Онлайн-кинотеатры и кабельщики – братья навек
Онлайн-видео шагает по планете, и ушедший 2020-й год окончательно определил расклад сил между классическим рынком платного телевидения и VOD. И, хотя масштабы так называемого корд-каттинга (исхода абонентов от линейного ТВ к нелинейным сервисам) пока не столь пугающие, как, скажем, в США (буквально только что мы переводили статистику самого плохого года за всю историю рынка), приходится признать, что это вопрос времени. Времени и денег, конечно, потому что при российском уровне ARPU надолго нас не хватит – как говорят в народе, пока толстый сохнет, худой дохнет. Что ни говори, а со стодолларовым ARPU рынок может протянуть чуть дольше, чем двух-с-хвостиком-долларовым.
Хорошая новость состоит в том, что, несмотря на все тяготы российские операторы уже освоили интерактивную поляну, и не только сами предоставляют своим абонентам доступ к телеканалам с интерактивными сервисами, но и запустили собственные онлайн-кинотеатры. Кроме того, большинство из них включили в свои сервисы ОТТ-платформы, обеспечив не только сквозной доступ, но и кросс-поиск по их контенту.
Малым и средним операторам тоже грех жаловаться – в "Смотрёшку" интегрировано 4 онлайн-кинотеатра (Amediateka, ivi, Megogo и Start), в 24ТВ – 3 (Amediateka, Megogo, Start), в Microimpuls– столько же (Megogo, Start и TVZavr), и все эти платформы опять-таки предоставляют кросс-поиск по внедренным онлайн-кинотеатрам.
Чаще других операторы интегрируют Megogo и Amediateka, потихоньку подтягиваются Start и ivi. Подробнее об этом мы расскажем ниже, но для начала – небольшой алфавитный путеводитель/срез из 13 крупнейших и, что немаловажно – независимых онлайн-кинотеатров, в той или иной мере доступных для интеграции в операторские сети.
Тут стоит заметить, что материал подготовлен в партнерстве с редакцией "Видеопункта" – VOD-афиши по новинкам легального видео, запущенной в конце 2020 года при некотором содействии редакции "Кабельщика".
Amediateka
Страны присутствия: Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка от 599 руб. за 30 дней
- Покупка от 299 руб.
- Аренда от 399 руб. за 60 дней
- Пробный период 7 дней
Начало работы на российском рынке: 2013 год
Юридическое лицо: ООО "А сериал"
Контакт для правообладателей: content@amediateka.ru
ivi
Страны присутствия: весь мир, кроме Китая, Кубы и КНДР
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка 399 руб. за 30 дней
- Покупка от 99 руб.
- Аренда от 99 руб.
- Пробный период 14 дней
Есть бесплатный контент с рекламой (AVoD)
Начало работы на российском рынке: 2010 год
Юридическое лицо: ООО "Иви.ру"
Контакт для правообладателей: partners@ivi.ru
Кинопоиск HD
Страны присутствия: Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Монголия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка 269 руб. за 30 дней
- Покупка от 99 руб.
- Аренда от 99 руб.
- Пробный период 30 дней
Начало работы на российском рынке: 2017 год
Юридическое лицо: ООО "КиноПоиск"
Megogo
Страна присутствия: Россия
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка от 197руб. за 30 дней(от 397 руб. за доступ к видеокаталогу)
- Покупка от 299 руб.
- Аренда от 99 руб.
- Пробный период 30 дней
Есть бесплатный контент с рекламой (AVoD)
Начало работы на российском рынке: 2011 год
Юридическое лицо: ООО "Мегого"
Контакт для правообладателей: db@megogo.ru
More.TV
Страна присутствия: Россия
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка 299 руб. за 30 дней
- Покупка отсутствует
- Аренда отсутствует
- Пробный период 7 дней
Есть бесплатный контент с рекламой (AVoD)
Начало работы на российском рынке: 2019 год
Юридическое лицо: ООО "М3"
Контакт для правообладателей: content@more.tv
Netflix
Страны присутствия: более 190 стран мира, в том числе Россия и страны СНГ
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка от 599 рублей за 30 дней
- Покупка отсутствует
- Аренда отсутствует
- Пробный период 30 дней
Начало работы на российском рынке: 2016 год
Юридическое лицо: ООО "Развлекательный онлайн-сервис"
Okko
Страны присутствия: Россия, Казахстан, Белоруссия, Азербайджан
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подпискаот 199 руб. за 30 дней
- Покупка от 199 руб.
