Правовая основа деятельности в области КТВ в России

А. Маркина

Понятийный аппарат в сфере кабельного телевидения

Необходимость принятия специальных нормативных актов, а именно ФЗ "О кабельном телевидении", Правил предоставления услуг кабельного телевидения, вызвана специфическим характером правоотношений, складывающихся в сфере предоставления услуг кабельного телевидения. Заметим, что законодатель не исключает возможности регулирования правоотношений, неурегулированных законом о связи и имеющих специфику, на уровне отдельного федерального закона.

На сегодня, в действующем законодательстве РФ отсутствуют значения таких терминов, как "кабельное телевидение", "услуги кабельного телевидения", "телевещание", "ретрансляция", "трансляция". Отсутствие специального понятийного аппарата в сфере кабельного телевидения нередко приводит к возникновению ряда правовых проблем.

С целью создания эффективной и качественной правовой базы для деятельности кабельных операторов необходимо также четко определить правовые статусы "кабельного оператора" и "вещателя" путем их наделения соответствующими правами и обязанностями. Законодательное закрепление статусов этих непосредственных участников данного вида деятельности должно повлечь за собой изменение формы лицензии, как для кабельных операторов, так и для вещателей. Важным шагом в развитии телекоммуникаций для РФ стало бы присоединение к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, в которой нашли отражение основные понятия (трансляция, ретрансляция) и принципы осуществления телевещания1.

Договорное регулирование правоотношений между кабельным оператором и вещателем

Для предоставления услуг кабельного телевидения абонентам кабельные операторы вступают в правоотношения с вещателями, осуществляющими производство и выпуск телевизионных программ, а также обеспечивающими их трансляцию. В то же время действующим законодательством РФ данные правоотношения между этими субъектами деятельности не урегулированы должным образом.

Немаловажный вопрос для кабельных операторов: как должны оформляться взаимоотношения между кабельным оператором и вещателем? Исходя из практики, с некоторыми вещателями кабельные операторы не имеют договора на ретрансляцию телепрограмм вещателя по сети кабельного телевидения, и ретрансляция осуществляется на основании письменного разрешения вещателя. Возможен ли такой упрощенный порядок оформления правоотношений между кабельным оператором и вещателем, попробуем выяснить.

Предметом договора, заключаемого между кабельным оператором и вещателем, в первую очередь, выступает созданные вещателем аудиовизуальные произведения, которые в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. №5351-12 являются объектами авторского права. Следовательно, по договору осуществляется передача вещателем кабельному оператору определенных имущественных прав на использование произведений. Передача имущественных прав согласно статье 30 Закона осуществляется только на основании авторского договора, в котором должны быть предусмотрены все существенные условия, названные в законе.

Другой стороной договорных отношений вещателя и кабельного оператора является оказание услуг кабельным оператором по приему телевизионного сигнала вещателя и сообщению телевизионных программ с использованием собственных или арендованных технических средств по сети кабельного телевидения с целью непосредственного доведения до абонентов (услуги по ретрансляции телепрограмм). Вещатель, в свою очередь, обязуется осуществить передачу (доставку) телевизионного сигнала канала для его приема кабельным оператором, иначе говоря, обеспечить трансляцию телепрограмм.

Таким образом, исходя из действующего законодательства РФ, можно сделать вывод, что отношения между вещателем и кабельным оператором должны быть оформлены в виде договора.

В законопроекте о кабельном телевидении НИИР предусмотрено исключение из общего правила об обязательном оформлении взаимоотношений сторон письменным соглашением. Так, оператор кабельного телевидения имеет право на трансляцию4 в сети кабельного телевидения без уведомления и заключения договоров с вещательными организациями сигналов открытых средств массовой информации, доставка которых абонентам входит в объем универсальной услуги. Думается, что такой упрощенный порядок вполне применим в отношении ретрансляции телепрограмм общероссийских и государственных региональных телерадиовещательных организаций, которые должны войти в состав универсальной услуги, но при условии, если такое право кабельных операторов будет предусмотрено в законе о кабельном телевидении.

Финансовая основа взаимоотношений кабельного оператора и вещателя

Особое значение для кабельных операторов имеет финансовая основа взаимоотношений кабельного оператора и вещателя. Всегда ли они должны носить возмездный характер или же правоотношения могут иметь безвозмездный характер? Что может быть основанием для установления безвозмездных правоотношений между сторонами? Случаи, установленные законом или соглашение сторон?

