Новорожденные телеканалы 2021: телевидение, которое с нами навсегда
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/sotrudnichestvo-telekanalov-i-operatorov-komu-eto-vygodno
Теперь окончательно ясно: я буду писать обзоры новых каналов до конца своих дней, а потом это дело унаследуют внуки [нет, не будет - примечание главреда]. Разговоры о неминуемой кончине линейного телевидения стали еще более смешны, чем рассуждения о скором крахе доллара. Никакие эпидемии, экономические кризисы, глобализация рынка и завезенный враждебным Западом корд-каттинг не в состоянии повлиять на постоянное развитие отечественного рынка линейного телеконтента. Второй пандемический год, прошедший с выхода предыдущего обзора, вновь принес нам внушительный список новых каналов, о которых есть что сказать.
Первый космический
На земле творится такое, что всех естественным образом потянуло в космос: туда летают американские туристы, там снимают фильмы российские кинематографисты. Предчувствуя насыщенный космический период, телекомпания "Первый ТВЧ" и госкорпорация "Роскосмос" запустили в начале 2021 года телеканал "Первый космический".
В тематической нише канал не стал первым – с 2009 года вещают "Тайны галактики" (Galaxy) производства "НСК Студии". Несмотря на единство темы, отличия между двумя космическими каналами очевидны. "Первый космический" помимо множества научно-популярных фильмов про космос особое внимание уделяет непосредственно отечественной космической отрасли и смежным с нею научным. Что логично, с учетом соучредителя. Например, на канале выходит программа "Космическая среда" о космонавтике, научных открытиях в этой области и передовых разработках. Что-то вроде десятиминутки истории советско-российской космонавтики в датах и фактах.
Кроме того, на новом канале до четверти сетки отдано тематическим художественным и анимационным фильмам. На обзорной неделе за эту сферу отвечали, в частности, сериал "Темные дела", где действие происходит на борту космического корабля, мультсериал про самых космических собак – "Белка и Стрелка. Озорная семейка", российская многосерийная драма про подготовку космонавтов "Частица вселенной". Не забыт и зарубежный познавательный контент, к примеру любимый зрителями сериал "Сквозь кротовую нору" производства Discovery, который вел в 2010–2017 годах замечательный Морган Фримен. Или проверенный временем канадский телесериал про глубины космоса "Шедевры Хаббла".
Каналы .black, .red и .sci-fi
В июне 2021-го популярные телеканалы Sony Channel, Sony Turbo и Sony Sci-Fi прекратили вещание в России, Беларуси и на Украине. Это произошло в рамках общей оптимизационной стратегии Sony Pictures Television, осенью того же года продавшей весь портфель своих медиаактивов в Центральной и Восточной Европе медиахолдингу Antenna Group.
А вот контент Sony Pictures продолжили транслировать на новых каналах Национальной Медиа группы – под названиями .Red, .Black и .Sci-Fi. Название последнего канала осталось говорящим, а первые два заменили Sony Channel и Sony Turbo. Дистрибутором телеканалов выступает компания "Медиа-Телеком", созданная НМГ и "Ростелекомом", которая в последние годы представляла каналы Sony в России (НМГ владела 80% российского бизнеса Sony Pictures Television).
Каких-то радикальных изменений в концепции трех каналов после ухода из названий слова Sony не произошло, контентная основа сетки осталась в основной прежней. Впрочем, некоторые операторы расстроились исчезновению из своих реклам и EPG известного бренда и начали активно возражать против автоматической замены трех телеканалов. Анализ телесмотрения показал, что беспокойство это было излишним, зрительский интерес все же базировался не на заглавном бренде, а непосредственно на содержании.
Испанские 24 Horas и TVE
Испанцев на российский рынок привел дистрибутор ВОДТВ, несколько лет назад отметившийся началом сотрудничества с итальянскими каналами группы Rai. Новостной канал 24 Horas производства Испанской радиовещательной и телевизионной корпорации (RTVE) – это что-то вроде испанских "Вестей 24", а канал TVE (Televisión Española – Испанское телевидение) можно сравнить с нашим "Первым", когда-то он также был первым и единственным национальным телеканалом.
