Чем нам запомнится 2019 год. Часть 1
Нам страшно понравилось делать сводный обзор главных событий по году в традиционном фривольном описании, с двусмысленными намеками, вскрывшимися впоследствии деталями и максимально едкими комментариями, которые мы можем себе позволить. Правда, тут же хочется написать, что мы тут ни при чем – это все они, но такие дисклеймеры (отмазки, по-простому) никогда не спасли ни одну редакцию, поэтому мужественно беру всю ответственность на себя. Включая тухлые помидоры. Сразу оговорюсь, что главные события по каждому месяцу выбирались, исходя из статистики читаемости (она у нас открыта) и собственного понимания рынка платного телевидения и телекоммуникаций. Только новости про запуски новых телеканалов, которые традиционно выходят в топ, выделены в отдельный веселый обзор в конце номера, причем в этом году мы привлекли к данному обзору признанных экспертов-контентщиков, членов жюри "Большой цифры" Андрея Голованова и Любовь Кузнецову.
Январь
"Медиа Альянс" и "Билайн-ТВ" поссорились и так и не помирились
Собственно, разрыв отношений состоялся в самом конце 2018 года, и 1 января оператор выключил сразу весь большой пакет телеканалов Discovery, Turner и Eurosport – всего 11 наименований. Стороны, разумеется, считают друг друга виновниками произошедшего. Как пишут в решениях о разводе – "непримиримые разногласия".
Разногласия, разумеется, носили финансовый характер: оператор пытался существенно дисконтировать условия лицензионного соглашения с правообладателем, а тот не видел оснований для такой внушительной скидки. Развод, надо сказать, дался тяжело обеим сторонам: "Билайну" пришлось принять на себя не один ушат помоев со стороны абонентов, вещатель понес весьма большие убытки и еще больше репутационного ущерба. В том числе потому, что другие операторы увидели, что "так можно было" – выключить целый пакет лидера рейтингов и не умереть, растеряв всех подписчиков.
На протяжении всего 2019 года "Медиа Альянс" пытался вернуться в пакеты "Билайн-ТВ", параллельно отбиваясь от нападок и заявлений о том, что Discovery никто на самом деле не смотрит (мы в редакции развеяли этот миф, кстати – с помощью сухой аналитики и неумолимой статистики).
Тем не менее договориться сторонам так и не удалось.
Телеканал "БУМ ТВ" прекратил вещание после скандала со взяткой
В этой истории был примечателен не сам факт закрытия телеканала – это на нашем рынке происходит, увы, достаточно регулярно, но причина, побудившая ключевого владельца, корейскую компанию GS Home Shopping, выйти из бизнеса. Впервые в истории российского рынка платного телевидения компания закрылась из-за скандала со взяткой.
Если кто-то вдруг подзабыл, напомню, что одним из медиахайпов предыдущего, 2018 года стала история с пойманным на взятке ведущим менеджером компании "Триколор" Владимиром Бронниковым. Крупную взятку (оказавшуюся, кстати, куклой) он получал от представителя этого самого телемагазина "БУМ ТВ".
Учитывая удивительно равнодушное отношение цеха к подобным историям, можно было ожидать спокойного продолжения существования и канала, и получившего условный срок взяточника. Однако корейцы крайне щепетильны в вопросах репутации и, как только узнали о произошедшем, немедленно приняли решение выйти из СП. Их партнер – федеральный оператор Ростелеком также не был заинтересован в сохранении проекта, поэтому телемагазин просто закрыли.
Kartina TV и SES запустили совместный спутниковый проект
Крупнейшая в Европе "русская" онлайн платформа, базирующаяся в немецком Висбадене и предлагающая большой пакет телеканалов для выходцев из стран бывшего СССР, решила выйти на спутник. Кажется, это первый случай, когда не спутниковый оператор выходит в интернет (таких много), а наоборот.
Kartina Sat начала вещание в июле со спутника Astra (19,2 в.д.), с сентября пакет был закодирован, правда в спутниковый пакет вошли только около трех десятков телеканалов из всего большого списка транслируемых "Картиной" российских, украинских, молдавских, прибалтийских и всех остальных телеканалов. В плане увеличение их числа до 50.