Как показывает практика, финансовые отношения кабельного оператора с вещателем могут строиться по-разному: с взиманием и без взимания платы с кабельного оператора за передачу определенных имущественных прав на телепрограммы и обеспечение трансляции, с оплатой или без оплаты услуг кабельного оператора по доставке телепрограмм до абонента.

Законопроект о кабельном телевидении предусматривает возможность построения правоотношений между сторонами, в том числе и с зарубежными вещателями, на безвозмездной основе.

Однако в силу действующего законодательства РФ: Закона об авторском праве и главы 39 ГК РФ (в качестве обязательного условия договоров предусмотрено условие о выплате авторского вознаграждения и условие об оплате услуг), правоотношения между сторонами должны носить возмездный характер. В связи с этим, установление сторонами в договоре условия о безвозмездности правоотношений по общему правилу противоречит закону. В то же время не исключается возможность равнозначной оценки прав и оказываемых сторонами услуг, с последующим проведением зачета встречных требований.

Думается, что безвозмездный характер отношений сторон может иметь место в случае ретрансляции общероссийских и государственных региональных телепрограмм. В этом случае все расходы, связанные с созданием продукции общероссийскими и региональными государственными телерадиокомпаниями, а также услуги операторов связи по распространению их продукции в соответствии с действующим законодательством РФ должны возмещаться за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в законе должны быть предусмотрены определенные гарантии защиты прав и законных интересов мелких кабельных операторов, поскольку последние, ввиду высокой оплаты прав на использование телепрограмм вещателя, вынуждены отказаться от ретрансляции некоторых телеканалов. В противном случае это может привести к монополизации кабельного бизнеса.

Универсальные услуги кабельного телевидения

ФЗ "О связи" дает следующее определение универсальных услуг. Универсальные услуги – это услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории РФ в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.

В мире существует немного стран с развитой телекоммуникационной отраслью, в которых объем данной услуги был бы так мал, как это прописано в законе. В большинстве развитых стран (и особенно стран с социально направленной рыночной экономикой, например Германии, Швеции, Польше, Чехии и других) в объем универсального обслуживания, кроме услуг почтовой связи, фиксированной телефонной связи и интернета, входят также услуги радиовещания и подачи основных федеральных и региональных телевизионных каналов. В этих странах оказание универсальной услуги по цене, регулируемой государством, является одним из основных условий получения лицензии кабельного оператора.

В то же время в статье 8 закона, предусматривающей перечень универсальных услуг связи, названы только услуги телефонной связи с использованием таксофонов; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Как видно, ретрансляция общероссийских и государственных региональных телепрограмм по сети кабельного телевидения не входит в перечень универсальных услуг связи.

В случае, если законодатель пополнит перечень универсальных услуг связи и в ФЗ "О связи" появится услуги по ретрансляции общероссийских и государственных региональных телепрограмм, то возмещение убытков, связанных оказанием универсальных услуг, будет осуществляться за счет средств резерва универсального обслуживания, но формируемого за счет отчислений всех операторов сети связи общего пользования.

В законопроекте о кабельном телевидении предусмотрено, что в РФ гарантируется оказание универсальных услуг кабельного телевидения. К универсальным услугам кабельного телевидения относятся трансляция абонентам сигналов телевизионных программ, которые распространяются в эфире общероссийскими государственными и региональными телекомпаниями в зоне действия сети кабельного телевидения.

Перечень универсальных услуг кабельного телевидения, порядок и сроки их предоставления определяются кабельным оператором с учетом технических возможностей сети кабельного телевидения при согласовании с органами местного самоуправления. Думается, что с органами местного самоуправления должен согласовываться только перечень региональных телепрограмм, входящих в состав универсальных услуг кабельного телевидения, а перечень общероссийских телепрограмм, обязательных к распространению, должен определяться органами государственной власти.

Реклама кабельного оператора

В законе о кабельном телевидении должен быть определен правовой статус кабельного оператора, осуществляющего ретрансляцию телепрограмм вещателя без рекламных блоков вещателя, но с включением рекламных блоков собственного производства или производства местных рекламодателей.

Данная проблема сразу порождает массу вопросов.
Какой статус будет иметь такой кабельный оператор, и как будет расцениваться деятельность по размещению рекламы, поскольку его деятельность по размещению рекламы не подпадает под понятие ретрансляции телепрограмм как прием и передача полных и неизменных телепрограмм, либо их существенных частей.