Каналы распространяются без перевода и какой бы то ни было адаптации, а показатель владеющих в России испанским языком составляет 0,08%, к тому же это те люди, которые сами указали, что владеют, реальная цифра, полагаю, еще меньше. Так что при всем уважении к национальным европейским вещателям на нашем рынке эти каналы относятся к "гостиничному типу", то есть могут быть востребованы богатыми отелями в крупных туристических центрах (и после пандемии).
Classic Music
В октябре начал вещание первый телеканал, посвященный классической музыке, опере и балету, производящийся в России. Classic Music запустила компания Universal Distribution, которая много лет представляла на российском рынке французские музыкальные каналы Mezzo и Mezzo Live HD.
Каналы классической музыки оцениваются по несколько иным критериям, нежели в других тематических секторах. В этой области "плохого контента" практически нет – точнее, непонятно, что к таковому можно отнести. Также почти неприменимо здесь традиционное деление на свежий и вторичный контент. Запись легендарного лондонского концерта Святослава Рихтера 1989 года – это не "старье", а жемчужина эфира. Из классических мерок остается только малое количество уникальных часов и, соответственно, высокое число повторов, но этой проблемы у нового канала нет. Очень важный момент: Classic Music собрал хорошо экипированную собственную съемочную команду, которая будет снимать музыкальные события в России и за рубежом. Очевидно намерение создателей канала большое внимание уделять отечественной классической музыке и оперно-балетному искусству. Разумеется, русские исполнители были нередкими гостями и на международных классических каналах, но, скажем, замечательного музыкального критика и телеведущего Артема Варгафтика я ранее за пределами канала "Культура" не встречал. И лучшие выступления из зала "Зарядье" тоже нечасто увидишь на линейном ТВ. С зарубежным классическим контентом, впрочем, на новом канале тоже все в порядке: трансляции с ведущих оперных и концертных площадок, дайджесты выступлений известных музыкантов и певцов, записи лучших оркестров мира.
Bridge Фрэш
Появился новый канал и в ином музыкальном жанре, тоже запущенный производителем и дистрибутором с высокой профессиональной репутацией. Bridge Фрэш от телекомпании Bridge Media начал спутниковое вещание 1 декабря 2021 года. Новый канал свежей молодежной музыки на русском языке стал седьмым в популярной линейке музыкальных проектов под маркой Bridge. Оказывается, список свежих имен в поп-музыке весьма обширен, о чем за пределами нишевого музыкального канала в телеэфире узнать невозможно. Канал представляет собой традиционный музыкальный нон-стоп для молодежи с не чрезмерно завышенными стилистическими запросами (полагаю, составляющей весьма приличный процент молодежной телеаудитории).
Как и у всех музыкальных продуктов Bridge, сетка нового канала жанрово выдержана и скроена теми, кто в нужной музыкальной тематике разбирается. Я сильно далек от этого культурного пласта, но, дотошно записав несколько десятков исполнителей, убедился, обратившись к интернету, в том, что каждый из них что-то значит в своей музыкальной нише. Егор Шип – популярный молодой влогер и певец, певец Хабиб, хип-хоп исполнитель Нурминский, Фогель с хитом "Малолетняя любовь", популярный рэпер Джизус, поп-дуэт Dabro, победительница "Премии Муз-ТВ 2021" Mia Boyka, загадочный дуэт Galibri & Mavik и множество других исполнителей, в большинстве своем моложе 30 лет.
Для такой решительно нецелевой аудитории как я некоторые песни звучат диковато: "Ты по-французски хочешь целоваться, но по-английски я ухожу. Малыш, я ведь останусь без ротации, если твоей жене все расскажу". Но клип певицы Клавы Коки на этот поэтический шедевр набрал в YouTube 64 миллиона просмотров, так что свое недоумение я могу оставить при себе.
