CSTB’2013: итоги форума
29-31 января в Москве прошел форум CSTB’2013, а на днях организаторы мероприятия подвели его итоги. В этом году в выставке приняло участие порядка 500 компаний из 26 стран мира, а посетило её в общей сложности 24 217 человек. На форуме было поднято множество вопросов, в частности, вопросы цифровизации страны, перехода на HD, влияния интернета на телеком-бизнес, развитие спутникового и IP TV-сегментов, мобильного ТВ и мультиэкранной концепции, новые возможности Smart TV и прочее.
Подведем итоги основных тем CSTB...
Переход на HD
Участники рынка по-разному относятся к переходу на HD. Кто-то воспринимает его с энтузиазмом, кто-то — с настороженностью. Тех, кто относится ко второму «лагерю», сдерживает, в первую очередь, цена вопроса. Запустить полноценный HD-канал стоит в разы дороже, чем SD. Также он требует большей спутниковой ёмкости и больших затрат на его доставку потребителю. Плюс, многие вещатели пока не видят, чтобы спрос на такой контент подкреплялся деньгами.
О предпосылках массового перехода на HD уже в этом году "Кабельщику" рассказал Николай Орлов:
Однако, по мнению Мераба Габуния, рынок хочет HD, но пока не может себе этого позволить:
Тем не менее, участник Круглого стола по актуальным вопросам цифровизации телерадиовещания в России, состоявшегося в рамках CSTB, пришли к мнению, что несмотря на высокую стоимость и сложность технической стороны вопроса, а также большие затраты на производство и доставку контента, окончательный переход каналов в HD — лишь вопрос времени. «В конце концов, сейчас важно следить за тенденциями рынка, как он будет реагировать на изменения форматов в ближайшие 2-3 года, и суметь вовремя сделать правильные ставки на эти изменения», — заявил Юрий Припачкин, модератор Круглого Стола, президент Ассоциации кабельного телевидения России.
Повышение ARPU
Проблема низкого ARPU в отрасли платного ТВ одна из ключевых в России, так или иначе эта тема всплывала на всех секциях CSTB, но мы рекомендуем посмотреть вот это видео с Андреем Холодным:
Спутниковая ёмкость
Обсуждая тему HD-контента, участники CSTB’2013 не могли не коснуться вопроса спутниковой ёмкости. Ведь постоянное развитие форматов (всем известно, что HD — это не предел, во всём мире уже активно тестируют форматы ультра-высокого качества 4K и 8K) и рост предложений качественного контента на телевизионном рынке, требует увеличения спутниковой емкости. Ответ отрасли на новые потребности очевиден — спутниковый ресурс будет расти, — об этом заявил Олег Колесников, модератор секции «Развитие спутниковых группировок российских и зарубежных операторов», технический директор компании НТВ-ПЛЮС.
Также он обсудил развитие дополнительных сервисов и услуг, предоставляемых российскими и зарубежными спутниковыми операторами. В частности, возможности использования орбитальных спутников не только для целей непосредственного телерадиовещания, но и для предоставления доступа к сети интернет. Напомним, что на днях выяснилось, что «Орион-Экспресс» собирается предоставлять ШПД посредством VSAT. А эксперты рынка отмечают, что операторам ещё есть куда стремиться в плане освоения b2b-сектора спутникового интернета.
Влияние интернета на ТВ
По мнению организаторов форума, главным трендом на сегодняшний день является возросшее влияние интернета на бизнес операторов платного телевидения. С этим сложно не согласиться — участники рынка активно внедряют интернет-технологии в свой бизнес, создают на их базе новые услуги.
Виталий Шуб, модератор Мобильного Мультимедийного форума и советник президента компании «ТрансТелеКом», отметил, что в последние года на телемедийном рынке РФ обострились тенденции к консолидации рынка ШПД и PayTV, которые приводят к резкому повышению уровня конкуренции в проникновении операторских сетей, в предоставляемом ими мультимедиа-контенте, тарифных планах и условиях предоставления услуг. По мнению Шуба, взаимопроникновение сетей доступа на локальных рынках создает конкурентную среду, во многом напоминающую ту, которая уже сложилась на рынке сотовой связи. Технологическое развитие инфраструктур и больший фокус операторов на диверсификацию контентного предложения и сервис-моделей влекут за собой все большую изощренность маркетинговых приемов сервис-провайдеров на рынке платного телевещания.
Кстати, телеканалы относятся к интернет-вещанию осторожно:
Мобильное ТВ
Это, наверное, одна из самых обсуждаемых тем выставки. Чтобы уделить ей должное внимание, 30 января на CSTB прошёл Мобильный мультимедийный форум. Конечно, на нём обсуждалось не только мобильное ТВ, но нас интересует именно эта часть.
Наряду с зарубежными аналитиками, наши эксперты также отмечают значительный рост потребления мобильного видео. Так, Наталья Ефимцева, эксперт по стратегическим технологиям компании Microsoft, охарактеризовала современную тенденцию перемен в медиаконтенте как эволюцию онлайн-вещания и выделила видеотрафик как самый потребляемый на данный момент. В связи с этим она подчеркнула особенную важность инновационных разработок в области управления видеоконтентом: «С помощью богатого функционала пользователь сможет выбирать не только контент, но и его качество и формат».
