На новый уровень
С 1 октября 2013 года компанию “ОнЛайм” уже официально можно считать “Ростелекомом” — к этой дате завершилась юридическая интеграция бренда “Национальных кабельных сетей” (НКС) в структуру РТК. Однако, ещё какое-то время “ОнЛайм” будет продолжать действовать под своим именем, при этом пользуясь всеми преимуществами нахождения в составе федерального игрока.
О том, чем именно компания будет пользоваться и к каким цифрам стремиться в новом для себя статусе, было рассказано вчера в рамках специально организованной по этому поводу конференции. В ней приняли участие три представителя макрорегионального филиала “Москва” ОАО “Ростелеком”: вице-президент Дмитрий Брагин, коммерческий директор и заместитель директора МРФ “Москва” Дмитрий Ким и Татьяна Пашкова, директор департамента маркетинга.
Для начала спикеры озвучили актуальные цифры. Они сообщили, что на текущий момент суммарная абонентская база OnLime преодолела порог в 500 тысяч — по сравнению с прошлым годом, это рост на 26%. Из этого числа на телевизионный сектор пришлось более 150 тысяч абонентов, при том что прошлой осенью он насчитывал 94 тысячи абонентов.
Также в 2013 году компания успела выйти в Юго-Восточный округ Москвы. Она начала здесь строительство цифровой оптической сети, которая к концу 2014 года должна насчитывать 430 тысяч домохозяйств. Ранее “ОнЛайм” в ЮВАО не присутствовал, так что можно сказать, что теперь его услуги доступны на всей территории “старой” Москвы.
На “новую” Москву у оператора тоже имеются виды. Будучи “Ростелеком ОнЛайм”, он собирается зайти здесь в большую часть новостроек.
Помимо этого на конференции было объявлено, что оператор намерен расширить своё предложение по телеканалам цифрового ТВ, и вывести на столичный рынок IPTV-продукт “Ростелекома” — “Интерактивное ТВ”. Таким образом, РТК в Москве закроет сразу два сегмента платного ТВ — DVB-C и IPTV.
По окончании конференции “Кабельщик” взял небольшое интервью у Дмитрия Кима, в котором постарался узнать больше подробностей об изменениях, которые повлекла за собой интеграция в “Ростелеком” и о дальнейшем векторе развития услуг платного ТВ.
Что изменилось в вашей деятельности, вопросах разработки стратегии после присоединения к “Ростелекому”?
Теперь мы координируем свои инициативы с корпоративным центром “Ростелекома”, но наша работа, в принципе, осталась самостоятельной. Однако, так как возможностей у корпоративного центра, ввиду того, что он работает на всю страну, существенно больше наших, естественно, в большей мере мы выступаем в роли прислушивающихся. Но как мы слышим их, так и они слышат нас.
А что со стратегией по платному ТВ? Она у вас изменилась, поменялись планы, приоритеты?
Дело в том, что цифровое телевидение на базе коаксиального кабеля очень широко представлено только в Москве. И свою стратегию по этому направлению мы, конечно, тоже согласовывали с координационным центром (КЦ), но, по сути, все наше видение он принял.
Это с одной стороны. С другой, КЦ очень активно развивает услугу IPTV. И мы берем его продукт (теперь уже наш продукт) и имитируем его в Москве. Как это отразится на нашем предложении? Сейчас у нас суммарно чуть больше 140 каналов — это 114 тематических и 28 эфирных. В будущем мы собираемся уравнять число наших каналов с тем уровнем, который предлагает “Ростелеком” в “Интерактивном ТВ” (а это порядка 180 каналов).
Но для этого нам необходимо произвести небольшие технологические преобразования (поставить головные станции, к примеру), которые дадут нам возможность предоставлять большее количество каналов без потери качества. Для нас это критично, потому что мы не хотим ужимать качество каналов.
Как абоненты реагируют на ваше слияние?
Мы очень активно этот момент мониторим. И на самом деле, изначально мы увидели некое опасение со стороны абонентов, насчет того, что качество предоставляемых услуг упадет. Ведь на рынке были такие прецеденты, когда небольшие игроки поглощались крупными, в результате чего качество услуг первых падало. Но мы постарались внести минимум изменений и сделать процесс смены нашего статуса максимально комфортным для абонентов.
Кстати, вы сказали, что сейчас у “ОнЛайма” более 150 тысяч абонентов платного ТВ в Москве, а на какое число вы рассчитываете выйти к концу года?
По итогам 2013 года не могу сказать, но к концу I квартала 2014 года, надеюсь, дойдем до 200 тысяч абонентов. Вообще же год от года нам удается удваивать нашу абонентскую базу.
