OTT-сервисы – виртуальная реальность в России. Часть II - регулирование
В первой части статьи мы рассмотрели основополагающие технические вопросы работы ОТТ-сервисов, сегодня же мы поговорим о правовой основе их деятельности и пробелах в их регулировании.
2. OTT-сервисы в законодательстве России
Про OTT и IPTV, к сожалению, умалчивают законы "О связи", "О средствах и массовой информации" и иные нормативно-правовые акты. Об интернете и рунете в них тоже ничего нет, кроме того, что ФЗ "О связи" п.2 ст.12 установил, что интернет функционирует обособленно от сети связи общего пользования. Рунет назван частью интернета, в именах его доменов можно использовать кириллицу. Например, такие зоны в DNS: .ru, .рф, .su, .com, .org, .москва, .moscow, .дети, .сайт и многие другие (DNS – служба имён доменов формирует уникальные доменные имена (составная часть URL-адреса) и IP-адреса для работы в интернете).
OTT-сервисы также не попадают под действие правовых актов Минкомсвязи России, но его сайт даёт трактовки многих IPTV и OTT-терминов.
Если оператор связи в сети ПД оказывает IPTV-услуги, то он должен оформить лицензию на оказание услуг для целей кабельного вещания и соблюдать правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785, то есть заключать договоры с абонентами и вещателями. Это подтверждает сайт Управления Роскомнадзора. Кроме того, в Арбитраже Москвы по делу N А40-49862/06-152-172 от 16.06.2005 нарушителя привлекли к ответственности по ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ за то, что он оказывал услуги по доставке сигналов телеканалов по сети ПД, не имея лицензии на услуги для целей кабельного вещания.
Возникшие в России правовые неопределённости с OTT/IPTV-сервисами были результатом того, что программно-аппаратные средства были внедрены до того, как в России приняли нормативно-правовые регулирующие акты.
Важные поправки об аудиовизуальных сервисах в ФЗ "Об информации…" были внесены в 2017 году. Однако в этом ФЗ нет упоминаний от OTT/IPTV сервисах. Но если предположить, что в ст. 10.5 этого ФЗ термин "Владелец сайта и/или страницы сайта в сети "Интернет", и/или информационной системы, и/или программы для электронных вычислительных машин" означает "OTT-провайдер" (провайдер хостинга), то ниже приведены цитаты ст. 10 и 10.5 с такими заменами (пока это – виртуальность):
• OTT-провайдер …, использует сайт в сети "Интернет", и (или) информационную систему, и (или) программы ЭВМ для формирования и (или) распространения в сети "Интернет" аудиовизуальных произведений (далее – "OTT-сервис"), … обязан соблюдать требования законодательства РФ".
• К OTT-провайдерам относятся:
"а) получающие доход за счёт рекламы в составе контента;
б) предоставляющие видеоконтент потребителю по подписке (за плату);
в) дающие видеоконтент в течение суток более, чем 100 тыс. пользователям. Если доступ к OTT-сервису на протяжении 3-х мес. составляет 100 тыс. пользователей, то сервис по заявлению его владельца исключается из реестра".
• OTT-сервис включается в реестр аудиовизуальных сервисов и может быть исключён из реестра, если доступ к этому сервису на протяжении 6 мес. в течение суток осуществляют менее 100 тыс. пользователей.
• OTT-сервисами не являются:
а) информационные ресурсы, зарегистрированные, согласно закону "О СМИ", как сетевые издания;
б) поисковые системы;
в) информационные ресурсы, где аудиовизуальные произведения размещены пользователями интернета, а порядок определения таких сервисов утверждается Роскомнадзором.
• Не допускается распространение OTT-сервисами телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных по закону "О СМИ".
• Ограничивается участие иностранного капитала в деятельности OTT-провайдеров.
• При обнаружении в OTT-сервисе информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ, Роскомнадзор направляет владельцу аудиовизуального сервиса требование, принять меры по устранению выявленных нарушений.
• За нарушение установленных требований к OTT-сервисам предусмотрена административная ответственность.
Позже в одной из публикаций про OTT-сервисы приведён такой ответ Роскомнадзора: "Для распространения аудиовизуальных произведений по технологии OTT, не требуется получение лицензии на вещание, предусмотренной ст.31 закона "О СМИ". Распространение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по технологии OTT не является также лицензируемым видом деятельности в сфере связи. Правовыми актами РФ не определено понятие OTT и не закреплена схема технической реализации данного сервиса. Услугу связи в данном случае оказывают операторы связи, обеспечивающие абонентам (пользователям) доступ к сети "Интернет"…
Таким образом, в случае если владелец сайта и (или) страницы сайта подпадает под критерии ст. 10.5 Закона "О СМИ", он будет признан владельцем аудиовизуального сервиса, а его аудиовизуальный сервис будет включён в реестр аудиовизуальных сервисов. Владелец такого аудиовизуального сервиса будет обязан выполнять требования законодательства РФ."
Многие сайты телевещателей, кроме распространения ТВ-каналов в наземном эфире и через спутники, дают пользователям OTT-доступ к своим ТВ- каналам в интернете, и не только в России, но и за рубежом. Телевещатели полагают, что все будут соблюдать их авторские права, но иногда возникает проблема – пиратство, когда некоторые IPTV или OTT-провайдеры распространяют ТВ-контент без установления договорных отношений с правообладателями или авторами видеоконтента. Однако изредка в СМИ появляются сообщения о "пиратстве" – нарушении норм на распространение контента, но не пользователями, а OTT-провайдерами, которые, по-видимому, не всегда соблюдают:
А) Положения ст.2 закона "О СМИ":
• массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
• средство массовой информации (СМИ) – периодическое… сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма… иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием;
• телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и/или соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов;
• распространение продукции СМИ – продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, …, предоставление доступа к сетевому изданию;
• распространитель – лицо, распространяющее продукцию СМИ по договору с редакцией, издателем и на иных законных основаниях.