KinoJam 1 и KinoJam 2
Компания "МТС Медиа", занимающаяся развитием всего телевизионного сектора оператора МТС, запустила в самом конце 2020 года два собственных киноканала. KinoJam1 посвящен исключительно отечественному кино, а KinoJam2 предназначен для трансляции популярных зарубежных сериалов и фильмов. Создатели каналов использовали доступный крупному оператору массив данных о реальных зрительских предпочтениях и заявили, что это знание "позволит сформировать такой канал, которого давно ждет зритель".
На обзорной неделе KinoJam 1 (тот, который отечественный) предлагал, в частности, российскую многосерийную мелодраму "Круговорот", замечательный мини-сериал "Небесный суд", народные комедии "Горько" и "Горько-2", сериал "Кухня", засмотренный до дыр, но все еще любимый "День выборов", исторический фильм Авдотьи Смирновой "История одного назначения", военную драму 2011 года "Лето волков", сериал "Город" с Петром Федоровым. Достаточно разножанрово, с широким диапазоном свежести, но в целом – действительно популярный у зрителя контент. Хотя и у достаточно разного зрителя.
Такое же ощущение вызывает и выборка из телепрограммы зарубежноориентированного KinoJam 2: трогательная "Вторая жизнь Уве", остросюжетный "Скандинавский форсаж: Гонки на льду", немецкий триллер 2006 года "Жизнь других", многосерийный триллер "Вавилон–Берлин", испанский сериал-триллер "Зона", вестерн 2014 года "Темная долина", популярный испанский сериал "Причал", спортивная драма "Левша" (про боксера, а не про русского умельца). Снова видим жанровое смешение, а вместе с ним и географическое. По поводу избранности контента могут быть разные мнения, но это очевидно не вторичные фильмы и сериалы, создающие достойное наполнение эфира. В конце концов, как и большинство операторских каналов KinoJam`ы программируются людьми, действительно имеющими достоверные сведения о зрительском интересе. Раз это кино показывают, значит, на него имеется спрос.
Quadro
Само появление новых антистресс-каналов на отечественном телерынке продолжает меня поражать. Они редко удивляют живучестью, но я, разумеется, желаю долгих лет жизни новому телеканалу Quadro из Владикавказа. Канал, вещающий в 4K, появился в 2021 году в каталоге платформы наземной дистрибуции "Медиалогистика". Набор картинок типичный для отдохновенных телезарисовок: виды космоса, морей, океанов, закатов, восходов и городов с уровня полета различных птиц и всевозможных дронов. Все это отгружается под музыку, в профессиональных кругах квалифицируемую как "лифтовая". Впрочем, трудно ожидать в этом специфическом тележанре каких-то особенных прорывов. В релизе сказано, что контент телеканала "состоит из фильмов, закупленных в США и Канаде". А также дается обещание пополнить сетку программами собственного производства. Сколько таких обещаний я прочитал за 15 обзорных лет, сосчитать не представляется возможным.
V1 Ego и V1 Fem
Два новых телеканала производства компании "Первый влогерский" получили вещательную лицензию в сентябре 2021-го, но уже с весны прошлого года распространялись в OTT-среде. Блогерский контент привлекал внимание традиционных телеканалов и раньше, и работа в секторе линейного телевидения с продукцией видеоблогеров началась уже несколько лет назад. Каналы ТНТ и "Пятница" приглашали видеоблогеров к сотрудничеству, проекты "Амурских волн" транслировались на ТВ-3, а канал RTVi закупал материалы у создательницы YouTube-канала "Русские норм" Елизаветы Осетинской. Сюда же можно отнести и шоу "+100 500" на канале "Че". Уже два года существует на рынке телеканал U-Blog, полностью основанный на блогерском контенте, да и запущенный в 2020 году "Светлое ТВ" основан именно на блогерских трансляциях. Так что новой стала не сама идея, а ее эволюция: впервые одновременно запущены два блогерских телеканала, тематически разделенных по гендерному принципу. V1 Ego рассчитан преимущественно на мужскую аудиторию 18–34 лет и предлагает в сетке в основном видеоблоги об автомобилях, спорте, брутальных путешественниках, оружии, охотниках и рыболовах и т.п. В свою очередь, V1 Fem ориентирован на девушек от 14 до 34 лет и посвящен главным образом моде, красоте, стилю жизни и всяческому оздоровлению.
