Как спортивные каналы удерживают зрителя?
Раньше каналы могли соперничать за зрителя только между собой: не берем в расчет пиратские сервисы. Сейчас бороться за зрителя приходится еще и с ОТТ-платформами, которые стали активно приобретать права на эксклюзивный показ различных матчей и турниров. Из недавних событий — Okko заключил договор на трансляцию чемпионата Саудовской Аравии по футболу, а также договорился о сотрудничестве с клубом ЦСКА, в то же время VK Видео будет транслировать матчи 4 сезона Winline Медийной футбольной лиги, а "Кинопоиск" — матчи КХЛ, а также сборной России по футболу в Беларуси.
Конкуренция с ОТТ-платформами стимулирует спортивные каналы развивать свои цифровые возможности. Как именно удерживать зрителя? Как продвигать свои услуги? Какие инструменты для продвижения работают лучше всего? Эти вопросы "Кабельщик" обсудил с представителями "Виасата" (канал viju+ Sport), "Русского экстрима", "Старта" ("Старт Триумф" и "Старт Live") и компании "Триколор" ("Спортивный", "Хоккейный", "Футбольный").
Каналы VS ОТТ
На "Русском экстриме" и "Старте" подтвердили, что конкуренция с онлайн-кинотеатрами сегодня существует. По словам представителя каналов "Старт Live" и "Старт Триумф", конкуренция складывается исходя из контента, то есть клубы или команды пересекаются в разных матчах, права на показ которых есть и у каналов, и у видеосервисов.
"У нас есть права на показ в России матчей Азиатской Лиги Чемпионов по футболу, в которой участвуют клубы Саудовской Аравии, приобретшие в последние месяцы мировых звезд — Роналду, Бензема, Неймара, Малкома и пр. Те же клубы участвуют в чемпионате Премьер-Лиги Саудовской Аравии, права показа которой в России принадлежат как раз одной из ОТТ-платформ", — пояснил главный редактор ТРК "Старт" Денис Косинов.
В свою очередь, программный директор канала Russian Extreme Максим Землянко заметил, что внимание зрителя теперь сосредоточено не только на линейном вещании, что и создает эту конкуренцию со стороны ОТТ-платформ.
При этом в обоих случаях это стимулирует каналы осваивать рынок онлайн-кинотеатров и развивать свои цифровые возможности (сайт, мобильное приложение, Smart TV). Например, "Старт Live" и "Старт Триумф" представлены на всех ОТТ-платформах. То есть для них видеосервисы — это еще один метод распространения канала. При этом Денис Косинов отмечает, большее число зрителей наблюдается именно на ТВ.
Изображение: "Виасат"
Представители "Виасата" также отметили, что некоторые зрители сменили формат потребления спортивного контента, однако при росте просмотров viju+ Sport в OTT оттока телевизионного смотрения не наблюдается. Таким образом, у канала все равно преобладают показатели линейного телесмотрения.
"viju+ Sport был запущен в РФ в первом эшелоне телеканалов "Виасат" — в 2006 году. За 17 лет вещания нам удалось нарастить очень большую аудиторию — каждый сезон нас смотрит более 13 млн зрителей (исследование Mediascope TV Index Plus за август 2022 — июль 2023 среди россиян 4+, Total Day). Это всё наши лояльные зрители", — добавили в пресс-службе.
Что удерживает зрителей на канале?
Платные спортивные телеканалы выделили ряд преимуществ, которые позволяют сохранять у зрителя интерес к покупке у оператора подписки на канал. Это, например, трансляция эксклюзивного контента в рамках линейного вещания на ТВ, профессиональные комментаторы, к голосу которых зрители со временем привыкают, создание спецконтента, и, конечно, внеэфирный маркетинг. К последнему, можно отнести промо-акции с операторами или взаимодействие с их инфоканалами (кросс-промо), работа со спортивными клубами и федерациями, креативные рекламные кампании в диджитале, а также ведение социальных сетей.
Продвижение в интернете
Все собеседники "Кабельщика" отметили, что их каналы стараются активно вести соцсети. Так, "Русский экстрим" развивает аккаунты во "ВКонтакте", "Дзене", на YouTube и Rutube. В свою очередь каналы "Старт" ориентируются также на "ВКонтакте", где наблюдается большой интерес пользователей к спорту и есть возможность ведения прямых эфиров, и Telegram, в котором канал совмещает краткие и емкие посты с эксклюзивным видео.
"Специфика ведения соцсетей спортивного канала в том, что, во-первых, следует создавать интригу, поскольку результат матча или турнира непредсказуем, во-вторых, посты должны быть с упором на яркое видео, которое так характерно для спорта. Разумеется, создается спецконтент — как своими силами, так и в результате сотрудничества с клубами, лигами, игроками и блогерами", — поделился с "Кабельщиком" главный редактор ТРК "Старт" Денис Косинов.
В пресс-службе компании "Триколор" отметили, что наибольшую эффективность показывают "ВКонтакте", Telegram и "Одноклассники". Здесь публикуются афиши, обзоры матчей, нарезки топ-голов, ключевые новости, а также креативные посты, в частности мемы.
Изображение: "Триколор"
"Виасат" в своем Telegram-канале анонсирует абсолютно все прямые и премьерные эфиры. "Телеграм-канал запустили относительно недавно, и сразу же получили рост подписчиков-фанатов телеканала. Считаем, что это самый удобный в наших реалиях формат быстрого и краткого получения информации. Очень хороший был кейс при продвижении viju snooker cup: мы собрали потрясающую команду игроков. Про каждого участника турнира мы сняли видеодосье, чтобы зрители могли познакомиться с ними лично и даже больше — проникнуться историей каждого", — пояснили свой выбор площадки для продвижения в пресс-службе компании.
Неудивительно, что каналы выбирают именно эти соцсети. Например, Youtube "ВКонтакте", Telegram и "Дзен", согласно исследованию Mediascope, входят в топ-10 интернет-площадок по посещению в октябре текущего года среди населения старше 12 лет, с месячным охватом в 95,4 млн, 89,1 млн, 82,3 млн и 81 млн человек соответственно.
Напомним, в прошлом материале "Кабельщик" рассказывал об особенностях программирования спортивных каналов. Их представители рассказали, есть ли на спортивных каналах прайм-тайм, может ли эфирная сетка не включать прямые трансляции и какой контент — русский или зарубежный — преимущественно транслируется на каналах.