Какие услуги нужны клиентам? Анализ зарубежного опыта
Алексей Собкевич
Сети кабельного телевидения распространены в мире неравномерно: наибольшая их концентрация отмечается в США и Канаде, где эти сети используются также для предоставления абонентам широкого спектра разнообразных услуг. В частности, доступ в интернет по кабельным сетям используется там чаще, чем DSL-доступ, тогда как в Европе и в России ситуация обратная. Неудивительно, что ведущие разработчики связного и сетевого оборудования, для которых американский и канадский рынки представляют стратегический интерес, много внимания уделяют именно технологиям и аппаратному обеспечению для предоставления дополнительных услуг абонентам кабельных телевизионных сетей, а также решению проблем взаимодействия этих сетей с сетями связи нового поколения (NGN – New Generation Networks).
Этот регион стал своего рода полигоном для новых разработок. Исторически сложилось так, что технология любых самых современных услуг для квартирного рынка прежде всего отрабатывается здесь на кабельных операторах, и даже быстрее, чем на операторах, которые работают с использованием проводных технологий. Новые услуги для квартирных абонентов появляются прежде всего в сетях Америки, а это значит — в сетях кабельных операторов.
Именно в кабельных сетях изначально появилась идея вывода на рынок пакетов услуг: к ТВ-вещанию в качестве дополнительных услуг начали добавлять передачу голоса или доступ в интернет. При этом в большинстве случаев новые услуги выступают в качестве альтернативных, конкурируя с проводными услугами телефонии и доступа в интернет, которые предоставляют традиционные операторы. Это значит, что кабельный оператор должен приложить определенные усилия, чтобы привлечь клиента и удержать его. Мы не будем обсуждать особенности предоставления дополнительного телефонного номера по протоколу IP или скоростного доступа в интернет – эти задачи относительно легко решаются, и операторам известны пути их решения (сейчас много говорят и пишут об услуге Triple Play – «Три в одном»: телевидение, передача голоса и доступ в интернет). Интерес представляют дополнительные услуги. Скажем, если речь идет о передаче голоса, то нужно предложить клиенту нечто большее, чем просто возможность поднять трубку, набрать номер и позвонить. Как показало исследование пользовательских предпочтений, проведенное компанией Pollara Inc. по заказу компании Nortel для Североамериканского рынка, общая тенденция такова: необходимо развивать услуги в направлении видео и управления абонентом своими вызовами.
Управление вызовом рассматривается сейчас как одна из наиболее насущных и в то же время одна из самых простых по реализации на рынке услуг для частных лиц. Возьмем для примера частного предпринимателя, который ведет свой бизнес на дому: он получает возможность сформировать правила переадресации входящих звонков таким образом, что при отсутствии его дома вызовы важных клиентов будут автоматически переадресовываться на его мобильный телефон, а прочие вызовы будут сортироваться в зависимости от номера звонящего и либо переключаться на автоответчик, либо просто запоминаться в книге учета входящих звонков. Правила могут учитывать время суток: ряд звонков будет переадресовываться на мобильник только в пределах рабочего времени, какие-то звонки будут приниматься только днем и не будут приниматься вечером и т.д.
Другой пример, который относится к любому пользователю (не только предпринимателю): вам нужно выйти из дома, но вы ждете важного звонка и не можете уйти, потому что не хотите переадресовывать все вызовы с домашнего телефона на мобильный. Новая услуга позволяет сформировать правило, по которому к вам на мобильный будут переадресовываться только важные для вас звонки, приходящие на домашний телефон. От оператора требуется при этом обеспечить интерфейс, с помощью которого абонент через веб-сайт (с помощью компьютера или мобильного телефона) сможет задавать собственные правила управления вызовами.
Еще две полезных и востребованных квартирными абонентами услуги — это предоставление персонализированной адресной книги и сетевой журнал звонков. Адресная книга, которую ведет абонент, хранится на сервере оператора и оказывается легко доступной, каким бы терминалом абонент ни воспользовался – будь то домашний или мобильный телефон, IP-телефон, видеотелефон или компьютер. Эту адресную книгу нельзя потерять, ею можно воспользоваться, даже когда компьютер выключен. Кроме того, услуги учета и переадресации вызовов могут быть интегрированы с адресной книгой, то есть из нее можно будет выбирать абонентов при задании правил маршрутизации вызовов.
