По следам CSTB: Михаил Дёмин о нуждающихся в господдержке сегментах отрасли
На прошедшем в июне форуме CSTB была организована специальная операторская сессия, модерировать которую выпала честь главреду "Кабельщика". Она и придумала собрать в одном месте все известные и заметные кабельные ассоциации и предложить им рассказать о главных проблемах отрасли и о том, кто и как с ними борется. Получилось здорово – кто был, те подтвердят, – хотя, к сожалению, пандемия проредила ряды выступавших, что, впрочем, нисколько не сказалось на качестве мероприятия в целом и актуальности вопросов. Поэтому мы аккуратно расшифровали все выступления и публикуем небольшой цикл материалов, созданных на их основе. И первым – выступление президента Медиа-коммуникационного союза Михаила Дёмина, который рассказал о перспективах и господдержке рынка платного ТВ и ОТТ.
Буквально несколько слов о предпосылках, из которых мы исходим в части необходимой поддержки. Рынок, и мы много говорили об этом, развивается очень динамично – речь о рынке ОТТ-сервисов, VoD (сервисов видео по запросу). По прогнозам, в 2024 году мировое количество подписчиков составит семьсот миллионов, а количество подписок – полтора миллиарда. Это значит, что средний подписчик будет платить за две подписки, у каждого пользователя платных сервисов будет как минимум два таких сервиса.
К 2026 году база таких подписчиков в Восточной Европе суммарно достигнет сорока миллионов, что похоже на правду, при этом прирост относительно сегодняшних цифр составит двадцать пять миллионов, по сравнению с концом 2020 года. И что интересно, из этих двадцати пяти миллионов десять миллионов – это доля, которую внесет российский рынок в развитиевосточно-европейских VoD сервисов.
В 2026 году мировые доходы от просмотров фильмов и сериалов на ОТТ-платформах достигнут примерно двухсот десяти миллиардов долларов, при этом на пятерку ведущих стран – США, Китай, Великобритания, Япония и Германия – будет приходиться две трети всей выручки. То есть, пять стран сделают две трети мировой выручки от всех этих новых сервисов. При этом США как сильный и опытный игрок с такими гигантами, как Amazon, Netflix и еще несколькими крупными игроками, которые смотрят на наш с вами рынок, так вот, в этих двух третях сорок процентов – это доля США.
Наш рынок очень интересный. Он зародился в десятых годах, и до сих пор мы говорим о том, что наш рынок находится на стадии формирования. То есть, на инвестиционной стадии, и эта стадия продлится еще, наверное, 3-5 лет, когда игроки делают инвестиции в борьбе за долю рынка, а не в борьбе за немедленную возвратность инвестиций.
Пока наша доля в глобальной индустрии очень мала. Вместе с тем рынок по-настоящему интересный: двадцать пять крупных игроков, на которых можно обратить внимание. Он очень слабо консолидирован, и этим он интересен. Буквально на сегодняшний день мы не видим каких-то серьезных альянсов между игроками, возможно, есть какие-то попытки. Есть альянсы в производстве одного сериала с продуктом "Газпром Медиа" – это замечательно. И такие большие игроки, как МТС и Газпром Медиа, делают первые пробы пера: "Давайте вместе попробуем заработать на продаже одного продукта". При этом говорить о каких-то больших альянсах сильно-сильно рано.
По прогнозам PWC в 2024 году у нас, у России есть все шансы зайти в двадцатку крупнейших ОТТ-рынков мира с объемом в 711 миллиардов долларов. Для успешной конкуренции, конечно, нам нужна поддержка. И, собственно, основная функция нашей площадки – как раз совместная разработка операторами и медиа-холдингами, производителями контента тех мер государственной поддержки, которые могли бы помочь существовать и выживать нашей отрасли.
С прошлого года были сформированы два пакета мер поддержки ИТ-отрасли. В частности, в них вошли налоговые льготы – это бессрочное снижение ставки страховых взносов с четырнадцати до семи и шести десятых процента, и налога на прибыль с двадцати до трех процентов.