Не будет ли эта деятельность рассматриваться государственными органами как вмешательство в содержание телепрограмм и создание новых программ, а следовательно, данная деятельность может рассматриваться как телевизионное вещание.

В настоящее время вопросы размещения рекламы кабельным оператором в ретранслируемых телепрограммах определяются условиями договора.

В тоже время ретрансляция полных телепрограмм вещателя с его рекламой в сетях кабельного телевидения, думается, должна оплачиваться вещателем.

Контроль за содержанием телепрограмм и рекламой вещателя

В действующем законодательстве РФ данный вопрос не нашел своего отражения. Законопроект о кабельном телевидении данную ситуацию разрешает следующим образом. Так, согласно п.3 статьи 20 законопроекта оператор кабельного телевидения не вправе контролировать содержательную сторону распространяемых телевизионных программ и влиять на их содержание. В случае, если содержание программ приводит к нарушению законных интересов государства, его органов, физических или юридических лиц, всю ответственность несет вещательная организация, осуществляющая подготовку, выпуск и вещание программ с использованием сетей кабельного телевидения.

Совершенно очевидно, что вещатель обладает всеми законными правами на создаваемые им телевизионные программы. Не оспаривается и то, что кабельный оператор ни каким образом не вправе влиять на содержание программ, поскольку он не участвует в производстве и выпуске телевизионных программ.

При создании телепрограмм должны учитываться нормы действующего законодательства РФ о средствах массовой информации. В статье 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусматривает недопустимость использования средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специальную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Статья 59 Закона РФ "О средствах массовой информации" устанавливает ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

В то же время указанные положения законодательства РФ должны соблюдаться российскими вещателями. Иностранные вещатели при создании и трансляции телевизионных программ будут руководствоваться, прежде всего, национальным законодательством и нормами международного права.

Европейская конвенция по трансграничному телевидению в статье 7, устанавливающей обязанности телевещателя, предусматривает, что все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны: быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию; чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть.

Конвенция также закрепляет, что каждый вещатель должен обеспечить возможность любому физическому или юридическому лицу, независимо от его гражданства или места проживания, осуществить право на ответ или на поиск других соответствующих правовых или административных средств защиты программ, транслируемых или ретранслируемых вещателем.

Следует ли предусмотреть в законе право кабельного оператора прерывать ретрансляцию телепрограмм в случаях нарушения вещателем действующего законодательства РФ о средствах массовой информации? Если да, то какой государственный орган будет наделен полномочиями по выдаче предписаний кабельным операторам о прекращении ретрансляции? На сегодня эти вопросы остаются нерешенными.

Еще один немаловажный вопрос: кто будет нести ответственность за нарушение действующего законодательства РФ о рекламе? В большинстве случаев кабельные операторы ретранслируют телепрограммы в неизменном виде с рекламой вещателя. В соответствии с законом о рекламе кабельный оператор выступает в роли рекламораспространителя, и он автоматически подпадает под действие закона. Должен ли кабельный оператор осуществлять контроль за выходом рекламы отдельных товаров, например, пива, табачных изделий в установленное законом время и, в случае выявления нарушения, прекратить ретрансляцию телепрограммы?

***
Итак, для поступательного развития относительно нового вида деятельности в области связи, а именно, деятельности в области кабельного телевидения, необходимо создать качественную нормативную базу, которая устанавливала бы правовую основу деятельности в данной сфере, определила статус всех участников деятельности, законодательно закрепила права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в этой деятельности.

Принятие закона о кабельном телевидении позволит решить массу существующих правовых проблем в сфере кабельного телевидения, в том числе и определит взаимоотношения кабельного оператора и абонента, кабельного оператора и вещателя в сфере оказания услуг кабельного телевидения.

В то же время с принятием закона о кабельном телевидении в некоторые нормативные акты нужно будет внести соответствующие изменения и дополнения, касающиеся особенностей деятельности в области кабельного телевидения.

А. Маркина, юрисконсульт ОАО "АВТОВАЗ", аспирант кафедры гражданского и трудового права Самарской Государственной Экономической Академии


Source URL: https://www.cableman.ru/article/pravovaya-osnova-deyatelnosti-v-oblasti-ktv-v-rossii