Кабельное беззаконие
Кабельных операторов в России нет. По крайней мере, если судить по имеющемуся у нас законодательству. Парадоксально, но факт: ни в одном федеральном законе, регулирующем отрасль, не определены понятия "кабельное телевидение", "сеть кабельного телевидения", "услуги кабельного телевидения", "трансляция" и "ретрансляция".
Правда, есть закон города Москвы о кабельном телевидении, дающий более-менее внятные определения этим понятиям, но под него подпадают всего порядка ста кабельщиков Москвы и области, что составляет лишь малую долю всех российских кабельных операторов. Да и этот закон на деле оказался несовершенным, целый ряд его положений встал буквально поперек горла московским кабельщикам… Федерального же закона, регулирующего деятельность кабельных операторов, нет и не предвидится минимум еще года три, его чтение планировалось на ближайший думский сезон, но было отменено. О причинах отмены можно только догадываться.
Есть и еще одна сторона вопроса. Считается, что примерная стоимость мероприятий по принятию одного федерального закона "средней руки" 1 миллион долларов США. Если на минуту представить, какие деньги вращаются сегодня в связном бизнесе, многое становится понятным: легализовавшись юридически, связистам придется легализоваться и финансово, а это уже не так интересно, тем паче что легитимность бизнеса в нашей стране отнюдь не гарантирует государственную защиту – взять хотя бы репрессии в нефтяном бизнесе.
Ассоциации кабельного телевидения, создававшейся в том числе для защиты интересов кабельщиков, пока не удалось как-то продвинуться в этом вопросе: закона как не было, так и нет. Более того, по мнению АКТР, принятие отдельного закона о кабельном телевидении вообще сегодня неактуально, важнее принять новый закон о СМИ, а потом уже можно будет говорить о кабельщиках. Нам, правда, кажется, что деятельность кабельных операторов ближе не к СМИ, а к связи: кабельщики, не создающие собственного контента, а просто ретранслирующие спутниковый контент, априори не являются средствами массовой информации, они лишь передатчики информации. А регулировать деятельность средства передачи информации как СМИ, по меньшей мере, странно. К слову, создается впечатление, что просто сами министерства никак не могут между собой разобраться: кому регулировать кабельное телевидение, кому резать этот сладкий пирог – Минсвязи или Минкульту. Вот и получается: "не достанься же ты (кабельщик) никому!"
НАТ, так много сделавшая для принятия закона о СМИ в его сегодняшней редакции, вообще мало интересуется кабельщиками, но ведь она и создавалась не для них. Ходят слухи о возможном создании некой третьей ассоциации, которая займется проработкой закона и его продвижением в Госдуму, если это случится, мы, конечно, не обойдем этот факт вниманием.
Мнения самих кабельщиков по поводу сложившейся ситуации разделились. Крупные сети, существующие легально, пытающиеся развивать свой бизнес и привлекать инвестиции, прекрасно понимают, что закон не только ограничивает, но и хоть как-то защищает: придавить законодательно отрегулированный бизнес все-таки сложнее, чем теневой, не отрегулированный. Спутниковые платные каналы (особенно зарубежные), поставляющие контент в кабельные сети, в таком регулировании еще более заинтересованы – не ровен час местные госсвязьнадзоры начнут-таки отключать их от кабельных сетей.
И только средние и мелкие кабельные студии и операторы мало беспокоятся по поводу всего этого "беззакония" их бизнес в большинстве случаев строится на личных взаимоотношениях с чиновниками, связистами, пожарными и т.д. Их полулегальное или вовсе нелегальное существование элементарно выгодно тем, от кого они зависят, и принятие закона ничего для них не изменит. Или изменит?