Концепция программирования, видимо, есть, но от меня она ускользнула. На V1 Fem то полдня шел видеоблог Meet Anna (про разную заграничную жизнь, 28 тысяч подписчиков), полдня Алины Назаровой (визажист и бьюти-блогер, 140 тысяч), а в другой день четыре-пять блогерок чередовались по одному выпуску. На мужском канале делалось примерно так же, то есть какая-то идея в этом заложена.
В целом разных видеоблогеров на каналах много. Только за несколько обзорных дней кроме упомянутых выше на V1 Femen я увидел выпуски Наталии Ксенчак (мода, 30 тысяч подписчиков), фитнес-блога Happy Body (198 тысяч), шопинг-блог Ани Дрягиной (13 тысяч). У последней с пытливым любопытством посмотрел про распаковку и примерку шмоток из интернет-магазина Shein: "Вот такой лучок я подсмотрела на сайте “Зары”, всегда сохраняю себе картиночки..." Я на такое долго глядеть не могу, но определенной аудиторией это все очень востребовано.
На мужском V1 Ego были другие любимые авторы – видеоблог "ДОроги дорОги" (автопутешествия, 64 тысячи подписчиков), тревел-влогер Alex Chaplinskiy (88 тысяч), канал о моде и молодежных субкультурах "Max пояснит" (683 тысячи), канал о Москве – MoscowWalks (177 тысяч), автомобильный видеоканал "Автохлама.нет" (523 тысячи) и другие.
Картинка, собранная из разноплановых видео, получается более или менее ровная, сейчас и на телефон трудно снять заведомо недобротный ролик. А вот по звуку разнобой ощущается как по уровню, так и по качеству. Оно и понятно, исправление звука – штука исключительно затратная.
Хоккейный, Футбольный, Спортивный
Весной 2021 года "Триколор" представил блок собственных спортивных каналов: "Спортивный", "Хоккейный" и "Футбольный", а вместе с ними и пул цифровых сервисов, предназначенных для спортивных прямых трансляций. В последние несколько лет оператор, запуская новые собственные каналы, предлагает их рынку, а не оставляет эксклюзивно для своей платформы. Так же он поступил с новым спортивным блоком.
При этом многие отраслевые профессионалы увидели в запуске нового спортивного блока желание "Триколора" обезопасить себя от контентных потерь, возникающих в случае разрыва с крупными дистрибуторами. Доля непосредственно спортивных трансляций на трех каналах составляет 90–95%, небольшая часть эфира отведена профильному документальному контенту и совсем изредка спортивным художественным фильмам. Для наполнения спортивных каналов оператор заключил ряд соглашений с профессиональными лигами и федерациями – Российским футбольным союзом, Федерацией хоккея России, Молодежной, Женской и любительской Ночной хоккейными лигами и другими спортивными организациями. Результаты этого сотрудничества непосредственно прослеживаются в сетке: осенью 2021-го на "Хоккейном" шли все матчи чемпионата Молодежной хоккейной лиги – первенства России по хоккею среди юниоров, а также трансляции матчей Женской хоккейной лиги.
