OTT-сервисы – виртуальная реальность в России. Часть I

ОТТ окончательно вошло в операторскую жизнь – даже самые ретрограды признают, что без интерактивных видеосервисов срок жизни оператора связи исчисляется в лучшем случае пятилеткой, но никак не двумя. Понятно, что следование за прогрессом тоже дело непростое: в техника и технологии меняются стремительно, при этом в реальных сетях масса устаревших или стремительно устаревающих узлов. Плюс масса разночтений и разногласий в понимании технологии, ее регулировании и бизнес-процессах – сколько операторов, столько стратегий.

Государство, в свою очередь, активно взялось за регулирование этой подотрасли, и, увы, далеко не всегда в интересах рынка и прогресса как такового.

Поэтому мы решили обратиться к этой теме – попытаться разложить по полочкам различные аспекты этого направления развития телеком-бизнеса, рассмотреть возможные варианты регулирования, в том числе через принцип саморегулирования (СРО), как альтернативу лицензирования.

Но для начала освежим матчасть…

Введение

Виртуальность OTT (Over The Top – поверх остального) – результат реальных процессов в России, с одной стороны, на сайте Минкомсвязи России определена терминология для OTT и IPTV (телевидение по IP-протоколам), но с другой, OTT сервисов и технологий нет в законодательстве России. Предоставление OTT-сервисов обеспечивают интернет-технологии и, предположительно, статьи 10.5 и 15 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 49-ФЗ (далее – ФЗ "Об информации…"), например: 

а) "с соблюдением требований законодательства РФ"; 

б) "с учётом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций"; 

в) "определяется владельцами таких сетей с учётом требований, установленных настоящим законом". 

Однако пока в России нет таких саморегулируемых организаций (это тоже виртуальность, так как некоторые компании имеют договоры о сотрудничестве, то есть, кооперируются для совместной работы). 

Технология Over the Top (OTT) доставляет видеосигнал на устройства пользователя через интернет, в отличие от услуг IPTV, где данные предоставляются через управляемую операторами сеть

Устройства, способные принимать контент ОТТ

OTT-технологии обеспечивают такие сервисы с аудио- и видео-контентом (мультимедиа): 

1) общедоступные телеканалы (Broadcasting);

2) платное телевидение (TV Pay Per View); 

3) запись контента для отложенного просмотра (Time Shift PVR);

4) видеоконтент по запросу (VoD – Video on Demand); 

5) онлайн-кинотеатр (интернет-кинотеатр – видео хостинг); 

6) просмотр контента на нескольких устройствах (Multiscreen);

7) просмотр контента на мобильных устройствах (Mobile-сервис). 

OTT-сервисы интерактивны, поэтому используют режим Unicast – передача контента индивидуально на конкретный адрес пользователя. OTT-технологии используют IP- протоколы, как и IPTV, но IPTV, обычно, работают в режиме Multicast (см. пункты 1 и 2), Unicast по пунктам 3 и 4 используют реже (Unicast по пунктам 5 – 7 в IPTV почти не используется).

OTT-сервисы имеют более разнообразный контент, по сравнению со спутниковым ТВ, эфирным ТВ, IPTV и услугами для целей кабельного вещания, оказание которых регулируют правила, утверждённые постановлением Правительства РФ № 785 от 22.12.2006. К OTT/IPTV относятся также редко упоминаемые в РФ технологии Connected TV (CTV), потоковое видео (Стриминг) или Over The TV. 

От OTT-провайдера (провайдера хостинга) пользователи получают доступ к контенту в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – "интернет"). OTT-сервисы всегда неразрывно связаны с услугами по доступу в интернет, которые пользователи получают от третьих лиц – операторов связи на сетях передачи данных (далее – "сети ПД") согласно правилам, утверждённым постановлениями Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 и от 10.08.2007 № 575.


В этом обзоре используются такие термины:
1) Контент – (content или multimedba) – содержание (наполнение) СМИ, телеканала, радиоканала и иных аудиовизуальных произведений и сообщений в OTT/IPTV сервисах и потоковом вещании. "ТВ-контент", "видео-" и "визуальный" контент – юридические синонимы, отличающиеся только способом их получения.
2) IPTV – услуги связи по интернет-протокола (IP) для доставки ТВ-контента по сети ПД, к которой подключены пользователи.
3) OTT – технология, с помощью которой контент (информация, данные, файлы) разбивается на IP пакеты и доставляется пользователям от OTT-провайдера через интернет, а также по сетям ПД третьих лиц – операторов связи, не имеющих договоров с OTT-провайдером. 
4) Сети передачи данных (далее - сети ПД) по технологии относятся к Ethernet-сетям и работают по стандартам Ethernet 802.3 ххх. Однако в России нет классификации и определения сетям ПД. Согласно законодательству РФ, сети ПД относятся к сетям электросвязи, где пользователи получают услуги связи по передаче данных, телематике и доступу в интернет. 

1. Особенности OTT-технологий в России 

Сетевая структура оказания OTT-сервисов представлена на Рис. 1, где приведены сведения из общедоступных источников, поскольку сегодня в ГОСТах и технических нормативах не упоминаются OTT-технологии, а для IPTV есть несколько ГОСТов (Р 54994-2012, Р 55713-2013, Р 55937-2014, Р 56476-2015, Р 56948-2016), где по IP-протоколам сформулированы основные технические параметры и требования, но в них отсутствуют аппаратурные и сетевые особенности IPTV-сервисов, которые как и OTT-сервисы могут быть в сетях интернета – без привязки к сетям ПД.

