Особенности программирования познавательных телеканалов. Часть 2
"Кабельщик" продолжает исследовать особенности программирования познавательных телеканалов. В этой части мы рассмотрим использование спецпрограммирования, закупку иностранного контента и создание собственного, а также новые форматы, которые телеканалы хотят или уже внедряют.
Спецпрог
Многие телеканалы планируют специальное программирование непосредственно к определенным событиям или праздникам, не важно государственные они, международные или национальные. Так, к примеру, делают каналы группы RTG TV, RTG HD, RTG int., Travel+Adventure, viju History, viju Explore и viju Nature, Big Planet. При этом многие из них этим не ограничиваются.
В RTG иногда проводят тематические недели, например, "Неделя рыбалки", когда в недельном плейлисте значительно увеличено количество фильмов об этом увлечении.
Виасат также применяет разные спецформаты при программировании документальных каналов. На viju History регулярно проходят премьеры или спецвыходы в честь какого-то исторического события (например, осенью в честь дня рождения мореплавателя Фернана Магеллана будет спецпоказ сериала "Первое путешествие вокруг света"). По субботам регулярно транслируются ежемесячные подборки, посвященные разным странам. Такие "сезоны" идут 2-3 недели.
На viju Explore спецпрограммирование ведётся в рамках профессиональных дней (День дальнобойщика, День кладоискателя и пр.), в рамках сезонности (например, весной-летом проходят сезоны рыбалки, а зимой - зимней рыбалки или эвакуации из снежных заносов), также канал устраивает марафоны премьерных серий новых проектов.
viju Nature сам устраивает спецсобытия на определенную тематику в течение всего месяца (дикие кошки – по четвергам, субботы с щенятами, морские глубины – по выходным и пр.).
На Big Planet также используются тематические подборки о животных, архитектуре, путешествиях, открытиях с вертикальными повторами в воскресенье, и спецпроекты, приуроченные к значимым датам. Например, ко Дню Земли – цикл документальных фильмов "Схватка с климатом" и "Антропоцен". "Для каждого такого эфирного события готовятся проморолики и анонсы, которые размещаются не только в эфире канала, но и в соцсетях, на инфоканалах у вещательных партнеров, в СМИ", - сообщили представители Big Planet.
Другие телеканалы также самостоятельно придумывают тематики для спецпрограммирования. Например, CuriosityStream построен на тематических днях, под которые подбираются передачи соответствующего содержания (понедельник – наука, вторник – природа, среда – история и т.д.).
Museum также каждый месяц использует тематические дни, специальные вечера или тематические блоки. Они планируются исходя из ранее сформированного плана на каждый следующий год, когда лейтмотивом месяца выбирается то или иное направление искусства. Таким образом, каждый месяц имеет свое специальное программирование.
Каждая неделя на viju+ Planet посвящена своей теме, которая раскрывается с разных сторон. При этом помимо документальных передач в эфире канала доступны к просмотру художественные фильмы и сериалы. "В конце июня прошла "Неделя приключений". В будни зрители канала смотрели фильмы и сериалы о путешествиях по греческим островам, наблюдали за командой исследователей, повторяющих маршруты американских золотоискателей, узнали об опасностях миграций животных, а по выходным отправлялись в "Вокруг света за 80 дней", – рассказали в пресс-службе Виасат.
Как считают представители канала "Домашние животные", спецпрограммирование позволяет продемонстрировать особую тематику канала, а также осветить общие или тематические инфоповоды. "Поэтому мы применяем данный вид программирования с разной периодичностью в соответствии с необходимостью подчеркнуть то или иное событие", – заключили на телеканале.
Привлечение новой аудитории
Многие телеканалы используют спецпрограммирование в том числе и для привлечения новой аудитории. Например, Travel+Adventure для школьников и студентов формирует тематические блоки программ в летнее время, чтобы заинтересовать юных зрителей во время их каникул.
Напомним, каналы viju Explore, viju History, viju+ Planet разделяют аудиторию на три сегмента: лояльная аудитория, продвинутые зрители и те, кто любит "перещелкивать" каналы. Так, для последней группы, которая не является целевой у каналов, делаются тематические марафоны и премьерные показы в выходные дни.
"Домашние животные", в свою очередь, новую аудиторию старается вовлекать к просмотру телеканала новым контентом, эксклюзивными авторскими анонсами, юмором и информационной поддержкой в социальных сетях. RTG TV, RTG HD, RTG int. также для привлечения новых зрителей используют межпрограммные блоки, которые включают анонсы, промо, экспресс-программы и так далее. Кроме того, каналы работают с интернет-аудиторией через социальные сети (VK, Telegaram, Дзен и др.).
