локальных игроков с тех пор, когда компания только начинала деятельность?
Леонид Вахрамеев: Конечно. Те игроки, которые начинали с нами, либо выросли до регионального масштаба, либо влились в состав федеральных компаний, либо закончили свою деятельность. Рынок стал другим. В первую очередь, потому что стал другим потребитель. В нынешнем огромном информационном потоке завладеть вниманием потенциального клиента стало значительно сложнее, требуется применять новые подходы.
Кабельщик: Есть ли особенности работы конкретно в вашем регионе? Какие?
Леонид Вахрамеев: Да, конечно. Россия — большая страна и почти каждый регион и крупный город имеет свои индивидуальные черты, которые основываются на историческом контексте и ключевых направлениях деятельности. Например, Челябинск — крупный промышленный центр. Специалисты, которые уже не первый десяток лет работают на производстве, имеют определенный склад характера. Они сдержанны, суровы и немногословны. Портрет нашего клиента и диктует, как мы будем вести бизнес, что и как предлагать людям, как находить общий язык.
// Настоящее
Кабельщик: Посмотрим на ваш бизнес в настоящем. Какое место "Интерсвязь" сейчас занимает на локальном рынке? Возможно вы можете назвать примерную (или точную) долю по абонентам?
Леонид Вахрамеев: Сейчас к нашим услугам подключено 23 города и более 600 малых населенных пунктов и территорий. Всего сервисами компании пользуется свыше трех миллионов человек по УрФО. Наши доли: более 70% в Челябинске и более 40% по области.
Кабельщик: Вы предоставляете широкий спектр услуг для юридических и физических лиц — интернет, телевидение, "умная домофония", видеонаблюдение. Расскажите немного о своих направлениях и результатах по ним?
Леонид Вахрамеев: Всего к нашим телекоммуникационным сервисам подключено более 650 тыс. домохозяйств. Мы стабильно растем. Этот год вообще закончили с рекордными показателями по притоку абонентов.
По "умной домофонии" цифры, не менее впечатляющие: в городах нашего присутствия установлено более 30 тыс. панелей. А в целом нашими устройствами пользуются более чем в 25 регионах РФ, а также в других государствах: Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Абхазии и Египте.
Данное направление мы запустили в 2017 году, начав его с услуги "Теледомофон". Проект предоставлял доступ к открытию двери в подъезд при помощи телефона, даже если вход оборудован обычным аналоговым домофоном. Всё благодаря интеграции микрокомпьютеров, которых удалось установить более 30 тыс. штук менее чем за два года.
Следующим шагом стало создание "модуля расширения" для обычных домофонов. Он позволял любое устройство превратить в IP-домофон с доступом в интернет, камерой, звонками в приложение и дистанционным открытием. Это решение стало популярным в малоэтажном жилом фонде.
Параллельно с интеграцией нашего модуля мы производили закупку и установку "Умных домофонов" от стороннего производителя для работы на домах с количеством этажей более пяти. Для достижения высокого темпа установок была разработана целая система сопровождения всего процесса установки: от голосований и "предмонтажей" до запуска и тестирования. Техническими службами были созданы специализированные технологические регламенты.
После отработки всего бизнес-процесса оставалось сделать последний шаг — выпустить свою панель. И мы это сделали — в 2021 году был представлен "Сокол". В конце 2023 года мы представили обновленную версию нашей панели "Сокол +". Инженеры воплотили все свои идеи и запросы от профильного сообщества и снабдили наше устройство: полнодуплексным звуком, дисплем нового типа, памятью на 25 тыс. ключей, оптическим тампером и многими другими ноу-хау.
Самым свежим нововведением стал запуск нового образовательного проекта — "Школы Сокол". Её специалисты будут обучать правильной интеграции наших домофонных аппаратно-программных систем, установке, поддержке и обслуживанию устройств; правильному правовому и коммерческому сопровождению голосований и других этапов комплекса работ для правильного функционирования платформы "Сокол".
Видеонаблюдение — один из нарастающих трендов в области телекоммуникаций: от камер в частных домах до квартирных систем наблюдения. Сервис общественного видеонаблюдения мы запустили еще в 2008 году. Естественно, мы устанавливали камеры на своих объектах, чтобы обеспечить безопасность и сохранность оборудования.
