Рынок КТВ в России
Ксения Болецкая
Уже несколько лет инвесторы ожидают взрывного роста на рынке кабельного телевидения России. В прошлом году, по оценкам игроков рынка, на кабельное ТВ россияне потратили $100 млн, ожидая роста рынка на 50% в этом году. Чтобы приучить россиян к платному телевидению, операторы готовы поставлять свои услуги по минимальной цене и развивать дополнительные услуги - интернет, телефонию, видео на заказ. Но тех, кто готов потратить на это удовольствие от $20 в месяц, сейчас не более 2–3%.
Кабель на троих
Кабельное телевидение России подобно лоскутному одеялу. В каждом регионе действуют свои кабельные компании, которые в масштабах страны практически не конкурируют между собой. Сегодня количество операторов исчисляется сотнями, только в Ассоциации кабельного телевидения России числится более 100 региональных компаний. Но поле деятельности каждой из них ограничено длиной кабеля, который нужно дотянуть до конкретного дома, где ведется вещание.
По данным последней переписи населения, из 145,3 млн россиян 68,3 млн проживают в 168 крупных и средних городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек. В маленьких городах - 38,3 млн, а в сельской местности - 38,7 млн человек. Таким образом, потенциальная аудитория кабельного ТВ в России - 106,6 млн человек. Одна тонкость - аудитория кабельного оператора определяется не по данным переписи населения, а по числу квартир. Принято считать еще с советских времен, что одна квартира - это три человека, что определяет потенциальный российский рынок кабельных операторов - 30 млн квартир. Затраты оператора на подключение одной квартиры к кабельному телевидению составляют в зависимости от дополнительных услуг от $20 до $200. Таким образом, чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется как минимум $600 млн. Всего, по данным Министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется $16,2 млрд.
Кабельное телевидение в России только начинает развиваться. Понятно, что оно менее мобильно по сравнению со спутниковым: в течение дня поставил тарелку, купил декодер и смотри 50–100 каналов. Оператор же кабельного ТВ подключает медленнее - до 12–15 тыс. квартир в месяц. Иначе говоря, город с населением 600 тыс. человек можно "опутать кабелем" за полтора года.
По оценкам экспертов, услугами кабельного телевидения пользуются 2–3% жителей страны. Ассоциация кабельного телевидения указывает цифру не более чем в 20 млн подключенных абонентов кабельных сетей. Средняя по масштабам российская кабельная сеть рассчитана на обслуживание 5–10 тыс. потенциальных абонентов. Процент реально подключенных клиентов часто не превышает 15–30% от потенциальной клиентской базы.
Средняя абонентская плата за услуги кабельщиков составляет $1 в месяц, правда, как говорят в Ассоциации кабельного телевидения, более 30% абонентов пользуются многочисленными скидками. Таким образом, доходы операторов российского кабельного телевидения составляют примерно $120 млн в год. Сами компании оценивают объем рынка кабельного телевидения примерно в $100 млн. Но, судя по всему, эти оценки весьма гипотетичны, потому что из-за сугубо регионального характера целостной картиной по всей стране вряд ли кто-то обладает.
Ставка на монополистов
Самыми насыщенными и развитыми "кабельными" регионами являются, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Кабельное телевидение в обеих столицах развивалось как муниципальное, за счет государственной сети. В результате образовались операторы - естественные монополисты, на балансе которых числятся городские кабельные сети. В Москве - это "Мостелеком", в Санкт-Петербурге - ТКТ.
В абонентской базе "Мостелекома" числится 2,8 млн квартир. Как заявил "Бизнесу" первый заместитель генерального директора "Мостелекома" Вадим Якунин, сейчас кабельной сетью оператора покрыта вся территория столицы. Лишь в 10% столичных домов, по его словам, поставляют свои услуги альтернативные кабельные операторы, например "Комкор-ТВ".
