Екатерина Переверзева: "У зарубежных каналов на нашем рынке много рисков"

Генеральный директор компании Media Broadcasting Group Екатерина Переверзева рассказывает в эфире "ТВ-Профи" об изменениях на рынке платного ТВ России, произошедших за последние 10 лет, и рассуждает о рисках для зарубежных телеканалов.
 
Уважаемые читатели, обращаем ваше внимание на то, что интервью, расшифровку которого мы приводим ниже, было проведено в мае 2013 года, поэтому некоторые факты, изложенные гостем программы "ТВ-Профи", могут быть неактуальными на текущий момент. Редакция "Кабельщика".
 
М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире программа “ТВ-Профи” и ее ведущий Михаил Силин. Сегодня у нас в гостях генеральный директор компании Media Broadcasting Group Екатерина Переверзева. Здравствуйте!
 
Е.Переверзева: Здравствуйте, Михаил! 
 
М.Силин: Катя, насколько я знаю, вы работаете в области дистрибуции каналов платного телевидения уже очень давно. Мне кажется, что вы работали в компании Zone Vision, которая была первым дистрибьютором каналов платного телевидения в России. 
 
Е.Переверзева: Да, это правда. 
 
М.Силин: И теперь вы работаете в компании MBG. Скажите, пожалуйста, какие каналы вы сегодня распространяете?
 
Е.Переверзева: Сегодня мы работаем с каналами компании “Виаком” (MBG работал с компание "Виаком" на момент интервью, сейчас данная компания распространяет свои каналы в России собственными силами, - примечание редакции), это несколько музыкальных каналов — MTV, VH1, MTV Hits, им же принадлежащие каналы Nickelodeon и Nickelodeon Junior — детские каналы. Также мы работаем с компанией Scripps Networks (это канал Travel Channel) и разрабатываем один крупный проект: мы заводим на рынок, наверное, одного из последних не зашедших на наш рынок мейджеров — это компания A&E. И выходим мы с каналом History Channel — это канал общеразвлекательной направленности с неким уклоном в историю, канал, основными конкурентами которого на рынках обычно являются Discovery Channel и National Geographic. 
 
М.Силин: Насколько я знаю, за долгую вашу историю в дистрибуции вы занимались распространением самых разных каналов, в том числе, если я не ошибаюсь, всех основных каналов: это и Sony, и Discovery. Да?
 
Е.Переверзева: Да, это правда.
 
М.Силин: Скажите, вы работаете на этом рынке довольно долго — больше 10 лет, как изменился рынок платного телевидения, рынок дистрибуции за это время? Вы можете сравнить, что было 10 лет назад и что есть сейчас?
 
Е.Переверзева: Вы знаете, по сравнению с тем, что было, когда я начинала, рынок просто перевернулся на 180 градусов. То есть начинала я даже не с дистрибьюторской деятельности, активности, а, в свое время я была программным менеджером, ассистентом, потом директором в компании Metro Media.
 
М.Силин: Это была компания, которая запускала первые сети платного телевидения.
 
Е.Переверзева: Да-да. Это были американцы, которые пришли сюда научить русских — как делать платное телевидение, и какой это прекрасный и замечательный бизнес. К сожалению, у американцев не хватило терпения ждать, пока этот бизнес станет таким прекрасным, каким он стал сейчас. В общем, они, я думаю, разорившись, ушли с рынка. Это было очень давно, но после них остались некие компании, которые они начинали и которые до сих пор существуют и удачно работают. Есть компании, которые остались, к сожалению, на том уровне, на котором они были и тогда. Одной из них является “Космос ТВ”. Сравнивая то, что было раньше и сейчас... Я могу рассказать историю про то, как мы запускали цифру в “Космос ТВ”. В какой-то момент мы достигли технической возможности вещать не 18 телеканалов, как было тогда, а 50. В это были вложены огромные деньги. При этом, каналов не было. То есть, их не было в принципе, а моя задача была набрать 50 каналов. В итоге, я ездила по заграницам, встречалась там с какими-то людьми, пыталась что-то хотя бы сюда привезти. Естественно, что прав тогда ни у кого не было. Права под “Космос ТВ” было очищать тогда безумием. Поэтому набирались каналы а-ля “Андалусия ТВ”, например. Это был мой любимый проект, потому что реально нечего было ставить. А сейчас мы — совершенно другой рынок, не только говоря о кабельных абонентах, которые, конечно же, выросли с того момента когда их просто было ноль, но и о каналах. Если раньше невозможно было набрать 50 каналов, то сейчас их порядка 300 на рынке. А среднестатистический кабельный оператор — это по-прежнему аналоговый. То есть это сеть, которая может показывать те самые 50 каналов, а может и 80 каналов максимум. И вот за эти 80 мест под солнцем борются 250 хороших сильных каналов. Вот так это всё изменилось.
 