Рис. 1. Обобщённая структура оказания OTT-сервисов
(кликните на картинку, чтобы увеличить ее)

 

OTT-сервисы предоставляются интерактивно. На сайте OTT-провайдера пользователь вначале, согласно имеющимся там инструкциям, заключает соглашение для получения доступа к OTT-сервисам 

а) общедоступны (бесплатны); 

б) условно доступны (за счёт рекламы); 

в) доступны после внесения платы (PPV – Pay Per View). 

Сигналы телеканалов и аудио- и видеоконтент аккумулируются в OTT-платформе (аппаратно-программный комплекс ГС – головная OTT-станция, где может быть нескольких независимых OTT-серверов). Как правило, пользователь через интернет заходит на сайт провайдера только для подписки на OTT-сервис. В остальных случаях, минуя сайт, пользователь через меню или браузер взаимодействует с OTT-платформой, которая автоматически "узнает" о включении гаджета. При этом OTT-сайт может располагаться в одном месте, а информационная система, абонентская база, аудиовизуальные произведения и/или новостная лента могут размещаться на разных OTT-платформах.

Источники MPEG-сигналов, ТВ и видеоконтента также могут находиться вне ГС, иногда даже за пределами России, но кодирование контента происходит в OTT-платформе.

Запросы OTT-пользователей также, как и в IPTV, поступают в сервер OTT-провайдера. Обработку запросов пользователей и распределение контента через интернет производит в OTT-сервере система управления – Middleware (MW – программное обеспечение для биллинга и управления OTT-сервисами).

OTT-транскодер формирует IP-потоки контента для пользователей, синхронизированные по фреймам. OTT-сервер командует "упаковщику" транскодера, какой IP-потоки передать. "Упаковщик" готовит фрагменты OTT-сервиса, помещает их в буфер и начинается процесс передачи IP-контента пользователю, который передаются по протоколам TCP/IP на адрес пользовательского устройства через интернет и сети ПД.

Если какой-то IP-пакет будет повреждён или не дойдёт, то приёмное устройство запросит повторную передачу, и процесс перезапроса будет повторяться, пока не будут получены все фрагменты фрейма без ошибок.

Далее в приёмном устройстве пакеты объединяются в поток MPEG, который отображается на экране. При необходимости OTT-платформа компенсирует неоднородности потока данных в сети, но OTT-технологии не гарантируют качество контента, в отличие от IPTV-сетей. Тем не менее, OTT-технологии обеспечивают достаточно хорошее качество передача данных при наличии сбоев в сетях. 

OTT-сервисы мало отличаются от IPTV, но имеют преимущества, так как доступны любому пользователю интернета (в IPTV контент распределяется только пользователям в сети ПД одного оператора связи, минуя интернет, и чтобы гарантировать качество, в IPTV использует протоколы восстановления потерянных IP-пакетов). К недостаткам OTT-сервисов можно отнести задержку видеосигнала на буферизацию, что, впрочем, несущественно для видео. 

OTT-серверы взаимодействуют с гаджетами пользователей, и формируют IP-потоки с контентом, учитывая пропускную способность интернета и сетей ПД. В них скорости передачи IP-пакетов (битрейт) адаптируются под их пропускную способность, чтобы пользователи получали OTT-сервис без пауз и сбоев. Получая IP-контент, устройство пользователя непрерывно обменивается с OTT-сервером по IP-протоколу, а при изменении пропускной способности сети OTT-сервер переключает транскодер его на другую скорость, более низкую или более высокую. Это позволяет надёжно передавать IP-поток в сетях ПД, когда текущий битрейт может падать (иногда при этом изображение "замирает"). 

Некоторые OTT-платформы одновременно обслуживают несколько тысяч пользователей, для увеличения их количества в OTT-платформе наращивают число OTT-транскодеров или OTT-серверов. Примерная структура наращивания OTT-платформы приведена на Рис. 2.

 

Рис. 2. IP-потоки в OTT-сервисах
(кликните на картинку, чтобы увеличить ее)

 

OTT-сервисы с кодировкой или в режиме VoD идут в Unicast (IP-поток на каждого пользователя), гораздо реже OTT-сервисы используют Multicast или Broadcast (в IPTV наоборот – их используют чаще). Для одинакового числа пользователей с Unicast в интернет-сетях и сетях передачи данных требуется большая пропускная способность, чем Multicast. 

Сегодня многие операторы связи на сетях ПД не имеют своих платформ для OTT/IPTV-сервисов, а являются агентами других OTT/IPTV-провайдеров. На сайтах операторов-агентов рекламируется оказание таких сервисов, но далее для заключения соглашения и получения OTT/IPTV-сервисов сайт переадресует пользователей на сайты реальных OTT-провайдеров. Эти действия не относятся к оказанию услуг связи, а являются OTT/IPTV интернет-сервисами, но об этом в законах РФ ничего не сказано. 

Рис. 3. OTT-сервисы в сети мобильной связи
(кликните на картинку, чтобы увеличить ее)

 

Технологии, подобные OTT, обеспечивают некоторые приложения мобильной телефонии и в Сетях ПД (см. Рис. 3):

а) от сервера OTT-провайдера до компьютера, смарт-телевизора, смартфона, айфона или иного гаджета;

б) от одного гаджета пользователя к другому. 

Такие приложения в РФ появились в начале 2000-х. Например, Skype, позволяющий общаться через интернет. Потом появились приложения Viber, YouTube, FaceBook, WhatsApp и т.д. Но перечисленное не относится к данному обзору.

Продолжение следует - завтра мы рассмотрим госрегулирование ОТТ в Российской Федерации...


Source URL: https://www.cableman.ru/article/ott-servisy-virtualnaya-realnost-v-rossii-chast-i