В чем здесь дело? Мы предлагаем распространить действующие меры поддержки на аудиовизуальные сервисы. Видеосервисы в чистом виде не являются IT-компаниями и не являются производителями контента, поэтому так получилось, что они остались, в некотором смысле, за бортом государственной поддержки. При этом часто более половины штата сотрудников современных ОТТ-сервисов это, собственно, программисты, IT-шники, все те, кто обеспечивает создание и поддержание инфраструктуры. Мы считаем, что снижение ставки страховых взносов позволило бы привлекать и удерживать более высококвалифицированных специалистов, ведь всем известно, что на этом рынке дефицит кадров. Хороших разработчиков всем не хватает, и компании борются за них, при этом, возвращаясь к предыдущему тезису, рынок находится в инвестиционной стадии, а это значит, что они вынуждены инвестировать, в том числе, большие деньги в разработку в борьбе за долю рынка, а не за возврат инвестиций.
Поэтому я считаю, что снижение налоговой нагрузки даст, конечно, серьезные предпосылки для роста инвестиций со стороны цифровых сервисов. Была еще одна важная инициатива, о которой очень сложно говорить в наших условиях, но, тем не менее, нужно говорить. Понятно, что во многих странах аудиовизуальные сервисы, которые выступают производителями и заказчиками видео-контента, пользуются льготными налоговыми ставками при условии производства контента на территории собственной страны. Изначально много преференций было по французскому рынку, сейчас больше говорим о китайском рынке. Проблема в том, что сегодня в большинстве стран не осталось локальных сервисов, которые стоит поддерживать. То есть, меры поддержки есть, а поддерживать нечего: рынок поделили YouTube, Netflix, Amazon и другие.
Вот относительно интересных кейсов, которые стоит посмотреть, – это Китай, где услуги онлайн-сервисов облагаются пониженной ставкой НДС шесть процентов при нормальной ставке тринадцать процентов. Производство, распространение, вещание, распространение прав облагается по ставке шесть процентов независимо от способа дистрибуции. Поддерживается технологическое развитие аудиовизуальных сервисов за счет обложения ряда информационно-технологических услуг по ставке НДС 6%.
История и проблема – изменение запрета на нецензурную лексику. Здесь очень важно быть правильно понятым: мы ни в коем случае не выступаем за легализацию такого способа общения. Мы говорим о том, что есть федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации, который обязывает владельцев не допускать распространения материалов, содержащих нецензурную брань. При этом так складывается наша жизнь, что наши аудиовизуальные сервисы постоянно говорят о том, что спрос на такой контент, в основном, юмористический – это сериалы, он есть, тем более что это растущий сегмент рынка. Такой контент без ограничений доступен на YouTube, и это контент, который на YouTube реально много смотрят. Действующее законодательство предусматривает ряд мер, направленных на ограничение доступности такого контента, например, для детей, включая жестко контролируемую Роскомнадзором маркировку, использование знака информационной продукции и других организационных и технических мер.
Мы исходим из того, что информированного согласия, многократного, достаточно для того, чтобы пользователь сам принимал решение, смотреть или нет. Это интернет, принимать такой контент или нет, смотреть его или нет, и при этом мы предлагаем отказаться от тотального запрета.
По-прежнему существенным фактором остается пиратство. Правообладателями и интернет-компаниями был подписан антипиратский меморандум два с половиной года назад. И за время существования этого меморандума из поисковой выдачи удалено двадцать два миллиона ссылок на нелегальный контент (на сегодня уже более 25 миллионов).
Как работает эта схема? Медиа-коммуникационный союз является держателем специального софта, правообладатели контролируют распространение собственного контента. Если они видят свой контент на пиратских ресурсах, они обращаются к нам, мы вносим данные ссылки в реестр, и далее поисковики удаляют их из поисковой выдачи.
Очень важная была инициатива, она очень тяжело шла. Но, тем не менее, 2,5 года назад лед тронулся, и двадцать два миллиона ссылок за это время было внесено в большой антипиратский реестр.