М.Силин: А вот скажите, пожалуйста, численно о каком числе абонентов мог мечтать канал 10 лет назад и сейчас? Что было целевым распространением? Как изменился сам рынок?
 
Е.Переверзева: Вы знаете, наш рынок до сих пор даже при огромном количестве абонентов, которое есть на сегодняшний день, относится к так называемым emerging markets, то есть к развивающимся рынкам. Когда канал заходит на наш рынок, он в общем-то смотрит, да. И сейчас есть на что посмотреть, и есть реальные абоненты, на которых смотрит канал. Но в общем-то каналы смотрят в будущее, думая, что вот они 150 млн человек, условно говоря, это 50 млн ТВ-квартир. И вот все они когда-то должны стать теми самыми абонентами этого канала. Поэтому, и в то время и сейчас, конечно же, в первую очередь смотрят на потенциал. Дальше смотрят на то, что есть. Если раньше можно было максимум 100 тысяч абонентов получить и это было огромным событием, то сейчас, когда ты рисуешь бизнес-план развития каналу и показываешь 5 млн абонентов, они говорят: “А как же, мы слышали, что у Discovery — 15. Как же нам 15 млн получить?”. Так что аппетиты тоже изменились, также как изменились и косты, и программы.
 
М.Силин: Они стали больше или меньше? 
 
Е.Переверзева: Они стали больше. Но если мы говорим о сильном программинге, то есть о фильмах, о спортивных передачах...
 
М.Силин: Это является средством конкуренции или просто права дорожают?
 
Е.Переверзева: Вы знаете, просто права дорожают. Я не знаю как у них строится ценообразование, из чего оно исходит, потому что я в этом сегмента никогда не работала (в программинге), но почему-то дорожают.
 
М.Силин: У вас в пакете ваших каналов сейчас в основном музыкальные и детские. Давайте про музыкальные. У вас музыкальные канала, я
понимаю, что это, наверное, самые крутые, брендовые каналы европейские, как минимум, как в Америке не знаю. Тем не менее, у нас в России сейчас много музыкальных каналов отечественного производства. Скажите пожалуйста, конкуренция сейчас в какой фазе находится для вас? 
 
Е.Переверзева: Вы знаете, берем качеством. Конкуренция огромная, она в общем-то сильно нас заставляет быть очень... Как это сказать по-русски...
 
М.Силин: Гибкими. Вы, наверное, говорили о слове flexible?
 
Е.Переверзева: Да-да. Именно так. Так что гибкость приходится проявлять со всех сторон, с которых только можно. То есть просто прийти и сказать: “Здравствуйте! У нас тут каналы! Пожалуйста, берите! ” и все сказали “ой, конечно, да-да-да, мы хотим!” — нет, такого не происходит. Не все так просто. Конечно здесь приходится прибегать к и маркетинговым акциям и ещё каким-то методам, но продаются каналы за счет именно хорошего качества. А российские музыкальные каналы (не все, разумеется) — часто это каналы, которые пестрят рекламой, причем рекламой не очень высокого качества, в частности, это какие-то смс-сообщения, рекламирующие эротические услуги. Там всё намешано и в итоге сформировывается картинка, которая не очень радует глаз. А всё-таки каналы, которые мы представляем, это каналы, у которых всё выверено — что они показывают и как, у них четко определены целевые аудитории. Если это VH-1, то это один возраст, одни зрители. Если это VH-1 classic, то там уже более взрослое поколение. Каждый себе может там что-то найти и там практически нет рекламы.
 
М.Силин: Я как раз хотел спросить: на ваших каналах практически нет рекламы? 
 
Е.Переверзева: Смотря на каких. например, канал Nickelodeon запустил недавно рекламу на российском рынке.
 
М.Силин: Это детский. Давайте про детский отдельно спрошу, а музыкальный?
 
Е.Переверзева: На музыкальных сейчас нет.
 
М.Силин: Вообще нет? То есть это канал чистой концепции платного распространения.
 
Е.Переверзева: Я сейчас думаю, может быть, появляются какие-то вставки, но, по-моему, сейчас даже их нет.
 