Museum создает новый контент, ориентированный на разные демографические группы, делает специальные программы и кросс-промо, сотрудничая на постоянной основе с крупнейшими музеями и галереями мира. "Например, в апреле в рамках специального программирования, посвященного 10-летию телеканала, Museum TV выступил партнером выставки "Мане и Дега" в музее Орсэ в Париже. На телеканале вышел документальный фильм, посвященный взаимоотношениям художников, а предпоказ состоялся в в самом музее, где уже шла выставка с произведениями Мане и Дега", – отметили в пресс-службе канала.
Big Planet помимо промороликов, межпрограммок и соцсетей также для привлечения аудитории участвует в партнерских проектах. Например, в июне телеканал выступил партнером экофестиваля "Горизонт", который уже третий год проходит в "Москвариуме" на ВДНХ. В рамках фестиваля Big Planet провел семейный квиз, организовал кинопоказ научно-популярных фильмов в Киногостиной, разыграл билеты на посещение аквариума в "Москвариуме".
Тем временем у CuriosityStream организована рассылка новинок контента на грядущий месяц, конкурсы. В будущем канал планирует развивать страницы в соцсетях.
Контент познавательных каналов
Мы достаточно много внимания уделили программированию познавательных каналов. Но вопрос, связанный с библиотекой контента, не менее важный. Поэтому сейчас рассмотрим и этот аспект.
RTG TV, RTG HD, RTG int., "Домашние животные" транслируют в основном контент российского производства. Так, плейлисты каналов RTGcorp. на 100% состоят из российского контента, созданного силами собственной съемочной группы.
Сетка вещания канала "Домашние животные" более, чем на 75% состоит из программ собственного производства. Периодически в эфир ставится контент производства других стран.
В библиотеке Big Planet также представлен контент, произведенный не только в России, но и в США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии, Канаде, ЮАР, Чили.
На viju Explore, viju History, viju+ Planet входит контент студий производителей со всех континентов. "В наших документальных фильмах мы стараемся раскрыть культуры, обычаи, быт, историю самых разных стран", – поделились с "Кабельщиком" в пресс-службе Виасат.
"Телеканал viju+ Planet - это и вовсе целый мир на одной кнопке. Зрители канала увидят программы, фильмы и сериалы, действие в которых может происходить в самых отдаленных уголках нашей планеты", – добавили в пресс-службе.
72% программ, которые транслируются на CuriosityStream, произведены в США, 11% – в Германии, 8% – в Великобритании, 5% – во Франции, 4% – в других странах.
В Travel+Adventure отметили, что дать процентное соотношение сложно, так как многие продакшены используют принцип интернациональности в своем производстве контента. Однако на данный момент ведущее место в количестве представленного контента на канале занимают Европа и Азия. "Мы стараемся разделять тематические программы, чтобы не упустить никакую градацию: по континентам, по странам, и тем более важно контролировать, чтобы не было переизбытка одной темы, например, тревел-фуд", – рассказал представитель канала.
На Museum TV также представлены программы о выставках и музеях, расположенных на территории почти всего мира. "Мы стремимся обеспечить всестороннее представление искусства в каждой его точке. Показывая выставки, музеи и культурные мероприятия из разных регионов на всех континентах, Museum TV позволяет зрителям отправиться в виртуальное путешествие, исследуя искусство и культурное наследие, не выходя из своей гостиной. Отмечая разнообразие и глобальный охват искусства, Museum TV приближает мировые шедевры к зрителю, способствуя более глубокому пониманию в оценке искусства разных стран", – отметили в пресс-службе.
Зарубежный контент на каналах после ухода иностранных мейджоров и его закупка в нынешних реалиях
С марта 2022 многие каналы, в том числе познавательные, а также зарубежные мейджоры покинули российский рынок и в принципе перестали сотрудничать с отечественными компаниями. Учитывая, что большинство каналов транслирует контент, произведенный иностранными студиями, "Кабельщик" решил узнать, как с этим обстоят дела сейчас.
Как рассказали в Travel+Adventure, канал продолжает транслировать зарубежный контент. "Уход иностранных мейджоров мы восприняли как новый вызов – посмотреть на рынок контента шире, появилась возможность показать других производителей, а не просто следовать тенденциям рынка", – отметили представители канала. Кроме того, канал активно рассматривает новые рынки для приобретения контента. "Мы готовы закупать программы российского производства и постоянно отсматриваем отечественных производителей, если есть достойные, с радостью их берем", – пояснили на канале.
viju Explore, viju History, viju+ Planet лицензировали проекты на самых ранних этапах их создания. За счет этого у каналов сейчас есть большая библиотека иностранного контента. Ядром программирования каналов по-прежнему остается европейский и американский контент. В скором времени на данных каналах в премьерных слотах будут транслироваться и новые проекты, произведенные во Франции, Испании и Великобритании.
