РТРС и кабельное телевидение
Николай Пасечный
Первое, о чем следует сказать в контексте взаимоотношений РТРС и операторов кабельного телевидения — это то, что руководство РТРС сегодня совершенно определенно заявляет, что не будет напрямую заниматься "последней милей". Главная задача, стоящая перед РТРС — доведение теле- и радиосигналов до регионов и обеспечение регионального вещания. А тем бизнесом, который связан с организацией кабельных и беспроводных сетей телевещания и прокладкой "последней мили", занимаются кабельные операторы.
В составе РТРС сегодня функционируют 76 областных региональных телерадиопередающих центров (ОРТПЦ), которые по существу являются своеобразными региональными контентодержателями, взаимодействующими с региональными кабельными операторами. В каждом крупном городе есть региональный РТПЦ, вокруг которого концентрируются смежники. Каждый такой центр — это сложный производственный комплекс: вышка с антенно-мачтовым хозяйством, здание, где располагаются передатчики регионального эфирного вещания, хорошо охраняемая большая территория площадью несколько гектаров с водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, автономными источниками питания. В свободных помещениях, как правило, располагаются представительства и узлы региональных связных компаний – "Ростелекома", "Транстелекома", местных кабельных операторов. Сюда идет оптоволокно, отсюда тянутся кабели операторов КТВ — получается комплексный телекоммуникационный узел, конгломерат, который очень удобен с точки зрения оптимальной организации взаимодействия всех его составляющих. Поэтому вполне естественно возникает мысль использовать РТРС как некую инфраструктуру для развития высоких технологий, которые обеспечили бы доведение контента до региональных центров, а оттуда уже – в кабельные сети. А кабельных сетей в стране у нас огромное количество.
Вот недавно я был в Брянске, это типичный российский город в 400 км от Москвы, 600 тысяч населения. И в этом городе работают 4 кабельных оператора, которые конкурируют между собой. А конкурировать им очень тяжело, так как существует большой дефицит контента. У них много свободных каналов, потому что все в основном снимают сигнал со спутника, а это 20-30 программ – и все, больше нету в Европейской части страны.
Как сделать, чтобы операторы в российских регионах имели возможность получать много недорогих и содержательных программ? Один из способов, который лежит на поверхности – организовать супермагистрали между региональными центрами РТРС, по которым циркулировали бы телевизионные программы, созданные не только в центре, но и на региональных студиях России и ближнего зарубежья. Это позволило бы предложить кабельщикам порядка тысячи программ, причем за счет расширения рынка стоимость этих программ была бы существенно ниже, чем сегодня. И одновременно можно было бы продвигать новую услугу — channelondemand. Уже не пакет каналов и не отдельную программу, а канал, который в данный момент времени хочет видеть зритель.
В свое время руководство РТРС пыталось использовать для этой цели построенную на средства налогоплательщиков мощную магистральную оптоволоконную сеть "ТрансТелекома", избыточная пропускная способность которой сегодня используется в коммерческих целях. Если бы у руководства страны хватило политической воли передать РТРС часть свободных волокон этой сети, многие проблемы развития телевещания в России были бы уже решены. Наши 76 ОРТПЦ стали бы центрами доступа практически ко всем российским и зарубежным каналам, а эти региональные центры связаны звездообразной структурой с районными центрами и почти по всей территории России кабельщики получили бы высококачественный разнообразный контент, которого им так не хватает.
К сожалению, это быстрое и эффективное решение проблемы реализовать не удалось. Однако вопрос о создании глобальной инфраструктуры, которая накрывала бы практически всю Россию, на повестке дня остается, и РТРС намерена его решать. В стране избыток кабельных ресурсов, и назрела необходимость их объединения в единую инфраструктуру. Как всегда, не хватает организующего начала, каждый работает сам по себе: кабельщики, РТРС, ГКПС… Есть "Транстелеком" и "Ростелеком" со своими магистралями, есть наши ОРТПЦ со своими площадками, есть региональные распределительные сети, есть местные кабельные сети, которых громадное количество – все есть. Вопрос в том, кто и как может их объединить. Сегодня такой организации нет.