- Аренда от 99 руб.
- Пробный период 14 дней
Начало работы на российском рынке: 2011 год
Юридическое лицо: ООО "Окко"
Контакт для правообладателей: mail@okko.tv
Premier
Страна присутствия: Россия
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка29руб. за 30 дней
- Пробный период: отсутствует
Начало работы на российском рынке: 2018 год
Юридическое лицо: ООО "Премьер"
Контакт для правообладателей: b2b@premier.one
Prime Video
Страны присутствия: работает во всем мире, за исключением Китая, Кубы, Ирана, КНДР и Сирии
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка 5,99 евро за 30 дней
- Пробный период 7 дней
Начало работы на российском рынке: 2016 год
Юридическое лицо: Amazon Digital Services LLC, российского юрлица нет
Start
Страна присутствия: Россия
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка 299 за 30 дней
- Пробный период 7 дней
Начало работы на российском рынке: 2017 год
Юридическое лицо: ООО "Старт.Ру"
Контакт для правообладателей: content@start.ru
Tvigle
Страна присутствия: Россия
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка 199руб. за 30 дней
- Аренда от 49 руб.
- Пробный период отсутствует
Начало работы на российском рынке: 2007 год
Юридическое лицо: ООО "Твигл Медиа"
Контакт для правообладателей: aorlova@tvigle.ru
Есть бесплатный контент с рекламой (AVoD)
TVZavr
Страна присутствия: Россия
Телеканалы линейного ТВ на платформе отсутствуют
- Подписка 249 руб. за 30 дней
- Покупка от 199 руб.
- Аренда от 99 руб.
- Пробный период 14 дней
Начало работы на российском рынке: 2010 год
Юридическое лицо: ООО "ТиВиЗавр"
Контакт для правообладателей: contacts@tvzavr.ru
Есть бесплатный контент с рекламой (AVoD)
ViP Play
Страны присутствия: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина
На платформе есть телеканалы линейного ТВ
- Подписка 299 руб. за 30 дней
- Пробный период 3 дня
Начало работы на российском рынке: 2013 год
Юридическое лицо: ООО "Виасат Глобал"
Контакт для правообладателей: secretar@viasat.ru
ОТТ-платформы и операторы
О своем желании работать с операторами связи в разное время высказывалось большинство VOD-платформ, но чуть больше половины реально сотрудничают с ними. Безусловным лидером по части интеграций является Megogo – у платформы уже более 300 партнеров в России и за ее пределами.
Не менее полусотни партнеров в России и за рубежом у Amediateka. Правда, тут есть тонкость: Amediateka, как известно, home of HBO, якорная платформа крупного международного ОТТ-сервиса HBO, близкого конкурента Netflix. И в нашей статистике учитывается именно российская компания.
Довольно часто мы встречали в кабельных сетях интеграции чисто российские видеосервисы Start и ivi, которые также давно озвучили планы по сотрудничеству с кабельными операторами, набрали штат и выполняют эту стратегию достаточно эффективно, хотя точных цифр по их партнерским контрактам с операторами мы выяснили. Онлайн-кинотеатры More.TV, Okko, Premier и VIP Play, TVZavr встречаются в кабельных сетях несколько реже, но о своем стремлении к таком сотрудничествую заявляют на отраслевых мероприятиях не менее регулярно. (В этом месте стоит лишний раз напомнить о большой ОТТ-секции в рамках форума CSTB, где будет обсуждаться в том числе и этот вопрос).
Видеоплатформа VIP Play, являющаяся близким родственником Viasat, на сегодняшний день работает только с "Ростелекомом", "Билайном", "Эр-Телекоммом" и "НТВ Плюс", хотя виасатовские телеканалы есть в куда большем количестве сетей, т.е потенциальных партнеров куда больше. Можно предположить, платформа пока просто не развернула В2В программу, что логично, учитывая настойчивые слухи о скором перезапуске онлайн-кинотеатра под новым брендом и с новой стратегией. Из этого "стана" мы ждем больших новостей в скором будущем.
