Станислав Журавлев: "Выпуск телевизора — это увеличение lifetime value"
Недавно "Кабельщик" публиковал блог Григория Кузина о так называемом "экозамещении". Материал стал первым в одноименном цикле. А сегодня мы публикуем второй материал, по стопам прошедшего 9 декабря "Пирингового форума" и одной из панельных дискуссий, посвященных умным устройствам и их роли в развитии цифровых экосистем отечественных операторов. В обсуждении принимали участие эксперты от компаний SberDevices, Viasat, VK, PartyStation и "ТМТ Консалтинг". Об итогах дискуссии мы расскажем в следующем материале, уже в 2023 году. А пока предлагаем вашему вниманию интервью, которое администратор телеграм-канала "Дни Медиалогистики" Александр Калигин взял специально для цикла "Экозамещение" у директора по продукту Kion компании "МТС Медиа" Станислава Журавлева.
Александр Калигин: Как на российском рынке телевизоров отразился уход крупнейших корейских брендов?
Станислав Журавлев: Фактор ухода с российского рынка телевизоров больших брендов или их существенного удорожания повлияет на поведение пользователей, которые начнут искать более доступные варианты.
Учитывая, что на рынок вышло сразу несколько новых брендов, представляющих крупные российские экосистемы, основная конкуренция между ними пойдет на уровне операционных систем, а точнее — экосистем, представляющих собой наборы приложений и технологий. И в этой гонке лучше не быть последним. Любой владелец экосистемы будет управлять доступом к ней для сторонних разработчиков. Кто больше преуспеет в их привлечении и создаст наиболее интересное предложение для потребителей, тот и окажется в выигрыше.
Можно провести аналогию с рынком смартфонов. Когда появились операционные системы Android и iOS, которые захватили контроль над рынком за счет привлечения большого количества сторонних приложений в свои экосистемы, остальные, например, BlackBerry или Samsung Bada, потихоньку ушли с рынка.
Станислав Журавлев
А. Калигин: Зачем вам потребовалось идти в направление производства собственных Smart TV?
С. Журавлев: Выпуск телевизора — это увеличение lifetime value — срока жизни абонентов и прибыли компании, полученной от одного клиента за этот срок. Это показатель, который сказывается на всей экосистеме. Если у человека есть телевизор с нашей операционной системой, он будет оставаться с нами, а значит для экосистемы такой абонент будет иметь большую ценность.
А. Калигин: В некоторых других сегментах потребительского рынка, например, в нише смартфонов, место корейских и западных вендоров заняли китайские производители. Не боитесь конкуренции с их стороны?
С. Журавлев: Мы не боимся конкуренции со стороны китайских производителей телевизоров. Причина очень проста. Чтобы занять серьезную долю российского рынка необходимо сделать локализованную версию своей ОС для умных телевизоров. В отличие от смартфонов телевизор — более локализованный продукт. Особенно в программной части. Сделать хорошую программную часть для телевизора — это очень сложно.
При наличии на рынке таких игроков как MТС с Kion, "Яндекса" с "Алисой", "Сбер" с "Салютом" у китайских производителей нет аналогичного по качеству программного решения, которое помогло бы конкурировать с ними. Они либо будут пытаться брать низкой ценой, либо им необходимо будет разработать очень качественную программную оболочку. При этом цены у российских производителей сопоставимы, а разработать альтернативный софт китайским вендорам будет сложно. Поэтому они или попытаются встраиваться в наши экосистемы, или просто станут поставлять какие-то телевизоры в надежде, что кто-то их купит.
А. Калигин: Могут ли пользователи телевизоров Kion устанавливать на них сторонние приложения по собственному желанию?
С. Журавлев: На данном этапе мы экспериментируем с оболочкой. Прямо сейчас наша ТВ-платформа закрыта, и пользователи не могут установить на телевизор Kion любое приложение по своему усмотрению. Но есть один момент. Когда покупатель в магазине будет выбирать из нескольких телевизоров, он купит тот, на который можно устанавливать другие приложения. Возможность устанавливать сторонние приложения всегда будет привлекать абонентов больше, а модели с ограничениями не выберут никогда.
Конкуренция производителей телевизоров на уровне операционных систем, о которой я говорил выше, закончится через год-полтора. После этого начнется война на уровне магазинов приложений. Все производители телевизоров обязательно придут к тому, что встроят в них инструменты, позволяющие пользователям загружать любые приложения.
У нас на телевизорах установлена ОС на базе AOSP (Android Open Source Platform). Хотя сторонние приложения пока установить нельзя, мы уже сейчас активно работаем над тем, чтобы запустить магазин приложений.
Нас иногда спрашивают, не боимся ли мы конкурентов в магазине приложений? Нет, не боимся. Наша задача заключается в том, чтобы у максимального количества пользователей был телевизор Kion. Для этого мы должны сделать лучший продукт в отрасли, чтобы люди даже при наличии других онлайн-кинотеатров на нашей платформе все равно хотели бы пользоваться именно Kion. При разработке продуктов мы очень внимательно отслеживаем показатели, которые говорят об удовлетворенности абонентов продуктами (NPS, NSAT). Наша задача сделать так, чтобы абонент имел свободу выбора в установке того или иного приложения, но при этом у него не возникало желания переходить с Kion куда-либо.
Мы уже сотрудничаем с внешними партнерами. В нашем приложении есть онлайн-кинотеатры Amediateka и "Иви".
Вообще же мы будем идти в сторону открытых интерфейсов и делать индустриальные стыки, чтобы телевизоры Kion встраиваться в мультивендорные экосистемы умного дома.
А. Калигин: Влияют ли как-то на вашу работу законодательные инициативы по обязательной предустановке на электронику, продаваемую на территории РФ, определенных отечественных приложений?
С. Журавлев: Мы в полном объеме выполняем все требования законодательства. В настоящее время мы занимаемся активным внедрением и коммерческой эксплуатацией продуктов, в которые встроена "Витрина ТВ". Сейчас мы будем расширять количество экранов, на которых она будет доступна. При наличии требований о предустановке на устройства других приложений, мы также будем их выполнять.
А. Калигин: Какие планы по продажам телевизоров Kion вы поставили перед собой? Есть ли какие-то целевые показатели?
С. Журавлев: Мы находимся на стадии пилотного проекта — оптимизируем аппаратную и программную части телевизора, прорабатываем модели и каналы продаж, тарифы и рассрочки. Только, когда мы накопим определенную базу знаний, тогда сможем сформировать стратегию и целевые показатели.
А. Калигин: Спасибо за беседу!
Как видите, представитель одной из крупнейших российских цифровых экосистем весьма оптимистично смотрит на будущее отечественного рынка Smart TV. И его совершено не смущает уход с него глобальных производителей. И аргументация, которую он приводит, выглядит абсолютно логичной. Будет очень интересно в следующем 2023 году понаблюдать за процессом переформатирования рынка и конкуренции, которая развернется между российскими технологическими лидерами. Продолжение "Экозамещения" следует.