В пакет "Мостелекома" входит от 16 до 50 каналов, тариф составляет от 28 до 43 руб. в месяц. Одна из проблем столичного монополиста - устаревшее оборудование. Например, подъездные антенны, на которые поступает видеосигнал и потом передается через распределительный щит в квартиры. Большая часть этих антенн прослужила уже больше 30 лет и не способна принимать даже "социальный минимум" "Мостелекома", не говоря уже о поставке мультимедийного сигнала. К концу года оператор планирует заменить устаревшее оборудование, а в 2006 году поставлять своим абонентам уже все виды интерактивных сервисов: интернет, видео по запросу, телефония, видеодомофон и т. д. Для этого оператору потребуется модернизировать около 20% своих сетей, вложив более $100 млн. Каждый "модернизированный" абонент, говорит Вадим Якунин, обойдется "Мостелекому" в $200. Видимо, "Мостелеком" ожидает буквально взрыва спроса на свои услуги, если готов вложить в развитие сети сумму, сопоставимую с объемом всего рынка.
Впрочем, может оказаться, что цифровое телевидение в рамках программы "Электронная Москва" жителям столицы будет поставлять не "Мостелеком", а альтернативные операторы. Мэр Москвы Юрий Лужков на последнем заседании столичного правительства остался крайне недоволен тем, как сейчас развивается эта программа.
Питерский рынок в глазах инвесторов выглядит также вполне перспективным. В апреле фонд Delta Private Equity Partners объявил, что еще в начале 2004 года купил за $5 млн 25% акций компании "Национальные кабельные сети" (НКС). Ее ключевой актив - питерский монополист эфирно-кабельного вещания - компания ТКТ, доставляющая телесигнал во все квартиры Санкт-Петербурга.
С 1 ноября НКС запускает в Санкт-Петербурге новый проект платного цифрового телевидения "Твое ТВ". Как заявил "Бизнесу" управляющий партнер Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев, реализация проекта позволит доставлять цифровой телесигнал в 450 тыс. квартир Северной столицы. Общие инвестиции акционеров составят около $25 млн, включая погашение долгов компании и затраты на развитие кабельной сети.
В ожидании взрывного роста
Масштабы региональных проектов гораздо скромнее. Например, "Уралсвязьинформ" заявляет о том, что в 2005 году вложит в развитие широкополосной сети кабельного телевидения Челябинска и Перми 8,3 млрд рублей.
По оценке Кирилла Дмитриева, доход с одного абонента кабельного оператора составляет около $4 в год. Для сравнения - интернет-провайдеры зарабатывают на одном клиенте не меньше $20. Чтобы повысить эффективность своего бизнеса, компании могут, конечно, предлагать абонентам расширенный набор услуг, увеличивать количество каналов в своих пакетах до нескольких десятков. Но, как заявил "Бизнесу" Вадим Якунин, 50 каналов нужны не более 3–5% абонентов, большинству более чем достаточно стандартного пакета из 16 каналов. Поэтому сейчас операторы для наращивания аудитории вынуждены, наоборот, предлагать минимальный пакет за минимальные деньги. Например, подписка на 20 каналов в рамках питерского проекта "Твое ТВ", говорит Кирилл Дмитриев, будет стоить около $20, а абонентская плата составит $10.
Другой вариант - переход на "мультимедийное" вещание (по примеру "Мостелекома") и получение прибыли за счет интернета, телефонии, видео на заказ. Перспективность этого рынка уже оценили интернет-провайдеры, которые сами готовы заняться поставкой видеосигнала своим абонентам. В качестве наиболее известного проекта можно привести "Стрим-ТВ".
Уже несколько лет кабельные компании ожидают взрывного роста на рынке платного телевидения. В качестве показательного примера игроки приводят Европу, где кабельное телевидение смотрят 30%. По мнению Кирилла Дмитриева, уже в текущем году можно ожидать роста этого рынка в России на 40–50%. Прогнозы Ассоциации кабельного телевидения скромнее: по мнению экспертов этого объединения, ежегодный рост "существенно превышает 10%". В предвкушении роста инвесторы пытаются заполучить наиболее перспективные активы. Кроме громкой сделки на питерском рынке, в начале года стало известно, что инвесткомпания Columbus Nova, контролируемая российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, приобрела контрольный пакет "Комкор-ТВ". Та же Delta не скрывает, что после покупки питерской НКС присматривается к региональным кабельным сетям и подумывает о покупке наиболее привлекательных из них.
Ксения Болецкая