Мы разработали собственную прошивку для камеры на основе облачных технологий. Это значит, что она может работать и взаимодействовать с нашей платформой видеонаблюдения из сети любого оператора. Мы будем распространять устройства через маркетплейсы, развивая масштабную программу продаж и работы с аудиторией в этом сегменте бизнеса.
Качественно иной уровень внимания с нашей стороны видеонаблюдению удалось получить благодаря развитию технологий машинного зрения. Разработав собственную платформу видеоаналитики, мы наконец-то поняли весь потенциал рынка видеонаблюдения. Теперь нам доступна автоматизация, которая сможет эту услугу сделать по-настоящему удобной для людей.
Кабельщик: Вы сами создаете оборудование и софт вы для реализации услуг домофонии и видеонаблюдения? Сколько времени ушло на его разработку? С какими сложностями столкнулись?
Леонид Вахрамеев: Платформы домофонии и видеоаналитики — полностью наши решения, которые зарегистрированы в реестре отечественного ПО. На создание каждой разработки уходило от 10 до 12 месяцев. Основными сложностями я бы назвал трансформацию идей этих платформ прямо во время процесса создания. Нашим инженерам приходилось подстраиваться под меняющиеся условия буквально на лету.
Кабельщик: Как написано на вашем сайте, вы 10 лет не повышаете цены на телевидение и повышать не собираетесь. С чем связана эта позиция?
Леонид Вахрамеев: Мы изначально рассматривали телевидение, как составляющую в общем конвергентном продукте с предоставлением доступа в интернет. И подключение к КТВ стало отличным драйвером роста абонентской базы. Отсюда несколько иная коммерческая модель, которая позволяет по крайней мере на текущий момент удерживать цены на прежнем уровне.
Кабельщик: У операторов есть пул схожих проблем — стоимость внедрения СОРМ и оборудования для закона Яровой, штрафы за его отсутствие; стоимость лицензий в 1 млн руб; тарифы Россетей (подключение к опорам), проблемы со спутниковым сигналом. Но каждый решает их по-своему. Какая на ваш взгляд самая актуальная проблема сейчас? Возможно, вы видите трудности абсолютно в другом, если так, то поделитесь, пожалуйста.
Леонид Вахрамеев: Всё что вы назвали, можно смело отнести к сдерживающим факторам для развития телеком-индустрии. Лично мне кажется, что главная трудность, которую предстоит преодолеть — это сократившийся горизонт стратегического планирования. Бизнесмену всегда необходимо было быть немного провидцем. А сейчас очень тяжело предугадать, что ждет за поворотом. Поэтому нужно в первую очередь работать для людей и все свои усилия направлять на обеспечение нового уровня жизни.
// Будущее
Кабельщик: Теперь поговорим о будущем, перспективах и планах. Какие точки роста для своей компании вы видите в ближайший год?
Леонид Вахрамеев: Еще пять лет назад мы открыли отдел машинного обучения, и все коллеги тогда задавались вопросом: зачем нам это, зачем столько ресурсов тратить на эту работу. Мы четко понимаем, что это нам выгодно и в финансовом плане, и в плане технологического лидерства. За продвижением систем алгоритмов для решения задач автоматизации точно будущее.
Кабельщик: Есть ли планы по расширению и диверсификации бизнеса в ближайшие несколько лет? Какие направления вы бы еще хотели развивать?
Леонид Вахрамеев: Мы сейчас "проваливаемся" в видеонаблюдение. В свое время в Москве было очень модно развивать его. Устанавливались десятки и сотни тысяч видеокамер, но при этом интереса эта ситуация не вызывала, так как было непонятно, кому смотреть за всеми этими камерами — бабушкам-вахтершам? В результате, эта лавина забуксовала.
Но теперь алгоритмы видеоаналитики могут автоматизировать процесс видеонаблюдения — то, что сейчас мы можем увидеть в Китае. И наше стратегическое направление в этом году — это системы видеонаблюдения.
Кабельщик: Какие вызовы, по вашему мнению, сейчас стоят перед отраслью?
Леонид Вахрамеев: Рынок ШПД перестал расти теми темпами, которые можно было увидеть ещё несколько лет назад. Поэтому один из вызовов я вижу в том, что нам с коллегами предстоит изобрести несколько способов, которые помогут обеспечить устойчивый рост экономических показателей.
Но, как я уже говорил ранее, главное — это люди. Ключевым фактором успешности будет уровень удовлетворенности и доверия пользователей.