Основные тренды телевизионного контента
"Чуч Мяуч" в Китае, "Монсики" в ОАЭ, Всемирный рынок контента в Москве, выставка MIP TV в Каннах, конференция Национальной ассоциации вещательных компаний в Техасе, FAST-каналы – повсюду. "Кабельщик" ознакомился с последними трендами телевизионного контента.
Национальный контент
С 16 по 23 мая в Каннах прошел Marché du Film - европейский кинорынок, собравший в этом году рекордное число участников. Байеры из более чем 120 стран покупали права на показ новинок. Интересно отметить, что ряд продюсеров независимого кино отмечали щедрость российских покупателей, готовых не просто переплачивать за тайтлы, но и платить "безумные", по словам одного из байеров, деньги. Так, российские дистрибьюторы купили у Black Bear International пока еще безымянный фильм Гая Ричи, в котором снимутся Генри Кавилл, Джейк Джилленхол и Эйса Гонсалес.
Тем временем, в России по-прежнему продолжают продвигать тему восточного контента. С 29 по 31 мая в Москве пройдет World Content Market, на котором отчетливо прослеживается ориентация на Азию и Ближний Восток. На мероприятии будут представлены павильоны киностудий из Китая, Кореи, Турции, Индии, Ирана и Казахстана.
Восточное направление востребовано не только в качестве источника контента, но и в качестве рынка для отечественных проектов. Так, российский анимационный сериал "Чуч Мяуч" о приключениях девочки Маруси и ее волшебного кота 19 мая появился на онлайн- и ОТТ-платформах Китая – Tencent Video, Youku, Hisense, Xiaomi, Konka, TCL и других.
Генеральный директор киностудии им. Горького и председатель совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащёва также рассказала о сотрудничестве с Ближним Востоком – в Объединенных Арабских Эмиратах цифровой театр Theatre of Digital Art (Дубай) уже показал шоу по мотивам мультсериала "Монсики", а 27 и 28 мая там пройдут показы киноальманаха "Умка" и познавательно-развлекательный квиз по мотивам мультфильма. Юлиана Слащёва 17 мая выступила на мероприятии по инновациям и привлечению опыта в вещании, спутниковом и профессиональном AV-сообществах Casbat в Дубае, где с другими участниками обсудила вопросы развития детского телевидения, а также основные тенденции в создании контента для детей.
На Международной выставке телевизионного и мультимедийного контента (MIP TV), прошедшей в Каннах с 17 по 19 апреля, также отметили актуальность восточного контента. Так, на конкурсе питчингов MIP Formats 2023 одержал победу проект The Show Must Go On ("Шоу должно продолжаться") от турецкой компании Formatworkshop. Победители получили $5000 на развитие и возможность участвовать в Международном фонде Fox Unscripted Format Fund стоимостью $100 млн.
Детский контент
На прошедшем в рамках MIP TV саммите Future of Kids TV ("Будущее детского ТВ") делегаты исследовали интересы и поведение поколения А (родившихся в период с 2010 по 2024 годы). Саммит открыла Эшли Фелл из консалтинговой компании McCrindle словами о том, что каждую неделю рождается 2,7 млн детей поколения А, которое будет самым многочисленным поколением в мире. Самые ранние его представители уже сейчас обладают покупательной способностью. "Они интегрированы в цифровую среду, подключены к миру, визуально и социально вовлечены. Они не боятся технологий", – так охарактеризовала новое поколение Эшли Фелл.
Старший вице-президент Dubit по работе со СМИ Адам Вудгейт в рамках своего выступления сказал, что новое поколение никогда не знало мира без сенсорных экранов, мобильных и интерактивных медиа. Он назвал их "поколением iCan" и добавил: "Эта аудитория сама по себе является творческой силой. Они используют технологии для поддержки своего обучения и творчества".
Инклюзивность
Не обошли вниманием на выставке и такую актуальную на сегодняшний день тему, как разнообразие и инклюзивность – представительство различных меньшинств, включая нейроразнообразие (например, людей с расстройствами аутического спектра). Этому было посвящено специальное заседание круглого стола.
Актуальным также оказался феминистский контент. Так, обсуждался запуск сериала "Астронавт", рассказывающий о женщине, которая стремится запустить в космос первую женщину-космонавта из Германии, но постоянно сталкивается с препонами "серых кардиналов" Европейской космической организации и Немецкого космического института. Автор идеи проекта, аэрокосмический инженер Клаудия Кесслер, нашла возможных партнеров для съемок сериала.