Б) Положения части 4 ГК РФ:
• Статья 1225 относит к результатам интеллектуальной деятельности сообщение радио- или телепередач в эфир или по кабелю (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).
• Статья 1259 называет объектами авторских прав: музыкальные и аудиовизуальные произведения; производные произведения – переработка другого произведения; составные произведения – подборка материалов творчества.
• Статья 1263 указывает, что аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
• Статья 1235 установила, что результат интеллектуальной деятельности лицензиар (вещатель или иной правообладатель) предоставляет другому лицу для дальнейшего использования по лицензионному договору.
Кроме части 4 ГК РФ авторские права ТВ и видеоконтент в интернете для OTT-провайдеров, провайдеров хостинга регулирует ФЗ "Об информации…", в т.ч. его статьи 15.2, 15.6, 15.7.
С 2014 года постановлением Правительства РФ в России реализуется госпрограмма "Информационное общество", при реализации которой будут широко использоваться OTT-технологии, что позволит эффективнее управлять бизнес-процессами, поддерживать здоровье людей телемедициной, проводить web-обучение и видеоконференцсвязь (ВКС), видеонаблюдение, противопожарные и охранные системы в жилых и производственных помещениях, которые обеспечивают, все сети электросвязи с IP-протоколами.
Внесение поправок в законодательство РФ продолжается. 23 октября 2019 года глава Минкомсвязи РФ Константин Носков в интервью "АиФ" сказал, что скоро вступят в действие поправки в законы о суверенном Рунете, внедрении 5G в России, обеспечении каждого домохозяйства широкополосным доступом в интернет и о перспективах спутникового интернета.
В декабре 2019 года в "Российской газете" было опубликовано сообщение главы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина о том, что в 2020 году будут введены поправки в законы "О связи" и "О СМИ (Законопроект № 759960-7), об интернет-вещании двадцати обязательных общедоступных телеканалов (ООТК), которые обеспечат "единый подход и качество сервисов, и поможет более эффективно бороться с пиратством".
В 2020-21 гг. Минкомсвязи России вводит регистрацию гаджетов и переход на российское программное обеспечение, а в 2020 г. выпустило приказ № 148, который обнародовал около 370 социально значимых интернет-сервисов для населения РФ, доступных через интернет на безвозмездной основе, и большинство из них используют OTT-технологии.
Обобщая сказанное выше, в т.ч. на основе частей 13, 17 ст.2 и ст.10.5 ФЗ "Об информации…", можно так обозначить правовой статус OTT-провайдеров, если "OTT-провайдер"* означает: "провайдер хостинга", "владелец сайта и (или) страницы сайта, и (или) информационной системы, и (или) программы для ЭВМ":
1) Сегодня деятельность OTT-провайдеров в России регулируют законы: "Об информации…" и "О связи", но в них не упоминаются IPTV/OTT сервисы и не говорится об их лицензировании.
2) Оказание интернет-сервисов OTT-провайдерами относится к деятельности, разрешённой в РФ и указанной в группировках 62 и 63 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014, КДЕС Ред. 2).
3) OTT-провайдер* не оказывает услуги связи, а даёт доступ в интернете к аудиовизуальной продукции по запросам пользователей и через заключение соглашений с ними (за счёт рекламы, на платной или бесплатной основе).
4) OTT-провайдер* распространяют в интернете пользователям теле- и аудиовизуальный контент на основе договоров с вещателями, авторами или уполномоченными ими лицами (см. также ст. 1228, 1233 – 1236.Ч.4 ГК РФ).
5) OTT-провайдер* по своему усмотрению определяет порядок использования сайта, чтобы обеспечить формирование аудиовизуальных произведений и их доставку (распространение) через интернет.
6) Сайт** OTT-провайдера* не является СМИ, если он не зарегистрирован в качестве СМИ (см. также ст.8 закона "О СМИ").
7) OTT-провайдер* не должен допускать распространение телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных по закону "О СМИ" (см. также ст.2 закона "О СМИ").
8) Если OTT-провайдер* не имеет своих сетей ПД и не может оказывать услуг связи абонентам, то ему не требуется лицензия на услуги связи по телематике и передаче данных. Учитывая положения ст. 10.5 ФЗ "Об информации…" и полагая, что к видеоконтенту относятся телеканалы, получаемые пользователями через интернет от OTT-провайдера, ему также не требуется лицензия на услуги связи для целей кабельного вещания.
9) Если OTT-провайдер* имеет свою сеть ПД и абонентов на ней, то он должен иметь лицензии по телематике и передаче данных. Также следует помнить о вышеупомянутом судебном деле, в котором не упоминается OTT и IPTV. Тогда нарушителя привлекли к ответственности по ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ за то, что он оказывал услуги по доставке сигналов телеканалов по сети ПД, не имея лицензии на услуги для целей кабельного вещания. Сегодня законодательство РФ не изменилось и не стало более однозначным, поэтому … (!?) не лишней будет и лицензия на услуги для целей кабельного вещания.
Продолжение следует...