На Россию у платформы планов нет – с российским рынком Kartina TV наигралась, когда пыталась запустить тут проект, но довольно быстро одумалась и сбежала от нашей действительности с криками ужаса. (Многие на рынке отнеслись к такому решению с большим пониманием и даже завистью ). Эта новость стала одной из самых читаемых месяцем позже – в феврале.
Еще дважды оператор выходил в топ новостей 2019 года – оба раза в связи с "Первым каналом", который после многолетнего сотрудничества решил шумно выйти из отношений, инициировав жесткие, но так и не подтвержденные судом обвинения "Картины ТВ" в пиратстве.
А в декабре при активной поддержке "Первого канала" и "Цифрового телесемейства" был запущен конкурирующий проект русского телевидения Telecola.TV, уделивший в своем пресс-релизе обвинениям "Картины" куда больше внимания, нежели описанию собственной платформы и концепции. Занимается проектом некто Антон Соколов, по слухам, входящий в известный олигархический клан, однако платформа на этапе запуска (и сдачи номера в печать) выглядела довольно странно: без адекватных выходных данных, площадки на маркетплейсах, даже без списка заявленных 200 телеканалов (подавляющее большинство правообладателей, включая самых крупных, каких бы то ни было отношений с Telecola.TV на тот момент не имели).
Февраль
Законопроект о доступе в дома вошел в Госдуму, но так и не вышел
Февраль прошел под знаком доступа операторов в жилые дома, соответствующий законопроект был подготовлен в недрах Федеральной антимонопольной службы и поддержан другими ведомствами. Одна из главных идей законопроекта – безвозмездность доступа в дома: документ не называет договор между оператором связи и лицом, которое управляет многоквартирным домом, обязательным условием для доступа.
Правда, по ряду пунктов у отраслевых ведомств и игроков рынка возникло разногласие с Минстроем, который настаивает на возмездном доступе и ограничении числа провайдеров в доме. Спор по поводу инициатив Минстроя и вообще о концепции законопроекта продолжался на разных уровнях до самого конца 2019 года.
В конце концов правительство поддержало инициативу по обеспечению безвозмездного доступа провайдеров к инфраструктуре жилых домов и… отправило документ на доработку, где он до сих пор и находится.
Ростелеком пытался купить "ВымпелКом", а купил Tele2
Еще в 2018 году Ростелеком начал переговоры с международным телекоммуникационным холдингом Veon о покупке компании "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), 100% активов которой принадлежит холдингу. И только в феврале 2019 года эта информация просочилась в прессу – стало известно, что стороны не договорились о цене. Сама сумма сделки не разглашалась, аналитики называли сумму российского подразделения 6,8–8,5 млрд долларов.
Кроме того, уточнялось, что продажа "ВымпелКома" госоператору потребовала бы одобрения правительства, которое кабмин не готов был дать.
После того как стало ясно, что покупка "ВымпелКома" не состоится, Ростелеком стал рассматривать возможность оператора Tele2.
Забегая вперед скажем, что в июне кабмин согласовал покупку Ростелекомом доли ВТБ в Tele2, а уже в ноябре правительство согласовало сложную схему по консолидации Ростелекомом сотового оператора, которая должна завершиться в 2020 году.
Законопроект о "сувернете"
Еще подарочек от депутатов – поправки к законам "О связи" и "Об информации", условно известные как законопроект о "суверенном интернете". Госдума приняла их в первом чтении 12 февраля: "за" выступили 334 парламентария, "против" – 47, воздержавшихся нет.
Эта инициатива была принята рынком в штыки и породила множество мемов на тему невеликих познаний депутатов в принципах работы сети. Невероятное количество открытых и закрытых писем, петиций и самых мрачных прогнозов выплеснулось в сеть. Кроме того, законопроект стал причиной раскола в ЛДПР, членом которой является один из соавторов – Андрей Луговой. Лидер партии Владимир Жириновский даже потребовал, чтобы Луговой убрал свою фамилию из списка соавторов документа, но тот отказался. (Что интересно, при втором чтении против законопроекта проголосовали лишь два члена фракции ЛДПР.)