Популярные телеформаты
Что касается популярных форматов телешоу, то на MIP TV отметили актуальность таких хитов, как "Последний герой" (Survivor), "Маска" (Masked Singer) и шоу знакомств, а также рассказали о новинке – проекте "Предатели" (The Traitors). Кроме того, увеличился интерес к документальным проектам – по словам модератора конкурса MIP Doc International Buyer Screenings Coup de Coeur Беатрис Росманит, в 2022 году на 17% вырос объем совместного документального производства. Победителями конкурса стали сериал о тюремной жизни "Маленькая Скандинавия" шведского телевидения и "Караван", снятый Cabal Films. Проекты были отобраны по итогам показов в Театре Дебюсси.
Не контентом единым
Впрочем, на выставке неоднократно подчеркивалось, что "не контентом единым" должны заниматься медиакомпании. Профессор Нью-Йоркского университета Эван Шапиро призвал делегатов "перестать рассматривать бизнес изолированно". Он полагает, что владельцы контента не должны воспринимать экономики создания и распределения контента как обособленные, потому что на самом деле они сосуществуют, и зрители учитывают все аспекты. Эту тему продолжила генеральный директор StudioCanal и заместитель генерального директора Canal+ Group Анна Марш, призвавшая продюсеров использовать "инновационные модели распространения".
Еще один тренд – FAST-каналы – также обсуждался на выставке MIP TV. В рамках мероприятия прошел первый саммит FAST-каналов, на который прибыли делегаты со всего мира, чтобы узнать о последнем коммерческом новшестве медиаиндустрии. Глава европейского отдела приобретения контента на платформе AVOD/FAST Samsung TV Plus Дженнифер Бэтти рассказала, что компания рассматривает FAST-каналы в качестве "добавочной ценности" для своих клиентов Smart TV.
Председатель семинара "Завтрак за круглым столом с FAST" Кристиан Нибель (Christian Knaebel) назвал сектор FAST "быстрой галактикой", потому что он является частью общей вселенной контента, которая продолжает расширяться. Он добавил, что сегмент связан с другими и не должен рассматриваться как что-то отдельное. "Вам необходимо интегрировать свои FAST-сервисы в другие части вашего бизнеса, иначе они не будут работать на вас", – добавил Кристиан. В настоящее время FAST-сектор наиболее представлен в США, но вскоре получит большую долю и на международном рынке, выразил свою уверенность Нибель.
Технологии
Спонсор саммита Fast-каналов, разработчик облачных технологий для телевидения Amagi, представил новую платформу Amagi Connect, которая может значительно сократить время запуска канала FAST. Старший вице-президент по развитию бизнеса Лиор Фридман сообщил, что в ходе испытания пилотной схемы с участием ведущих игроков отрасли было выяснено, что время запуска канала можно сократить со 100 до 6 дней. Фридман добавил, что считает, что запуск можно будет произвести еще быстрее.
Тему технологий продолжила Sony. Компания провела семинар, посвященный ряду tech-новинок, разработанных компанией Pixomondo, занимающейся спецэффектами, которую Sony приобрела в IV квартале 2022 года. Из наиболее известных работ Pixomondo – эффекты, используемые в сериалах "Игра престолов" и "Дом дракона", а также фильме "Аватар: Повелитель стихий".
Технологические новинки также обсуждались на ежегодной конференции Национальной ассоциации вещательных компаний (NAB Show), которая прошла с 15 по 19 апреля в Лас-Вегасе. В числе самых главных трендов 2023 года назвали искусственный интеллект (ИИ) и нейросети, которые уже сейчас широко используются – для создания контента, виртуальных ведущих, перевода и дубляжа, а также множества других целей. Говоря об ИИ, нельзя не отметить метавселенную – виртуальное пространство с несколькими цифровыми мирами. Метамиры используются в вещании, предоставляя новые формы повествования и новые формы взаимодействия со зрителями.
В телеком-отрасли также очень востребованы облачные технологии. Одним из их основных преимуществ является их способность предоставлять по запросу доступ к вычислительным мощностям, благодаря чему вещатели могут быстро увеличивать или уменьшать пропускную способность по мере необходимости. Это позволяет справляться с резкими скачками, например, во время прямых трансляций, без вложения в дорогостоящее оборудование и инфраструктуру.
Одним из трендов 2023 года также является так называемое "телевидение нового поколения" – NextGen TV, также известное как ATSC 3.0. Оно поддерживает разрешение 4K Ultra HD, расширенный динамический диапазон (HDR), а также иммерсивные аудиоформаты, такие как Dolby Atmos. NextGen TV также предлагает улучшенный прием сигнала и покрытие.
Казалось бы, что общего у технологических трендов телекома и охраной окружающей среды? Однако "зеленое" производство постепенно проникает во все отрасли, и вещательные компании по всему миру внедряют экологически чистые методы производства, в том числе использование энергоэффективного оборудования, минимизацию отходов и сокращение выбросов углекислого газа в процессе производства. Так, студии используют светодиодное освещение, возобновляемые источники энергии (солнечные панели и ветрогенераторы), энергоэффективные системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также энергоэффективный дизайн зданий.