Museum TV активно изучает иностранные рынки для приобретения контента, стремясь предложить различные культурные точки зрения.
Big Planet работает с дистрибьюторами и производителями контента из разных стран – России, США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии, Канады, ЮАР, Чили. Помимо этого, канал точечно закупает программы в Скандинавии, Израиле, Южной Корее, Сингапуре. При этом большая часть иностранного контента адаптируется на собственной студии дубляжа и звукозаписи. Например, в июне на Big Planet была премьера южнокорейской программы о путешествии по России "Транссибирские следопыты". "Качественного отечественного контента на рынке также много, мы постоянно приобретаем что-то новое", – рассказал генеральный директор "Тайм Медиа Групп" Степан Ковалев.
"Телеканал Museum TV – это телеканал об искусстве, а оно вечно и интернационально. Даже в текущий ситуации россияне с удовольствием узнают о международных выставках, посещая их лично или же виртуально", – сообщили в пресс-службе канала.
Стратегия производства собственного контента
Тем временем, каналы RTG TV, RTG HD, RTG int. отметили, что геополитическая ситуация на них не повлияла, так как проекты снимаются, в основном, на территории России.
По словам представителей телеканала "Домашние животные", их тематика в меньшей степени зависит от геополитической ситуации. "Мы за животных и за ответственное отношение к ним, а эти понятия не имеют такой зависимости", – рассказали в пресс-службе "Кабельщику". Что касается тревел-контента, то здесь канал и раньше рассматривал усиление интереса зрителей именно к российскому туризму.
В свою очередь Big Planet планирует начать производство собственных программ. Они появятся на канале уже в следующем году.
Travel+Adventure на данный момент не планирует производство собственных программ. Однако представители канала не исключают возможности, что скоро зрители увидят новый тревел-формат приключений собственного производства.
Новые форматы на ТВ
Помимо этого, Travel+Adventure рассматривает новый тренд, который может найти отражение на канале, – путешествия в домах на колесах. RTG TV, RTG HD, RTG int. также иногда адаптируют некоторые современные форматы съемок под телеканалы, например, фильмы из цикла "Взгляд с высоты", которые полностью сняты с воздуха.
На viju Explore недавно запустили формат обзоров автомобилей. "Это нестандартный формат для канала, так как в этих проектах авто не чинят, не реставрируют, как в большинстве автомобильных проектов канала, а просто рассказывают о характеристиках новых моделей", – пояснили в пресс-службе Виасат. Подобный формат, по их словам, популярен на YouTube, а канал сейчас пробует его в условиях телевизионного смотрения, но в профессиональном качестве.
На Big Planet, как отмечает представитель канала, открыты для любых форматов. Сейчас в сетке эфира уже есть реалити-шоу, обзоры, гиды о путешествиях, испытания. Особое внимание аудитории привлекают реалити-шоу типа "Последний ниндзя" или "В борьбе за выживание" за счет необычных съемок и экстремальностью сюжета.
"Телеканал viju Nature смотрит более консервативная аудитория, поэтому новые форматы стоит вводить осторожно. К тому же тематика канала предполагает именно познавательный контент, который снят качественно и красиво. Обратите внимание на слово "красиво": viju Nature - про красоту нашей планеты и ее обитателей, и формат "домашнего видео" не подходит концепции телеканала", – рассказали "Кабельщику" в пресс-службе канала.
Аналогичная ситуация и на viju History. Здесь, по словам представителей Виасат, показывается качественное документальное кино, сделанное на высоком уровне с помощью современных технологий. В связи с этим канал больше привлекают именно новые технические возможности, применяемые в процессе съемок и реконструкциях.
Museum TV также уделяет больше внимания качеству программ, например формату 4K. Что касается контента, то канал выпускает интерактивные форматы для детей, где они могут научиться рисовать, и которые вовлекают совсем маленьких зрителей. "Мы стремимся создать реальный опыт за пределами традиционного просмотра телеканала, предоставляя интерактивные и захватывающие возможности обучения", – поделились представители Museum TV.
Специалисты канала "Домашние животные" убеждены, что аудитория в онлайн и в эфирном вещании пересекается, и может "дрейфовать" из одного формата в другой. "На наш взгляд, устарело мнение телевизионных специалистов, которые опасаются, что зритель скоро окончательно уйдет в интернет. Это не угроза – это возможность. Во всех индустриях сейчас активно применяется принцип омниканальности, и мы – не исключение. Грамотная работа во всех направлениях позволит быть для зрителя интересными и удобными, независимо от формата вещания", – резюмируют они.