Статистика нашего реестра показывает, что сорок пять процентов от общего числа ссылок составляют домены, по которым правообладателями подано десять и более ссылок. При этом половину реестра, одиннадцать миллионов ссылок, приходится всего на десять пиратских ресурсов. Они создают ссылку, на которой размещается контент, мы эту ссылку удаляем из поисковой выдачи – и вот так мы поступили одиннадцать миллионов раз. При этом сами эти ресурсы как жили, так и продолжают жить.
Мы последовательно выступаем, конечно же, за полную блокировку подобного рода доменных имен, пока у нас не все идут по пути цивилизованного размещения контента, ни о какой возвратности инвестиций говорить будет невозможно. Что приятно, законопроект был внесен, посмотрим, как он будет двигаться. Это не решение проблемы, это только первый шаг, осталась проблема постоянной блокировки ресурсов, и вторая проблема, которая стоит перед всеми нами – проблема моментальной блокировки. Сегодня блокировка занимает время. При этом для любого прямо-эфирного контента, прежде всего, спортивного характера – Олимпиады, Евро и так далее, мы не имеем пока действенного механизма блокировки распространения такого контента, его просто не существует. Он возможен технически, есть разные подходы, и мы рассчитываем, что в этом направлении рынок будет развиваться.
Таков наш комплекс необходимых мер поддержки, мы продолжаем работать, и будем очень благодарны за обращения с инициативами, идеями, по крайней мере, в рамках обозначенной повестки.
Вопросы из зала
- Какие методы борьбы с пиратством помимо блокировок вы продвигаете, развиваете и делаете на них упор?
М. Демин: Речь все равно о блокировках, так или иначе, речь о разных подходах к блокировке. Если немного обратиться к истории, сначала Роскомнадзор ввел блокировку по обращению в течение суток. Сейчас мы можем удалить ссылку из списка выдачи в течение часа. Речь, так или иначе, идет о скорости блокировки.
- Но это все равно работа реагирования на пиратский контент. А ведется ли какая-то работа, предвосхищающая нарушение? Например, работа с этими ресурсами, чтобы им стало неинтересно заниматься этим?
М. Демин: Хочу расставить точки над i, потому что я не представляю государство, я представляю площадку, на которой коммерческие компании – операторы и производители контента – обсуждают подобного рода возможности. И поэтому наше предложение – это предложение условно мягких мер, при этом мы последовательно выступаем за соблюдение всех норм Уголовного кодекса. Вчера в этом же зале была бурная дискуссия на тему надо ли сажать, если вопрос в этом. Тут есть разные мнения, многие считают, что сажать надо за нелегальное распространение контента. Я лично придерживаюсь несколько иной точки зрения. Там, где меня учили, и то, чему меня учили – что количество правонарушений обратно пропорционально не строгости, а неотвратимости наказания. То есть, как только наказание за нелегальное распространение контента станет неотвратимым, пусть даже это будет небольшой штраф, в таком случае, я верю, что рынок нелегального контента будет побежден. Стоит ли посадить троих публично на десять лет и показать по телевизору – лично я не уверен в эффективности такого рода мер, но это касается лично меня.
Продолжение следует...
Почитайте по теме также другие доклады операторской секции форума CSTB:
- Олег Грищенко об инструкциях и дорожной карте КИИ
- Алексей Леонтьев об отношениях с управляющими компаниями
- Дмитрий Галушко о самозащите и правах операторов
- Алексей Амелькин о правовом нигилизме госорганов власти
- Елена Гаврикова о проблемах работы операторов с каналами
P.S. В настоящий момент уже ведется работа по формированию программы форума CSTB-2022, который, как ожидается, пройдет в традиционное время – в феврале, но в совершенно новом, нетрадиционном формате, о котором мы сможем рассказать позднее. Но останется главное – актуальные секции и круглые столы, дискуссии и дебаты. Если у вас есть интересная тема и вы хотели бы выступить на этом мероприятии, заявку можно присылать уже сейчас.