М.Силин: Скажите, пожалуйста, у нас в эфире есть канал MTV. Каков его связь с вашими каналами? 
 
Е.Переверзева: Есть канал MTV Russia.
 
М.Силин: Да, MTV Russia, какая связь этого канала с вашим брендом? 
 
Е.Переверзева: В принципе, связь только в названии. У MTV есть несколько видов бизнеса, как, в общем, и у всех крупных телекоммуникационных компаний. Один из них — это тот самый простой, то есть, это кабельное телевидение, платные каналы, которые заходят в сети кабельных операторов. А есть ещё так называемый лицензионный бизнес — это продажа бренда. Они диктуют свою какую-то часть программной политики, определяется ими какая-то часть программ, они ее поставляют на канал. Но, люди, которые купили этот бренд, платят за бренд. Так было до недавнего времени на “ПрофМедиа”, у них было соглашение с MTV, по которому они делали какие-то начисления каналу и канал за это им разрешал пользоваться брендом.
 
М.Силин: То есть, это чистое лицензирование бренда, но на уровне собственника никакой связи нет?
 
Е.Переверзева: Да, именно поэтому сейчас происходит то, что происходит: “ПрофМедиа” решила своими силами попробовать без сильного и раскрученного бренда MTV сделать свой канал. Я надеюсь, что всё будет хорошо. 
 
М.Силин: Я правильно понимаю, что канал может существовать без рекламы, потому что это интернациональный канал, он существует во всех странах, и такое глобальное распространение позволяет ему придерживаться такой четкой концепции чисто платного распространения?
 
Е.Переверзева: Мне кажется, немножко не оттуда ноги растут. Я думаю, что канал существует без рекламы, пока у него нет возможности эту рекламу продавать. То есть пока у него мало абонентов, низкий рейтинг или что-то ещё ему мешает. То есть не меряется Gallap’ом, не хочет “Видео Интернешнл” брать его по каким-то причинам в свой пакет. Как только у канала появляется эта возможность, конечно же, он начинает продавать рекламу. Мне кажется, это правильно. 
 
М.Силин: Мы продолжим после небольшой паузы, потому что сейчас на канале реклама.
 
Часть 2-я
 
М.Силин: Уважаемые телезрители, здравствуйте! Опять в студии Михаил Силин на программе “ТВ-Профи”. Наш сегодняшний гость Екатерина Переверзева, генеральный директор компании “Media Broadcasting Group”, работающей в области дистрибуции каналов платного телевидения. Итак, мы поговорили о каналах музыкальных, которые вы распространяете. Теперь давайте поговорим о детских каналах, Nickelodeon. Первый вопрос у меня такой: сейчас на рынке довольно много детских каналов, вы, наверное, знаете точно, сколько их. Я не знаю, но, мне кажется, их никак не меньше 10, а , может быть, 15, а, может, ещё больше.
 
Е.Переверзева: Порядка 20.
 
М.Силин: Даже порядка 20. Скажите, пожалуйста, эти каналы, как и музыкальные, ориентированы на разные целевые группы, разные возрасты детей, или они жестко конкурируют в одних и тех же целевых группах?
 
Е.Переверзева: Нет. Каналы, как правило, разделены довольно четко и довольно хорошо на целевые группы — есть для совсем маленьких, есть для средних, есть для более взрослых с какими-то сериалами, фильмами, есть каналы, как Disney, который вообще позиционирует себя как семейный канал, а не детский. Так что, каждый канал, к счастью, имеет свои особенности. И в общем, за счет этих особенностей все и стараются доказать кабельному оператору, что нужны именно они, несмотря на то, что у него уже есть 15 других. 
 
М.Силин: Как вы успешны с вашими каналами Nickelodeon и Nickelodeon Junior?
 
Е.Переверзева: Вы знаете, Nickelodeon очень успешно идет, очень хорошо представлен в сетях. Я думаю, что в первую очередь, это, конечно, происходит за счет того, что у него есть такие сильные программы, например, как Спанч Боб. Вы знаете, что есть ещё мерчендайзинг, который с этим связан. Спанч Боб — это, по-моему, самая продаваемая игрушка или фигура некая в истории всех игрушек. 
 
М.Силин: Это Губка Боб, что ли? Да, я слышал. Но этот Губка Боб идет и по каналам эфирного российского телевидения.
 
Е.Переверзева: Это блок, который они называют “бренден блок”. То есть та же история, что и с MTV. Они продавали блоком свои программы, на тот момент, каналу ТНТ, и это, как раз, рассматривалось нами как подспорье некое, которое помогало нам продавать и продвигать наш канал кабельному оператору.
 
