ФАС - Тюмень: 1:0
История с запретом на размещение кабельных сетей воздушным способом в Тюмени длится уже более пяти лет. С некоторой периодичностью возникают моменты когда, казалось бы, операторы, наконец, отстояли своё право на ВОЛС-ВЛ (волоконно-оптические линии связи на воздушных линиях электропередачи). Но тут у администрации города находится очередное постановление или документ, который спутывает все карты.
Пару таких документов на днях «в пух и прах» разнесла ФАС. Федеральная антимонопольная служба по просьбе Ассоциации операторов связи Тюменской области (АОСТО) ознакомилась с несколькими постановлениями, выпущенными администрацией города Тюмени, выявила в них нарушения антимонопольного законодательства и предписала устранить их в срок до трёх месяцев. Но подчинится ли администрация распоряжению ФАС или продолжит новыми способами препятствовать размещению воздушных линий связи в Тюмени – пока открытый вопрос.
Без права доступа
В своё время тюменская администрация опубликовала распоряжение № 320-рг «О размещении волоконно-оптических линий связи». Безобидный с виду документ запрещал операторам использовать опоры освещения и контактной сети для размещения ВОЛС. После первого же обращения АОСТО в ФАС по этому поводу, в документе чудесным образом, ещё до его рассмотрения антимонопольной службой, появились поправки, отменившие откровенное противоречие действующему законодательству.
Правда, по факту, новая редакция распоряжения запрет на размещение ВОЛС открытым путём не отменила, а просто изложила в ином ключе. Теперь документ гласил, что размещать воздушные линии связи запрещено не на опорах освещения, а на объектах муниципальной собственности города Тюмени, при этом на каких именно – указывалось в постановлении №129-пк и дополняющем его перечне объектов линейно-кабельных сооружений (ЛКС )города Тюмени.
Последние два документа особо заинтересовали ФАС. Поближе ознакомившись с ними, комиссия пришла к выводу, что постановление за номером 129-пк «Об утверждении порядка использования линейно-кабельных сооружений города Тюмени» и перечень объектов ЛКС стали, по сути, изложенным в новой редакции запретом на «воздушку». Ведь к объектам, включенным в перечень муниципальных и, следовательно, запретных для размещения ВОЛС-ВЛ объектов ЛКС, относились всё те же опоры наружного освещения и контактной сети.
Тупиковая ветвь
Возможно, ФАС и закрыла бы на это глаза, если бы местным операторам была дана вменяемая альтернатива, но таковой не оказалось. Вариант с перекладкой кабелей под землю, который предложила операторам городская администрация, показался антимонопольной службе неубедительным, ведь он ставил игроков рынка в ещё более невыгодное положение.
Собственно, в чём заключалась эта альтернатива? Городская администрация предложила операторам разместить ВОЛС в кабельных канализациях, принадлежащих ОАО «Ростелеком», ОАО «Связьтранснефть», ОАО «РЖД» и ЗАО «Тюменьтел», либо, как вариант, построить собственные канализации или размещать свои сети в пределах полосы отвода местных автодорог.
Некоторые операторы воспользовались предложенными вариантами, но для большинства они оказались неприемлемыми. И в первую очередь из-за финансовых затрат. Начнём с того, что переход от надземной прокладки кабелей к подземной требует полного перепроектирования существующей транспортной сети и замены типов кабелей. По подсчётам операторов, предполагаемая величина затрат на перевод волоконно-оптических линий связи в линейно-кабельные сооружения составит от 230 рублей/метр (без НДС) до 400 рублей/метр, а в целом по предприятию, в зависимости от протяженности сетей, – от 9 до 977,6 млн руб.
И это при условии, что в канализации хватит места всем. А в Тюмени дело обстоит иным образом. Лимитированный ресурс кабельной канализации заставляет операторов тратиться ещё и на строительство дополнительных «рукавов» канализации, а это, ориентировочно, 1,3 млн рублей за километр при сроке строительства не менее двух лет, включая получение необходимых согласований.
Как указывает ряд операторов связи, размер понесенных затрат на уже осуществленный перевод ВОЛС, ранее размещенных на опорах наружного освещения и контактной сети, в расчете на 1 метр кабеля составил для них от 207 до 412 руб/м, а в целом по предприятию в зависимости от сроков перевода ВОЛС и протяженности сети связи – от 1,2 до 12,4 млн рублей в период с 2009 по 2012 год.
Стоит отметить, что финансы – не единственный «нюанс» предложенной альтернативы. Она не подходит многим операторам ещё и по практическим соображениям. Так, кабельные канализации, принадлежащие ОАО «Связьтранснефть» и ОАО «РЖД», имеют локальное размещение и не оказывают существенного влияния на возможность переноса ВОЛС, так как не полностью повторяют топологию сети большинства операторов связи.
Канализация, принадлежащая непосредственно администрации города Тюмень, представляет собой отводы до муниципальных объектов, построенные от кабельной канализации ОАО «Ростелеком». При этом их протяженность составляет не более 70 метров на вводе в указанные здания и, как следствие, не представляет интереса для многих операторов связи.
Что до кабельной канализации, являющейся собственностью ЗАО «ТюменьТел», то она не имеет отводов в дома и ответвлений на прилегающие улицы, а также не совпадает с топологией сети многих операторов связи. При этом, ежемесячная стоимость размещения 1 километра каждого волокна в ней по состоянию на ноябрь 2012 года составляла 1000 рублей (без НДС) (тут надо учитывать, что средняя волоконность используемого операторами кабеля связи составляет от 32 до 48 волокон, то есть средняя стоимость размещения ВОЛС в кабельной канализации составляет 32-48 тысяч рублей без учета НДС за 1 км в месяц), что более чем в 3 раза превышает среднерыночную стоимость подобных услуг в Тюмени.
Получается, что самой привлекательной канализацией остаётся «Ростелекомовская» - она самая масштабная и разветвлённая. Но её использование неизбежно приводит операторов к увеличению протяжённости их ВОЛС, а на ряде участков требует строительства собственных кабельных канализаций. Опять затраты, опять тупик.
В общем, приняв к сведению все указанные данные, комиссия ФАС «установила отсутствие взаимозаменяемости открытого (воздушного) способа размещения ВОЛС, используемого для оказания услуг связи, с подземным способом размещения ВОЛС (в кабельной канализации), в том числе по причине отсутствия возможности и целесообразности замены одного способа другим», - говорится в официальном заключении ведомства.
Итог
К чему же мы, а точнее, ФАС, в итоге подошли? К тому, что действия администрации города Тюмени были признаны противоречащими пунктам 1и 2 части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции». Что они привели к ухудшению конкурентного положения операторов связи и созданию дискриминационных условий для игроков, не имеющих собственной кабельной канализации. Также ФАС признал недейственной предложенную АГТ альтернативу по переносу ВОЛС в подземную канализацию. Такой вариант оказывает не только дополнительную и, причём, существенную финансовую нагрузку на операторов связи, но и приводит к приостановлению услуг связи абонентам, что также считается нарушением антимонопольного законодательства по части конкуренции.
Теперь администрации Тюмени предстоит либо отменить и отредактировать все свои распоряжения относительно правил размещения ВОЛС на объектах муниципальной собственности города, либо обжаловать предписание ФАС. Так что, возможно, эта история ещё не закончена...