А что насчет планов не по абонентам, а по расширению сети? Вы лишь пару фраз сказали о “новой Москве”, расскажите, пожалуйста, немного больше об этом.
В следующем году мы планируем построить в Большой Москве 750 километров оптики во всех ключевых городах в дополнение к уже существующим там сетям “Ростелекома”. Мы сосредоточимся на тех районах, где сейчас большими пулами строятся новостройки. Не факт, что нам удастся проложить все 750 километров до конца 2014 года, это будет зависеть от темпов самого жилищного строительства.
Ранее вы сказали о намерении расширить пул каналов по цифровому ТВ. А скажите, какое число абонентов (можно в процентном соотношении) пользуется дополнительными ТВ-пакетами?
У нас порядка 20-23% всех абонентов помимо базового “Популярного” пакета имеют еще и дополнительные пакеты. И лишь 2% абонентов подписано исключительно на эфирные каналы. Но по нашим наблюдениям, последняя база — плавающая. На эфирных каналах сидят, как правило, либо в силу финансовых проблем, либо когда надолго куда-то уезжают.
Вообще же, число подключений к дополнительным пакетам у нас растет. Год назад на них было подписано всего 12% нашей аудитории.
Интересно, какой при таком раскладе у вас показатель ARPU и какова доля платного ТВ в общей выручке?
Показатель ARPU у нас сейчас приближается к 250 рублям (без НДС). А доля выручки от услуг платного ТВ по Москве составляет порядка 15%.
А процент по отказам от PayTV-услуг?
По отказам от услуг цифрового ТВ процент у нас достаточно маленький — он не превышает плановые 10%. Сейчас, к примеру, он находится на отметке 6-7%.
Проводили ли вы исследования на тему того, пользуются ли абоненты сторонними услугами платного ТВ параллельно с вашими?
Мы регулярно мониторим подключающихся абонентов, и периодически (на квартальной основе) проводим их обзвон, и задаем ряд вопросов. В частности, от какого оператора вы перешли и оставили ли себе его услуги? И по цифровому ТВ, в отличие от интернета, достаточно значительное количество абонентов оставляет себе двух операторов на время. Как правило, пользователи говорят, что пока у них еще есть баланс по услуге от первого оператора, они от него отказываться не будут. Абоненты хотят посмотреть, сравнить — действительно ли новые услуги лучше старых.
Ну и потом, в связи с тем, что, согласно статистике, в Москве в среднем по 2,7 телевизора приходится на одно домохозяйство, нередко возникает ситуация, что к одному телевизору подключают услугу платного ТВ от “ОнЛайм”, а к другому — от нашего конкурента.
Понятно. Тогда следующий вопрос по HD. Многие говорят, что именно HD сейчас является драйвером платного ТВ. А как по вашему мнению?
Сейчас HD-направление действительно очень активно развивается в России. Но драйвером ему мешает стать ограниченность контента, которая имеет место быть на нашем рынке. Как только увеличится количество производимого контента в HD, да и вообще, HD станет для большинства стандартным форматом, тогда об этом можно будет говорить.
Плюс, для того чтобы высокое разрешение стало драйвером, необходимо чтобы проникновение широкоформатных телевизоров в стране постоянно росло. В Москве оно постоянно растет, и здесь становится стандартом диагональ экрана 32 дюйма. Но даже 32 дюйма для HD — это, на мой взгляд (взгляд пользователя), маловато. Вот когда дюймов больше 40, тогда это качество видно.
А что насчёт OTT? Америка сейчас паникует насчет угрозы со стороны интернета, некоторые российские игроки переносят эту панику и на наш рынок. А вы считаете интернет угрозой для платного ТВ России?
Когда наши игроки кричат об угрозе интернета, они забывают про специфику Америки. Америка, в принципе, страна, которая была построена на кабельных операторах. Когда у них проникновение кабельного ТВ стремилось к 100%, в стране только начинали запускать интернет. Поэтому, конечно, для них эта проблема так ощутима. У нас проникновение кабельного ТВ никогда не стремилось к таким показателям, поэтому оттока как такового мы не видим. Так что для России интернет только снижает потолок прироста абонентской базы.
Ну и завершающий вопрос — о перспективе. Как вы оцениваете для себя будущее на столичном рынке?
Это сложный вопрос, так как к нему всегда примешивается спутник и оценка баз конкурентов — исследователи дают одни цифры, у нас цифры другие. Тем не менее, если говорить о столичном рынке, то мы видим перспективу здесь ежегодно наращивать базу более чем в полтора раза. То есть мы видим потенциал рынка до 600-700 тысяч абонентов.
Спасибо!