М.Силин: То есть, это не конкуренция, а скорее, продвижения? 
 
Е.Переверзева: Да, скорее, это было продвижение для нас. Потому что одно дело — бренден блок, который идет пол часа — час или даже два часа, и другое дело — это 24-часовой канал, который в каком бы часовом поясе, где бы ты ни жил, ты всегда можешь посмотреть. 
 
М.Силин: Скажите, пожалуйста, правильно или нет, что детские каналы являются очень серьезным драйвером, мотиватором для покупки каналов платного телевидения? То есть если в семье есть дети, то, как правило, в конечном итоге, они заставят родителей подписаться на платное телевидение, потому что там есть детские каналы. Ии это наоборот не типично, и родители пытаются ограничить детей от телевидения? 
 
Е.Переверзева: Вы знаете, Михаил, и то, и другое конечно же существует, но первое превалирует абсолютно. Я с вами полностью согласна, это огромная, супермотивационная сила для родителей в плане приобретения платного телевидения. Я помню, когда случился кризис в нашей стране, кабельные операторы пришли ко всем каналам и, как вы помните, сказали: “У нас всё обрушилось: валюта обрушилась, деньги обрушились, мы ничего не можем поднять, ни цену, ничего. Давайте вы тоже опускайте цену, а то мы вас будем скидывать. Я помню, тогда к нам на переговоры приехал “ЭР-Телеком”, а мы тогда работали с каналом Discovery, и Discovery был, что называется, must have, его невозможно было выключить, то есть представить себе солидного кабельного оператора без этого канала было просто нельзя. Но при этом, даже тогда они сказали: “Discovery скинем”. Детские оставляем. Единственное, к кому мы не приходим — к поставщикам детских программ. Это те каналы, которые сейчас держат наших абонентов, несмотря на все кризисы и всё остальное. Это то, что заставляет людей и подписываться, и тех, кто подписался — оставлять кабельное телевидение дома”.
 
М.Силин: Существуют ли какие-то пользовательские преференции в отношениях детских каналов российского и зарубежного производства? Есть ли какая-то специфика российская? Что им ближе смотреть — мультфильмы про того же Губку Боба или какие-то отечественные мультфильмы? 
 
Е.Переверзева: По своим племянницам, которые смотрят каналы у себя дома и у меня, когда приезжают, могу сказать, что абсолютно четкая есть преференция к каналу Nickelodeon. Кто-то из моих друзей рассказывал, что дети предпочитают Fox Kids. Я ни от одного человека не слышала про то, что его ребенок обожает российские мультфильмы. В своё время я видела рейтинги, который проводил “НТВ Плюс” среди своих абонентов, это было очень давно, в какие-то лохматые года, но всё равно, я думаю, это до сих пор актуально. Сначала опрашивали смотрение у детей, а потом у их родителей. У них был канал “Детский Мир”, Nickelodeon и Fox Kids, если я не ошибаюсь. Когда смотрели у детей, у них наиболее популярный был Nickelodeon, рядом Fox Kids и наименее предпочтительный “Детский Мир”. А с родителями все наоборот — самым предпочтительным у них был “Детский Мир”, и где-то в самом низу Nickelodeon и Fox Kids, которые они вообще желали запретить, убрать. То есть существует такое неправильное мнение среди родителей, что американские и иностранные каналы зомбируют наших детей, это плохо... 
 
М.Силин: Дети голосуют за иностранные интересные каналы.
 
Е.Переверзева: Да. 
 
М.Силин: Хорошо. Вот мы всё время говорим “зарубежные каналы”: музыкальные зарубежные, детские зарубежные. Собственно, все брендовые каналы, которыми вы занимаетесь — зарубежные каналы. Но, как известно, у нас в России собственно зарубежных каналов нет. По нашим законам, все каналы, которые здесь распространяются, должны быть российскими, каким-то образом локализованы, и должны получить разного рода лицензии. Скажите, пожалуйста, как вы решаете эту проблему? Нет ли здесь каких-нибудь рисков? 
 
Е.Переверзева: Риски есть, конечно, всегда и везде. В данной ситуации что происходит. Российское законодательство фактически требует от канала быть российским, то есть это должно быть российское юридическое лицо, которое хотя бы на 51 % принадлежит российскому лицу. Соответственно, каналы берут себе в партнеры какое-то российское лицо, но как это российское лицо себя поведет — большой вопрос. Отсюда, конечно же, вытекают риски. 
 