Во время Олимпиады в Токио на канале "Спортивный" выходили эксклюзивные репортажи "Нагорный LIFE: Олимпийские хроники" – проект, созданный совместно с многократным чемпионом мира гимнастом Никитой Нагорным. В 2021 году "Триколор" эксклюзивно показывал трансляции всех матчей чемпионата России по пляжному футболу. Шли они преимущественно на онлайн-платформе, но кое-что досталось и спутниковому каналу "Футбольный". Еще раньше "Триколор" и Яндекс договорились о трансляциях на "Футбольном" матчей Футбольной национальной лиги России. Это все, конечно, неплохо, но ФНЛ – это второй и третий футбольные дивизионы, а Ночная хоккейная лига – не НХЛ. Эксклюзивность тех или иных трансляций, разумеется, добавляет операторскому спортивному пакету вес, но, как правило, о топовом спортивном контенте речь не идет. Что, впрочем, не должно мешать операторам попробовать предложить своим зрителям расширить поле спортивного телесмотрения.
Шёлк
Этот телеканал почтенного и неизменно востребованного жанра собирается для российского рынка и дистрибутируется компанией ВОДТВ. Имена девушек в заставках пишутся по-русски, что, безусловно, отдельно сближает с ними отечественную аудиторию, но в целом какой-то уж очень специальной адаптации эротического контента под российскую аудиторию в эфире канала не ощущается. В рубрике "Двое" в кадре появились почему-то четверо. Это не то чтобы очень снизило впечатление, но вызвало чисто математическую досаду. Впрочем, выступили все четверо неплохо, не переходя зыбкую, но важную для отрасли границу между эротикой и порнографией.
Сольные номера представляют собой очень медленное раздевание и без того не очень одетых красивых девушек зарубежного вида. Революцию в мире эротического телевидения этот контент не произведет, но, как и все новые каналы уважаемой тематической ниши, может найти своих преданных поклонников.
Red Lips
Этот эротический телеканал, также недавно появившийся на российском телерынке, будет, пожалуй, погорячее, на что практически сразу намекают анимированные чувственные губы, исполняющие роль экранной заставки. Впрочем, и он никакие границы эротической законности не переходит, необходимая в нашем деле условность полового акта полностью соблюдена, хотя местами видео "прогуливается" вдоль рубежей дозволенного.
Сетка скроена ладно, постановочные ролики чередуются с полноценными эротическими фильмами. Иными словами, это не просто раздевания с поглаживаниями под легкую музыку зарубежных композиторов, а широкий набор разнопланового эротического контента. Уже чтение телепрограммы, как бы это сказать, приятно интригует: "Мы могли бы быть сестрами", "Большие натуральные груди", "Безволие страсти", "Компенсация рабочим" (это оказался не профсоюзный фильм о социальных завоеваниях), "Работа в больнице" (чтобы не связали с ковидной темой, стоит пометка – "Секс-больница").
И постановочные сценки, и эротические фильмы идут с русским озвучанием. Разумеется, в этом жанре перевод не самый важный контентный элемент, но когда создатели канала не жалеют средств на адаптацию, русская озвучка становится очевидным преимуществом. К тому же женщины, занятые в дублировании, подходят к своей работе не формально, а с огоньком. В общем, "хорошие сапоги" – тем, кому нравится такой фасон, надо брать.
Живи активно
Проект, запущенный компанией "Уфанет", которая, имея колоссальный операторский опыт, уже не первый год продвигает на рынок свои тематические телеканалы. Операторы усматривают в названии канала "Живи активно" намек на другой телеканал про всяческий здоровый спорт и правильный образ жизни. Но призыв жить именно "активно" введен не только для того, чтобы бренды не смешивать. Он определяет аудиторию, которую к активности надо дополнительно побуждать: людей среднего и старшего возраста. Основная часть сетки как раз и адресована тем, кому строго необходимо жить поактивнее. Вот "Суставная гимнастика", которой под руководством тренера занимаются женщины заявленной возрастной категории: "Пятка-носок, выдох-вдох..." – все, как положено. Или цикл "Свобода движений", ведомый обаятельным седовласым тренером, который должен у той же профильной аудитории вызывать особую приязнь и доверие. А можно жить еще активнее, занявшись с программой "Афроденс" зажигательными африканскими танцами, – им обучает милейший афромен Жан Марсель. Есть и танцы с другого континента: до просмотра канала я не знал таких слов, как "реггетон" и "зумба". Реггетон оказался синтетическим стилем родом из Пуэрто-Рико, а зумба – сочетанием зажигательных латиноамериканских ритмов с простой в исполнении хореографией.
