"Пауки" на стадионах ЕВРО-2021 и не только
Закончился чемпионат Европы по футболу, болельщики отболели. Однако ж мы с вам, коллеги, болели не только за футболистов, но и за своих коллег, которые снимали по показывали этот замечательный турнир.
Из-за Covid-19 чемпионат 2020 года был перенесен на год, и ЕВРО-2020 проводился уже в этом году с 11 июня по 11 июля. На техническую подготовку было достаточно времени и это радует. В этом году финальная игра состоялась на стадионе Уэмбли в Лондоне, где, к огромному огорчению хозяев поля, они проиграли своим гостям из Италии. Что около полутора миллиардов зрителей в 229 странах наблюдали в прямом эфире у себя дома и в спорт-барах и пабах. И показ не разочаровал.
Особой зрелищности добавляли "пролеты" камер-"пауков", закрепленных над игровым полем (у профессионалов это называется "режим Бога"). С недавних пор присутствие такой камеры на чемпионатах хоть сколько-нибудь заметного уровня стало обязательным. И, разумеется, каждая из 11 арен прошедшего чемпионата была оснащена кабельной камерой Spidercam Field 3D, которая летает над футбольной площадкой от ворот к воротам, передавая красивые кадры, снятые над бегающими по полю игроками.
Тележка с стабилизированной камерой перемещается на 4 тросах, которые прикреплены к лебедке с электроприводами в каждом углу поля: Spidercam Field может свободно двигаться во всех трех измерениях со скоростью до 9 м/с (32 км/ч). Каждый кабель имеет стандартную длину 360 м, с максимально допустимым отклонением в 10°. Кабели изготовлены из тканого пластика с оптоволоконным кабелем внутри, по которому видео передается в ПТС, а также осуществляется обмен служебными данными и командами управления.
Newton Nordic выступила партнером Spidercam на чемпионате, обеспечив каждую летающую камеру системой дистанционного управления и стабилизации движущихся камер. Ультракомпактный дизайн системы позволил добиться большей гибкости показа, приблизить действие к зрителю.
Все тележки Spidercam оснащены дистанционно управляемой головкой Newton с 3-х осевой гиростабилизацией, которая управляет телекамерой и объективом. Причем система может работать с любой профессиональной видеокамерой. На этом чемпионате были камеры различных производителей, на прошлогоднем ЕВРО были задействованы три разные модели камер: 8 Sony HDC-P43, 2 Sony HDC-P50 и 1 GrassValley LDX C86N Compact, большинство из которых были оснащены объективами Canon CJ12ex4.3B IASE S.
Помимо камеры и объектива, мобильные тележки оснащены высокочувствительными микрофонами для улавливания интершума. Благодаря волоконно-оптическому контактному кольцу камера может панорамировать без ограничений. Сигнал от камеры может также подаваться на систему замедленных повторов. Кроме того, тросовая система может быть использована совместно с системами дополненной реальности – так, на открытии ЕВРО-2020 платформа камеры окружала визуализированные объекты AR, выходящие из виртуальных отверстий непосредственно на поле.
Принцип там такой: данные от камеры, тележки, объектива и поворотной головы энкодируются в протокол FreeD и приходят в сервер дополненной реальности по Ethernet кабелю. Например, на церемонии открытия камера облетала несуществующие объекты, визуализированные системой дополненной реальности.
Команда, обслуживающая такую систему, обычно состоит из техника, оператора камеры и пилота роботизированной головы. В зависимости от производственного графика каждого объекта, камеры Spidercams работают в течение 5-7 часов на каждой игре, "голова" питается от установленных на верхней части тележки четырёх ёмких батарей, заряда которых хватает примерно на 5 часов.
"Камеры-пауки" на тросовых системах получили высокую оценку не только профессионалов, но и болельщиков в социальных сетях – как за потрясающие съемки, так и за новые и удобные ракурсы камеры. Например, многие зрители прокомментировали четкое изображение, которое получается, когда Spidercam находится за игроком, выполняющим пенальти.
Кстати, основанная в 2000 году Йенцем Петерсом в подвале собственного дома, компания Spidercam впервые показала рабочую модель "летающей" камеры в 2003 году в Австрии, в холле Коринфия. И идея подвешенной (летающей) камеры оказалась настолько востребованной, что и другие производители начали предлагать свои системы на рынок спортивных трансляций.
Так российская компания Movicom Group/Robycam Global недавно представила свои новинки на выставке CSTB. Movicom Robocam – системы камер с установленными на них камерами Panasonic AK-UB300, неплохо зарекомендовали себя на международных соревнованиях самого высокого уровня, на киноконцертных мероприятиях и в павильонных съемках. Две принципиальных особенности – это модифицированная конструкция подвеса, позволяющая точно передавать "положение" объекта съемки относительно других предметов, что позволяет легко "вписывать" поступающее изображение в виртуальные студии.
Однако, следующим шагом в развитии спортивного вещания становятся съемки при помощи высокоточных дронов, которые могут с успехом нести камеры различных производителей и, при наличии системы передачи мобильного сигнала 5G на стадионе, передавать файлы высокой четкости практически мгновенно. Дроны не требуют сложной инсталляции, проще в настройке и транспортировке. Однако, по совокупности характеристик они пока уступают проводным решениям, поэтому для таких важных событий, как Чемпионат мира, по-прежнему лидируют "пауки", а не "мухи".
Посмотрим, что будет дальше...
Комментарий эксперта:
Олег Колесников, директор по технологиям и медиасервисам АНО "Исполнительная дирекция "Универсиада-2023" в г. Екатеринбурге
"Мухи 5G" нас ждут еще не скоро. По крайней мере, на спортивных мероприятиях с участием "белковых" зрителей и спортсменов точно. Падение даже с высоты 3-4 метра на голову дрона весом свыше килограмма может закончиться весьма печально, тем более что "пауки" могут висеть над полем на высоте 10 и более метров. Не случайно устройства типа Spydercam имеют четырехточечную систему крепления, хотя трехточечная могла бы проще управляться. Это сделано исключительно для безопасности, чтобы в случае обрыва одного из тросов головка не упала на поле с игроками. А управляемые дистанционно дроны подвержены и радиопомехам и просто может закончиться электропитание. Поэтому, дроны, на которые возлагались большие надежды в момент начала их использования в съемках спорта, летают в строго отведенных для этого местах, чаще всего вне стадиона и только для записи материала.
С моей точки зрения, будут востребованы другие "летающие" над полем системы – на базе компьютерно смоделированных планов volumetric video.
От редакции:
Главная проблема с дронами – безопасность, а тяжелым дронам вообще запрещено летать над головами людей. Вес снаряженного тяжелого дрона с камерой и объективом будет не менее 12-15 кг – падение такой махины может покалечить и даже убить человека. Известен инцидент, когда упавший дрон чуть не убил горнолыжника Марселя Хиршнера. При этом у Movicom и Spidercam есть сертификация изделий по европейским стандартам безопасности.
Кроме того, дроны зависят от погоды и не такие маневренные, как "пауки", не могут долго работать и обеспечивать управление сложными ТВ камерами с трансфокаторами.
Если вас заинтересовала эта тема, мы рекомендуем еще почитать интереснейшее интервью Хабра с одним из создателей "паучьей" системы Виктором Пахомовым, руководителем компании Movicom.