Более сложны в реализации мультимедийные услуги, в частности видеозвонки. Сейчас на рынке существуют три варианта доступа к видеотелефонной связи: с использованием обычного телевизора, специализированного терминала для видеозвонков (видеотелефона) либо компьютера. Исследование американского рынка показало, что пользователи предпочитают компьютер, затем идет видеотелефон, а телевизор оказывается наименее привлекательным устройством для реализации видеотелефонии. Телевизор подходит только для главы семьи. Если он дома, то он смотрит передачи, но может прерваться на телефонный разговор. Однако если показывают футбол, а телевизор сам переключается в режим видеотелефона, то такая услуга популярной не будет. К тому же, к телевизору еще нужно приделать микрофон. Домохозяйки нередко совмещают просмотр телепрограмм и разговоры по телефону, поэтому не хотят вместо телепередачи видеть на экране изображение собеседника – видеотелефон для них предпочтительнее. Для подростков и студентов, которые составляют потенциально основной контингент пользователей видеотелефонии, важна возможность подключаться к видеосвязи из своей комнаты, и они также предпочитают иметь для этого видеотелефон (который занят домохозяйкой) или пользоваться компьютером. Чаще всего они хотят видеть своего собеседника при общении с друзьями из других городов или даже стран и не предъявляют высоких требований к качеству изображения, что на руку оператору, передающему видеосигнал через интернет.
Для распространения этой услуги очень важно максимально понизить «ценовой порог» подключения к ней абонента. Наименьшие затраты требуются при использовании компьютера: за 100 долларов можно приобрести очень хорошую веб-камеру с гарнитурой. А если не предъявлять особых требований к качеству, то полный комплект оборудования обойдется в 30-50 долларов, что вполне приемлемо для молодежной аудитории.
Сложнее дело с видеотелефонами. В России еще не сложился рынок IP-телефонов с видеокамерами, но, по оценкам экспертов, они могут стоить от 100 до 500-600 долларов. Если 100 долларов – это приемлемая цена за терминальное оборудование, то 500-600 долларов сильно ограничит объем рынка и сделает инвестиции совершенно невыгодными. Учитывая стоимость IP-терминалов на рынке Юго-Восточной Азии, можно предположить, что операторы могут достаточно быстро сформировать спрос и цена терминального оборудования установится на уровне между 100 и 200 долларов. Это доступная сумма для тех, кто покупает мобильный телефон за 200 долларов, при этом потребительская ценность домашнего видеотерминала представляется значительно большей, чем ценность мобильного телефона за 200 долларов. В этой ситуации успех оператора будет зависеть от того, какие именно устройства он сможет подобрать и приобрести на рынке и сумеет ли организовать свой бизнес таким образом, чтобы цена услуги для конечного пользователя была минимальной.
Естественно, что для кабельных сетей с их ограниченным емкостным ресурсом использование пакетных технологий передачи голоса и видео приводит к проблемам управления качеством. Этот вопрос заслуживает отдельного подробного рассмотрения, однако стоит упомянуть здесь о технологии Pocket Cable Multimedia, которая позволяет, в частности, осуществлять управление качеством и разделение ресурсов при использовании мультимедийных приложений в кабельных сетях.
Эта технология предусматривает поддержку как на уровне магистрального сетевого оборудования, так и на уровне пользовательских устройств. В конечном счете, за счет интеграции мультимедийных технологий и технологий пакетной телефонии (прежде всего основанных на использовании протокола SIP) непосредственно в клиентский set-top box происходит управление ресурсом. Решение Pocket Cable Multimedia позволяет управлять ресурсами сети и учитывать степень их использования, что создает основу для правильного интегрированного биллинга, что очень важно для оператора. Эта тема также заслуживает подробного рассмотрения в отдельной публикации.
В заключение этого краткого обзора отмечу еще одну важную тенденцию: бизнес операторов все больше строится не на подключении пользователей к сети (здесь очень велика конкуренция и предложение часто превышает спрос), а на предоставлении им дополнительных услуг, приносящих оператору стабильный доход.
Алексей Собкевич, менеджер по развитию бизнеса компании Nortel