Активные программы перемежаются общеоздоровительными разговорами в циклах "Психология питания", встречах с гастроэнтерологом или серии программ "Зрение на 100". Телевизионный день можно завершить программой "Медитация для спокойного сна". Все, что нужно для оздоровления тела и сильно подорванного в последнее время духа.
Телеканал народной музыки
Запущенный в 2020 году телеканал, посвященный русской народной музыке, входит в пакет дистрибутора Media4you. Надо сказать, именно смотря новый канал, я обнаружил, что форматы подачи и жанровые оттенки народной музыки весьма разнообразны. Мое развитие остановилось где-то на ранней Надежде Бабкиной, а оказалось, что в этом жанре выступает множество исполнителей, стилистически схожих то с поп-музыкантами, то с исполнителями шансона. Только, как правило, с баяном в составе ансамбля. Посмотрев выступление самарского музыканта Сергея Войтенко, я зачитал Википедию: художественный руководитель фестиваля-конкурса "Виват, баян!", депутат Самарской губернской думы, лауреат премий "Шансон года", "Золотой граммофон", "Звезды “Дорожного радио”". Депутат – ладно, но премии явственно свидетельствую о сближении различных направлений народного. Впрочем, обильно представлены в эфире канала и исполнители, точно соответствующие обывательскому представлению о народной музыке: гармонь, сарафан, "белый" голос, тяжелые любовные страдания, течет река Волга в сопровождении оркестра народных инструментов. В общем, "золотые поля, наша русская земля, лучше нету в мире края, чем сторонушка моя", то есть дело скрепное, кстати, созданное при поддержке президентских грантов. Но, пожалуй, продвижение народной музыкальной культуры – один из лучших способов расходования патриотических грантов.
Звезда Плюс
Символичное 23 февраля 2021 года ознаменовалось началом вещания нового военного телеканала "Звезда Плюс" производства телерадиокомпании Вооруженных сил Российской Федерации "Звезда". Дистрибуцию новинки отдали "Ред Медиа". Основу эфира составили программы о всяческом вооружении, армейской жизни, документальные фильмы о Великой Отечественной войне, хроники военных заводов и боевых полигонов, а также трансляции Армейских международных игр – ежегодных военных соревнований, включающих ставший очень популярным танковый биатлон. В отличие от материнского канала в эфире нет художественных фильмов и новостных выпусков.
"Учитывая то, с каким успехом идут на канале "Звезда" все наши документальные проекты, насколько они оказались востребованы зрителями, мы решили запустить новый канал "Звезда Плюс", целиком посвященный этому жанру", – сказал глава творческого объединения "Красная звезда" Алексей Пиманов. Проще говоря, у "Звезды" накопилось большое количество часов профильной публицистики и документалистики. Не желая на материнском канале отказываться от художественного контента, занимающего там более половины сетки, для всего этого богатства запустили отдельный телеканал.
На обзорной неделе я посмотрел фильм про МиГ-21 в цикле "Легендарные самолеты", программу "108 минут, которые перевернули мир" про первый космический полет, выпуск серии "Легенды кино" про актрису Марину Ладынину, несколько выпусков программы "Легенды армии" с Александром Маршалом, пару серий документального сериала "Улика из прошлого" и несколько выпусков цикла "Легенды советского сыска". Провел время полезно и познавательно.
Танцуй!