Тем не менее 1 мая 2019 года со словами: "Российский интернет долженбыть свободным" президент Владимир Путин поставил свою подпись под законом, а 1 ноября тот вступил в силу.
Март
Пользоваться иностранными спутниками связи можно только с разрешения ФСБ
Согласно новому постановлению правительства РФ, российские операторы связи, использующие иностранные спутники, должны пропускать свой трафик через отечественные наземные станции и согласовывать их работу с ФСБ. Ранее это требование распространялось лишь на операторов подвижной персональной спутниковой связи.
Чуть раньше, в конце января 2019 года, ГКРЧ ограничила ввоз в Россию терминалов мобильной спутниковой связи, разрешив его только лицензированным операторам связи.
В соответствии с новым документом вообще использовать иностранные спутниковые системы будет можно лишь после разрешения ФСБ, Федеральной службы охраны, Министерства обороны, а также Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которые должны убедиться, что система "не носит разведывательного характера и не может нанести ущерб интересам личности, обществу и Российской Федерации".
Эксперты уверены, что таким образом российские чиновники пытаются не допустить полноценного прихода в Россию низкоорбитальных спутниковых группировок для раздачи интернета типа британской OneWeb. Подтверждает это, например, заявление ФСБ, которая еще в октябре 2018 года возражала против выделения OneWeb частот в России, опасаясь шпионажа. Правда, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин тогда же подчеркивал, что сотрудничество госкорпорации с OneWeb будет продолжено.
В общем, единственное, что в этой ситуации можно сказать с уверенностью, – Илона Маска с его "Старлинком" не пустят точно.
Законопроект о 22-й кнопке
Законопроект, внесенный депутатами комитета по информполитике во главе с Леонидом Левиным, закрепляет следующую норму: в каждом муниципальном образовании Российской Федерации будет определяться один муниципальный телеканал, который операторы связи обязаны будут вещать в обязательном порядке и бесплатно.
На вопрос "Кабельщика", не проще ли было договориться с операторами без законопроекта, Александр Широких, генеральный директор НАТ, активно поддерживающей этот закон, пояснил следующее:
"Договариваться стало не так просто, особенно с федеральными операторами. С прошлого года кабельные операторы начали предлагать платить "за абонента" от 50 копеек до 2 рублей 50 копеек. При этом каналы 21-й кнопки платить с 2017 года перестали. Часть недополучаемых платежей перенеслась на муниципальных/городских вещателей. Получилось, что закон о 21-й кнопке создал некую дискриминацию, поставив областные каналы в более привилегированное положение по отношению к другим региональным каналам. Новый законопроект немного выровняет ситуацию в регионах и позволит улучшить экономику каналов, освещающих местные новости, события".
Позицию операторов как нельзя лучше выразил директор по контентной политике Ростелекома Александр Косарим: "Считаем эту инициативу избыточной. Если местный канал производит отличный контент, пользуется популярностью у местного населения, он и так уже, скорее всего, представлен в сетях платного ТВ. В законопроекте говорится о том, что собственно местным будет только 20% эфира. Можно решить этот вопрос врезками на каком-либо из других каналов. От размещения на 22-й кнопке контент интереснее не станет".
Искандар Бахтияров, генеральный директор компании "Уфанет"
"На 21-й кнопке у нас в Башкирии государственный республиканский канал. На 22-й кнопке – государственный городской (уфимский) канал. И это не ошибка. Все эти каналы государственные. Не муниципальные... Ибо единая идеология – это для нашего государства очень важно. На идеологии оно и держится. А что продвигает идеологию в широкие народные массы? Телевидение! Это нужно понимать. Важность этого. И мы понимаем и склоняем голову перед этой государственной идеологической необходимостью".
7 июня 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о 22 кнопке, вступивший в силу в день подписания.