Зачем психолог детскому телеканалу?
Психолог и партнер детского телеканала TiJi Виктория Шиманская рассказала "Кабельщику" о значимых моментах в детском телесмотрении, важности наличия на телеканале эксперта по психологии, а также об изменениях в восприятии контента представителями нового поколения.
Кабельщик: Что изменилось за последние годы в запросах родителей и в поведении детей?
Виктория Шиманская: Пожалуй, самое заметное — это то, что фраза "Ничего не хочет!", которой родители обычно описывают поведение подростка, сильно помолодела. Сейчас ее обращают уже и к пятилеткам. За тенденцией стоит разрыв коммуникации между миром детства и взрослых. Ну а связано это все, конечно, с нынешними реалиями: ребенок очень рано остается один на один с огромным миром цифрового контента. И с одной стороны мы видим, что детки прекрасно развиваются, и это замечательно. А с другой получается, что культура взаимодействия с этим цифровым миром еще не сформирована, а значит, в ней легко случаются перегибы.
Посмотрите, какой шум навело "Слово пацана". На самом деле сериал — для родителей. Он наглядно показывает, что происходит, если нет контакта с взрослыми. Когда дети предоставлены сами себе, они, отчаявшись найти опору дома, ищут ее вовне — на улице. И тогда на их формирование начинает влиять тот контекст, который вокруг.
Сеттинг сериала — конец восьмидесятых, и там среда — улицы, поделенные между группировками. А перенеси его в современность, речь бы шла о "прогулке" по цифровому миру. Игры, киберспорт, соцсети, видео, чаты — все это контекст, который прямо сейчас формирует наших детей. И наша задача — найти больше точек соприкосновения. Тогда сюжет "Слово пацана" в нашей жизни не повторится.
Кабельщик: Как выглядит сегодняшнее медиапотребление детей?
Виктория Шиманская: Данные Mediascope говорят о том, что наиболее популярны сверхкороткие видео — рилсы, шортсы, тиктоки. И неудивительно: быструю смену кадров, какие-то превращения, интриги дети обожали всегда. Но такой контент можно сравнить с очень сладким пирожным — быстрый выплеск сахара в кровь, дофамин и адреналин.
Однако при стихийном доступе к такому контенту из него пропадает польза, которая может быть осознанно присвоена, падает концентрация внимания, психика ребенка быстро устает. Как быть? Ровно так, как я сказала в самом начале: восстанавливать детско-родительскую коммуникацию, сокращать разрыв между мирами, смотреть совместно.
На детских телеканалах есть уже собранный и подготовленный контент, грамотное взаимодействие с которым отлично поможет взрослым найти новый путь общения с ребенком. И когда это войдет в привычку, медиаконтент станет наконец инструментом развития психики и интеллекта, а не их ограничителем.
Кабельщик: На что стоит обратить внимание при трансляции детского контента?
Многие родители сейчас пытаются запрещать гаджеты. На мой взгляд, это не вариант. Весь объективно вредный контент — демонстрация насилия, вредных привычек, буллинга — исключен и так, если вы прислушиваетесь к возрастному рейтингу, которым промаркирована вся медиапродукция.
Со смыслами чуть сложнее. Многое из того, что смотрят дети в открытом доступе, представляет собой чистый экшен. Картинки сменяются с такой частотой, что оказывают почти гипнотический эффект, и по сути сводятся исключительно к функции удерживания у экрана. Пищи для познания там, конечно, немного; обучающим и полезным для развития психики контентом это тоже не назвать.
Моя общая рекомендация для тех, кто не только сам является родителем, но и занимается ретрансляцией детского контента как ТВ-оператор: побольше разнообразия среди телеканалов, более пристальный взгляд на те ценности, которые транслируются детям, наличие или отсутствие дополнительного диалога со зрителем — это все важно. Ведь ответственность лежит не только на тех, кто канал делает, но и на тех, кто его вещает.
Кабельщик: Есть ли, на ваш взгляд, преимущество у телеканалов перед YouTube и мультиками, размещенными в интернете?
В прошлом году РБК поделились результатами исследования Mediascope, согласно которым в интернет выходит почти 90% детей от четырех лет, и больше половины из них — ежедневно. При этом серфинг и рекомендации сложно контролировать, даже если доступ происходит с родительским контролем и с детского аккаунта. Тем более что, как установили исследователи, 35% детей четырех-пяти лет распоряжаются уже собственными смартфонами, и понятно, что к подростковому возрасту этот индекс стремится к 100%. Поэтому детские телеканалы имеют очевидное преимущество: их вещание полностью контролируемо и заранее составлено из соображений безопасности и заботы и не требует дополнительных усилий со стороны родителей. Это гарантированно подходящий и полезный контент.
Кабельщик: Расскажите, пожалуйста, почему вы приняли предложение консультировать телеканал TiJi по психологическим аспектам работы с детской аудиторией?
К сожалению, цифровой контент — и телевидение, и YouTube, и другие приложения с видео — часто, как я говорила, разделяет миры родителей и детей.
Соединить их заново — именно то, что привлекает меня в сотрудничестве с каналом. Наша миссия — создать настоящую культуру телесмотрения и сообщество счастливых родителей вокруг. Родителям ведь сложно поспевать за изменениями, а в нынешнее время технологических прорывов и подавно. Такой подход вызывает большое уважение, и я с удовольствием помогаю каналу своим опытом, вынесенным из 20 лет практики.
Сейчас мы готовим новый проект — "Мама, ты не одна", в котором я как психолог и Юлия Бриллиантова, представитель телеканала TiJi в России, отвечаем на вопросы мам, бабушек, пап. Это будут не просто подкасты, а настоящая онлайн-энциклопедия ответов на вопросы "Что делать, если мама?.. Что делать, если ребенок?...".
Кабельщик: Любому ли детскому телеканалу сейчас, на ваш взгляд, нужен подобный эксперт?
Виктория Шиманская: Безусловно, это мастхэв-кооперация. Телесмотрение влияет на детскую психику не меньше, чем литература или кино. Не всегда создатели телеканалов для детей имеют соответствующее психологическое образование и опыт. Привлечение эксперта поможет выстроить вещание более комплексно и гармонично, чтобы оно приносило максимальную пользу развитию детей.