Новый танцевальный телеканал был запущен в 2020 году медиакомпанией "Данс Медиа" в тесном сотрудничестве с Российским танцевальным союзом. Эта общероссийская организация, объединяющая профессиональных танцоров и учителей танца, имеет хорошую телевизионную историю: руководитель союза Станислав Попов являлся бессменным председателем жюри первых шести сезонов популярнейших "Танцев со звездами". Возможно, именно возникший на волне федеральных телепроектов интерес к танцевальной культуре подвиг создателей канала занять эту тематическую нишу.
На обзорной неделе я, в частности, посмотрел чемпионаты Российского танцевального союза-2021 с профессиональными комментариями. Теперь отличаю ювеналов от юниоров и знаю, что American smooth – это такой танцевальный стиль. Немного меня удивило то, что утром и вечером много места в сетке занимал не то чтобы очень свежий сериал "Жаркий лед" про фигурное катание. С другой стороны – в фигурном катании тоже есть танцы. Так или иначе с девяти утра до часу ночи все в основном было по делу – про танцы. И другой сериал – австралийская "Танцевальная академия" – уже полностью соответствовал заявленной тематике. И чего только нет на канале из оказавшегося обширнейшим танцевального мира: мировые чемпионаты по латине, турниры по художественной гимнастике, соревнования по брейк-дансу, а также всякие танцевальные обзоры и видеоуроки танцев. В общем, представлено все разнообразие и богатство одного из древнейших искусств.
Plan B
Компания "Сигнал медиа" и новый фильмовый телеканал Plan B сообщили прошлой осенью о начале сотрудничества. Отмечалось, что телеканал заинтересовал дистрибутора "эксклюзивным контентом, наличием второй оригинальной звуковой дорожки и креативным подходом, который команда вложила в дубляж контента". А еще подчеркивалась важность того, что есть все цифровые права на заявленный объем контента, включая VoD. Для киноканала это действительно большой плюс в современных условиях.
Все 100% сетки составляют исключительно художественные фильмы. Тематический охват кинопродукции, предлагаемой каналом, весьма широк: тут и комедии, и драмы, и триллеры, и ужастики. Вот произвольная выборка за первые несколько обзорных дней: американская драма 2017 года выпуска "Непостижимая история", франко-британский триллер "Горная лихорадка" (2017), канадский фантастический боевик "Радиус" (2017), фантастическая комедия "Дядя Кент-2" (2015). А вот за вторые несколько дней: драмеди "Увидимся в Вальгалле" (2015), триллер "Конвергенция" (2017), британский триллер "Погоня за Робертом Баркером" (2015), израильский ужастик "Иерусалим" (2015), комедийная мелодрама "Манифест Эрнесто" (2019). Общее впечатление – приемлемой свежести незаезженный на других платных каналах контент. С учетом того, что киноканалов в сетке бывает неограниченное количество, предложение Plan B можно считать небезынтересным.
Переименования и ребрендинги
Теперь о тех, кто остался с нами, но сменил имя. Канал "Супер", созданный в 2017 году специалистами по телеюмору и отечественным сериалам, с самого начала преследовали разные неприятности. Сперва у него не вышло показывать сериальный контент СТС, потом шумный приход Ксении Собчак не принес ощутимых прорывов. А осенью 2020 года на фоне падения доли канала до 0,8% сменилось руководство проекта. Закончились эти перипетии тем, что 1 февраля 2021 года телеканал сменил название на "Суббота!" и был переориентирован на женскую аудиторию от 18 до 45 лет.
В августе 2021-го на частоте канала VH1 Europe начал вещание телеканал MTV 00s, а бренд VH1, представленный в европейских странах с середины 1990-х годов и входивший в портфолио ViacomCBS, ушел с телерынка. В самой ViacomCBS говорили, что название MTV 00s будет лучше восприниматься аудиторией хотя бы потому, что сам бренд MTV имеет более высокую узнаваемость. Напомню, годом ранее Группа MTV провела смену сразу трех названий своих музыкальных телеканалов: MTV Dance стал MTV Сlub, VH1 Classic – MTV 80s, а MTV Rocks – MTV 90s.