С этим мнением солидарен Виталий Стародубов, директор по операционной деятельности компании MegaLabs. Также он заметил, что ландшафт телесмотрения стремительно меняется во всем мире. Телевидение становится мобильнее и доступнее географически, а также социально насыщеннее — появляется все больше возможностей для обратной связи абонентов.
Несмотря на то, что большинство участников форума отмечает весомость и хорошие перспективы мобильного ТВ, они также признают, что на российском рынке этот сегмент пока не востребован самими игроками рынка. Допустим, Олег Щапов, гендиректор компании CTI, говорит о том, что операторы пока уделяют мало времени данному направлению, несмотря на высокий спрос и перспективность. «Данная услуга должна быть на расстоянии одного клика», — подчеркнул он.
Федор Ежов, исполнительный директор компании SPB TV, описав в рамках форума текущую ситуацию на рынке мобильного ТВ и проанализировав сильные и слабые стороны каждого формата его предоставления, сделал вывод о том, что идеальная модель мобильного ТВ должна включать поддержку на всех без исключения мобильных устройствах, встроенный Wi-Fi и функциональный интерфейс. Что касается прогнозов на будущее, г-н Ежов предсказал улучшение качества мобильных устройств, сотовой связи и контента, появление новых платформ и интерактивного интерфейса, расширение демографической карты пользователей, а также колоссальный рост рынка мобильной рекламы.
Так как реклама требует данных по аудитории, становится актуальным вопрос измерения мобильного ТВ, на эту тему высказался Дмитрий Багдасарян:
Smart TV
«Умные» телевизоры продолжают наступать на российский рынок. С каждым годом число моделей, представленных в этом сегменте увеличивается, сами телевизоры становятся доступнее, а, соответственно, число желающих и могущих их приобрести увеличивается.
По словам Михаила Шеховцова, управляющего директора по медиа-проектам компании J’son & Partners Consulting, созревание рынка Smart TV происходит стремительными темпами, прежде всего, благодаря всемирной тенденции индивидуализации телевидения. На сегодняшний день в России куплено уже более 2 млн телевизоров с функцией Smart TV. Аналитики прогнозируют, что к концу 2015 года их проникновение на нашем рынке составит более чем 25% , а к 2016-2017 году — уже 50%. Такие прогнозы основываются, в том числе, и на том, что скорость замены абонентами телевизоров за последний год увеличилась с 8,4 до 6,9 лет.
Стоит отметить и ещё одну тенденцию — появление компактных и недорогих (по сравнению со Smart TV) устройств, позволяющих «превращать» обычный ЖК-телевизор в «умный». На CSTB такой девайс продемонстрировал «Рикор ТВ». Их так называемый Smart TV Box имеет размер примерно с зажигалку и представляет собой не только устройство для просмотра ТВ и потокового видео из интернета, но и центр домашней автоматизации, музыкальный центр и игровую консоль. Старт продаж новинки запланирован на весну 2013 года.
Прочее
Если коротко, то на CSTB’2013 также обсуждалась мультиэкранная концепция. В последние годы о ней было много сказано. Эта тема продолжает быть актуальной во всём мире и приобретает всё больше последователей. В России она ещё не так развита, но всё идёт к тому, что и наши пользователи оценят её удобство. По прогнозам Дмитрия Багдасаряна, директора МТС по развитию фиксированного бизнеса и ТВ, у нас бум на multiscreen придётся на 2014 год.
Также на форуме говорили о последних тенденциям на телеком-рынке. Леонид Коник, главный редактор Группы ComNews, подчеркнул следующие тенденции:
— HbbTV стало реальной коммерческой технологией,
— Потенциальную нишу телевидения 3D заняло Ultra HD,
— Видеоконтент уходит в «облака».
— Альтернативой дорогостоящей технологии Smart TV могут стать мини-компьютеры (абонентские приставки в форм-факторе флэшки), которые стоят существенно дешевле и могут «добавить интеллект» в любой простой телевизор.
Законодательная база
Ну и конечно, не обошлось без обсуждения законодательной базы, позволяющей, но во многом и препятствующей развитию здорового ТВ-бизнеса на российском рынке.
Так, на выставке поднимался вопрос обязательности вещания II цифрового мультиплекса. Участники беседы разделились на два лагеря — НАТ за введение этого принципа, спутниковые и кабельные операторы против.
«Развитие законодательства о телерадиовещании происходит не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Сегодня также, как и несколько лет назад, перед участниками рынка встают вопросы, неоднозначно урегулированные законами о связи и о средствах массовой информации. Однако, несмотря на кажущиеся повторения тем на различных правовых семинарах и конференциях, все же польза в регулярном проведении юридических обсуждений проблем участников рынка, несомненна. Участники обсуждений не только получают площадку для обсуждения ежедневных проблем своей деятельности и совместную выработку практических рекомендаций, но, самое главное, возможность довести до регулятора информацию о проблемных зонах деятельности», — подытожила очередное собрание по юридическим вопросам Елена Гультяева, советник по юридическим вопросам Ассоциации кабельного телевидения России.