РТРС по определению этого сделать не может уже хотя бы потому, что это государственное предприятие, а кабельные сети – это, как правило, частные компании, и отношения с ними строить очень сложно, тем более что не существует даже закона о кабельном телевидении. Организующим звеном могла бы стать Ассоциация кабельного телевидения, но она не имеет соответствующих прав, и статус ее непонятен.
На мой взгляд, таким организующим органом может стать РТРС после ее акционирования. У всех у нас перед глазами пример "Газпрома": это акционерное общество с глобальной инфраструктурой в масштабах страны. У него есть свой банк — Газпромбанк, есть дочерние предприятия – Ямбурггаздобыча, Трансрегионгаз… И вся эта инфраструктура обеспечивает получение газа от места его залегания до каждой квартиры, где вы включаете газ, вся система работает! Никто не жалуется, что в стране плохо с газом (по большому счету), и газ у нас дешевый.
В принципе и систему телевидения в стране нужно построить по схеме "Газпрома", и она будет эффективно работать. А отношения РТРС с местными операторами будут строиться на договорной основе. Пока РТРС имеет статус государственного унитарного предприятия, этого сделать нельзя: инвесторы не видят смысла иметь с нами дело, потому что мы очень ограничены в правах Минимуществом, каждый свой шаг должны согласовывать. А вопросы развития регионального телевидения, в том числе кабельного, и тем более организации такой всеобъемлющей кооперации – они требуют оперативности: собрались, обсудили, подписали договор и начали работать. А у нас задержки до года – это не годится.
РТРС активно выступает за скорейшее акционирование, но сегодня от нас ничего уже не зависит. Мы включены в список предприятий, подлежащих акционированию, в общем блоке с другими предприятиями.… Остается только надеяться, что вопрос будет решен в обозримом будущем. Сегодня у РТРС связаны руки, и собственно, этим объясняется и наша позиция в отношении кабельного телевидения, о которой я упомянул в самом начале статьи. Сегодня РТРС живет на бюджетные деньги, в основном на платежи за эфирное распространение государственных телерадиопрограмм — это ВГТРК (60% дохода), ОРТ, НТВ и "Культура". В статусе РТРС нигде не предусмотрено развитие кабельного телевидения, после дней мили, и в бюджете не предусматриваются такие затраты. В этой ситуации было бы по меньшей мере странно говорить об участии РТРС в развитии кабельного телевидения, не имея официальных источников финансирования для таких проектов. А никакого механизма для привлечения внебюджетных инвестиций в региональные проекты у ФГУП нет.
В заключение следует упомянуть еще об одной важной задаче, которую должна решить РТРС в связи с планируемым переходом на цифровое телевещание — обеспечить эфирное вещание "в цифре". Сегодня нередко приходится слышать о том, что, дескать, кабельное и спутниковое вещание вскоре вытеснит эфирное. Это не так. Эфирное вещание —элемент государственной политики, государственной инфраструктуры. Его нельзя прекратить, как нельзя прекратить радиовещание. В наших российских условиях без эфирного телевещания многие территории остались бы вообще без телевидения, а этого допустить нельзя. Сегодня в рамках РТРС разрабатывается концепция единого производственно-технологического комплекса ГУП РТРС, который включает в себя сеть цифровых передатчиков, спутниковый сегмент и наземную распределительную вещательную сеть — и все это построено на единой платформе цифровых потоков, оптимизировано по цене. Потому что, если перекодировать потоки, брать программы с разных спутников – это удорожание.
Задача состоит в построении на нашей огромной территории такой системы, чтобы ее услуга для кабельных вещателей была в два раза дешевле, чем сегодня. Сделать это можно, и эта система будет очень экономически эффективной и привлекательной для вещателей.
Николай Пасечный, заместитель директора Дирекции по эксплуатации средств РВ и ТВ, ФГУП РТРС