В мае 2021 года телеканал "Морской" сменил название, а также общую концепцию. Он стал называться "Моя стихия", и, как рассказали создатели, контент теперь связан не только с водой, но и со всеми остальными стихиями.
В начале осени 2021 года каналы КХЛ ТВ и КХЛ HD провели ребрендинг и скорректировали названия, став KHL и KHL Prime, соответственно. Приставка HD больше не отличала каналы друг от друга, так как с сезона 2021/2022 оба вещают в HD формате. Концептуальная разница между родственными телеканалами теперь заключается в том, что в эфире КХЛ Prime стало больше трансляций топовых матчей Континентальной хоккейной лиги.
Пропали с радаров
Главный уход прошедшего года – прекращение вещания каналов Sony – описан выше, но горечь утраты скрасили три новых канала со схожим контентом. Другой грустной новостью стало прекращение вещания телеканала современного сериального канала Spike, который ушел из российских операторских сетей летом 2021 года. Еще один канал, принадлежащий Viacom CBS, – MTV Hits тем же летом прекратил вещание в России и странах СНГ. Но это было закономерной частью процесса оптимизации музыкального вещания под брендом MTV, о которой я также уже упоминал.
Международная версия одного из ведущих украинских телеканалов "Интер+" прекратила вещание в России в начале 2021 года. Это был довольно заметный уход, неожиданно связанный не с рыночными и политическими коллизиями, а с претензиями РАО. Дистрибутор канала компания "Сигнал Медиа" в обращении о прекращении вещания так прямо и указала, что вещание прекращено "в связи с недружественными действиями и превышением полномочий, возложенных на Российское авторское общество". Сам канал и его российский представитель уверены в полном соблюдении законодательства в области авторского права, но РАО пошло в суд из-за использования в эфире некоторых музыкальных произведений. Суд принял сторону общества (по мнению противной стороны, "без детального рассмотрения материалов дела и игнорируя убедительные доводы дистрибутора"). Выставленные РАО счета для канала изначально были неподъемными, и "Интер+" оказался фактически выдавлен с российского рынка.
В 2021 году эротического полку не только прибыло, но и убыло: телеканалы Candy Man и Candy, не один год утешавшие взрослых телезрителей, сообщили об уходе с рынка. После пяти лет самоотверженной работы закрылся бизнес-канал "Рубль". Также безвременно почил в 2021-м ненадолго пришедший к нам осенью 2020 года телеканал "Под водой". Недолго радовал поклонников танцевальной электронной музыки канал Pulse: в прошлом обзоре мы его поприветствовали, в этом попрощались. Телеканал Мир Premium (начинавший под брендом "Мир HD"), еще осенью 2000 года пообещавший глобальный ребрендинг, с начала 2021-го вещание свое прекратил. Сама телерадиокомпания "Мир", отмечающая в 2022 году 30-летие, работу продолжила, как и два других телеканала холдинга. "Эврика HD" (начинавший как Eureka HD) – развлекательно-познавательный телеканал "Первого ТВЧ" прекратил собственное вещание и отдал частоту новому проекту группы – телеканалу "Первый космический".
Прошлый год отметился довольно большой волной закрытий региональных и местных каналов. Припомним только те, что были на слуху. Арбитражный суд Красноярского края отозвал лицензию у "8 канала". Прекратили вещание канал "Продвижение Киров" и кировские же "Гранд ТВ", а также проработавший в области 15 лет "ТВ 43 Регион". Последние два вещателя безуспешно добивались статуса 22-й кнопки. О временной приостановке вещания сообщали пермский телеканал "Урал-Информ" и екатеринбургский "Студия-41". Закрылись городские каналы в Брянске ("Городской"), Нижнем Новгороде ("Первый городской канал") и Омске ("Антенна-7"). В декабре 2021 года в Новосибирске без объяснения причин закрылась телестанция "Мир".