Представьте себе, вы хотите открыть бизнес, вам не нужен партнер, вас есть деньги, знания, всё есть. Но почему-то вам сказали: “нет, возьмите-ка Катю Переверзеву себе в партнеры. Без Кати вам никак нельзя”. И вот вы оказались со мной, а у меня совершенно другие планы, и вообще я ваш бизнес вижу совсем по-другому. Вот они риски. Начинаются здесь какие-то потенциальные проблемы между акционерами. 
Плюс, если канал вышел сам каким-то образом на рынок, это значит, что ему нужно обеспечивать, обслуживать это юридическое лицо, которое он открыл. Если в планы канала не входят юридические лица, то он, соответственно, может отдать что-то дистрибьютору. Но опять же, нужно брать в расчет, что дистрибьютор окажется порядочным и каким-то образом не воспользуется этими лицензиями.
 
М.Силин: Я правильно вас понял, что ваша компания является партнером для каналов, которые вы распространяете, и она сама перед российскими властями несет ответственность за содержание этих каналов? 
 
Е.Переверзева: Потенциально, да. Мы можем быть такой компанией. Если канал захочет передать нам права, то мы можем стать тем самым партнером, который будет обладать их лицензией, и, соответственно, от их имени подписывать лицензионные договоры. До сегодняшнего дня было так: каналы просили меня (это было и с Discovery, и с MTV, и сейчас с Travel Channel) оформить на себя бумаги на какое-то короткое время, пока канал не разберется со всеми нашими заковырками в законодательстве. После чего я отдаю лицензию.
 
М.Силин: То есть они рассматривают вас как некое временное решение?
 
Е.Переверзева: Да. 
 
М.Силин: Хорошо, я вас спросил про риски. Насколько мне известно, не так давно у нас на рынке случилось некое беспрецедентное событие, когда вот такой обладатель лицензии, некая компания “МаксМедиа” вдруг неожиданно не согласовывая это с правообладателем, прекратила распространение канала Travel Channel, одномоментно известив об этом всех операторов. Заменила его и предложила всем вместо него распространять другой канал на созданной уже базе клиентской. И, насколько я знаю, Travel Channel не ушел с рынка и в настоящий момент то ли уже заключил соглашение о работе с вами, то ли планирует, чтобы вы стали дистрибьютором. Скажите, пожалуйста, какая сейчас ситуация, действительно ли он начал с вами работать? 
 
Е.Переверзева: Правда, да. Канал Travel Channel пришел сейчас к нам. Значит, что произошло. Если называть всё своими именами, то у них просто взяли и украли абонентов.
 
М.Силин: Похоже на то.
 
Е.Переверзева: То, над чем канал трудился 10 лет, ушло к другому каналу волшебно за один вечер. При этом, действительно, юридически, удивительно, всё покрыто, всё шито-крыто, то есть не придерёшься ни к чему. Поэтому здесь что называется “что случилось то случилось”. 
Вот за что я люблю работать с иностранцами и за что я их уважаю, удивительная рабочая этика. Несмотря на то, как с ними поступили и что с ними произошло, они сказали, что не будут предпринимать таких же ответных мер, хотя могли бы при их размере компании, объявить, например, канал Travel Channel бесплатным на пару лет. Где был бы канал, который его заменил через год — понятно. Но они сказали нет, мы будем работать так как всегда работали. Мы считаемся лучшим каналом в области развлечений и путешествий и т.д. в мире. Поэтому мы будем брать качеством и соревноваться со своими конкурентами цивилизованными способами. 
 
М.Силин: И они действительно работают теперь с вами? 
 
Е.Переверзева: Да, мы их сейчас распространяем.
 
М.Силин: Скажите, вы уже получили все необходимые разрешения, лицензии? 
 
Е.Переверзева: В процессе.
 
М.Силин: Большое спасибо! Мы желаем вам успехов в вашей работе, потому что, думаю, что каналы, которые вы распространяете — это очень важно и интересно, особенно, наверное, детские, и музыкальные, и путешествия. Поблагодарим наших телезрителей! Спасибо, что вы были с нами! В студии был Михаил Силин и наш гость Екатерина Переверзева, генеральный директор компании “Media Broadcasting Group”. До новых встреч в эфире на канале “ПроБизнес”.
 
Видео:


Source URL: https://www.cableman.ru/article/ekaterina-pereverzeva-u-zarubezhnykh-kanalov-na-nashem-rynke-mnogo-riskov