Ни разу не встретили мы интеграцию Tvigle (возможно, по причине более скромной, чем у коллег по цеху, библиотеки), и Prime Video с Нетфликсом. Последний, к слову, несмотря на сотрудничество с НМГ, пока никак не обозначил готовность к сотрудничеству с другими игроками отечественного рынка платного ТВ, а недавнее выступление "директора по маркетингу Netflix из Амстердама" в Clubhouse вообще заставило аудиторию чата усомниться в планах платформы на Россию. У нас таких сомнений нет, но факт остается фактом – активно работая с операторами связи по миру, в России платформа до сих пор никак себя в этом отношении не проявила. Надеемся – пока.
Отдельной строкой хотелось бы упомянуть "КиноПоиск HD", который мы также не нашли ни у кого из операторов, хотя они выказывают готовность к сотрудничеству. Учитывая самодостаточность платформы и владение главным российским поисковиком, можно понять его несколько снисходительное отношение к остальному рынку видеоконтента. Впрочем, есть информация о том, что платформа уже ведет переговоры с мобильными операторами – там, глядишь, и до кабельщиков дойдет.
Операторы и ОТТ-платформы
Безусловным лидером по части интеграций является Kartina.TV, хоть и не работающая в России, но работающая на русскоязычную аудиторию. Помимо собственной VOD-библиотеки фильмов, которая появилась на платформе задолго до начала работы онлайн-кинотеатров с операторами, в Kartina.TV интегрированы ivi, Megogo, More.TV, Okko, Start, а также украинская платформа "Твое кiно" и армянская Armenia. В ближайшем будущем планируется запуск еще двух ОТТ-платформ (их попросили не называть, чтобы не сглазить, хотя информацию подтвердили и сами будущие партнеры). На платформе настроен полноценный кросс-поиск по контенту всех интегрированных онлайн-кинотеатров, включая собственную библиотеку.
Wink – собственная онлайн платформа "Ростелекома", в нее интегрированы Amediateka, More.TV, VIP Play и еще несколько тематических подборок (Disney, ABC Studios, Universal Picture Box, "Настрой кино" от "Ред Медиа" и другие). Кроме того, в пакет интегрирована и концертная платформа Qello Concerts от Stingray, представленная на российском рынке компанией Thema.Rus. Поиск ведётся по всей библиотеке контента, при выдаче появляется список вариантов оплаты – единоразовая покупка, AVOD, подписка. Предложения других онлайн-кинотеатров доступны только в рамках подписки на них.
На платформе Movix от "Дом.Ру" (пользовательский бренд "Эр-Телекома") есть подписки на Megogo, Аmediateka, Start. Контент интегрирован в саму платформу, а сквозной поиск помогает пользователю делать выбор среди всех сервисов и даже ТВ передач – собственно, как и у Wink. Но есть и отличие – мы уже писали о том, что "Эр-Телеком" внедрил рекомендательную систему Think Analytics, построенную на искусственном интеллекте. (К слову, обзор самого приложения и приставки мы также публиковали). Оплата онлайн-кинотеатров идет с лицевого счета клиента, без необходимости вводить данные карты.
В "Акадо" в рамках сотрудничества со "Смотрёшкой" внедрено несколько онлайн-кинотеатров, но есть и собственный партнерский проект.
"Уфанет" и другие операторы, сотрудничающие с 24ТВ, соответственно, дают доступ своим абонентам к библиотекам Amediateka, Megogo и Start. С тем же кросс-поиском и прочими плюшками.
Отдельное внимание стоит уделить трем мобильно-кабельным гигантам "Мегафону", "Билайну" и МТС (последний вообще мобильно-кабельно-спутниковый). Все эти компании имеют собственные онлайн-платформы и сотрудничают с онлайн-кинотеатрами. Правда, если "Мегафон" открыто продает на своем сайте подписку на Amediateka, More.TV и Start, то найти подобный раздел у "Билайна" и МТС оказалось довольно сложно, поскольку они делают упор на собственные сервисы.
В заключение
Собственно, не заключение – скорее констатация факта, что работа операторов связи с онлайн-кинотеатрами уже налажена, и, наверное, в ближайшее время вся жизнь сконцентрируется именно тут. Что, разумеется, не может не радовать, поскольку потенциально даст заработать на хлеб с маслом обеим сторонам процесса. Провайдерам, заинтересованным в продаже трафика и дополнительном заработке, а также дополнительных инструментах по работе с оттоком. И онлайн-кинотеатрам, желающим найти новые рынки и не готовым отдать ищущих контента абонентов на откуп поисковику Яндекса.