Рынок платного ТВ: итоги 2012 года
Рынок платного телевидения в России продолжает расти. По итогам 2012 года количество абонентов увеличилось примерно на 17% — с 26 млн до 30,5 млн. При этом уровень его проникновения составил 56%, что на 7,5% больше по сравнению с 2011 годом. В денежном выражении объём рынка вырос на 19% и составил 47,5 млрд рублей. Такие цифры озвучил генеральный директор ИАА Telecom Daily Денис Кусков в рамках конференции, предвосхищающей выставку CSTB’2013.
По его словам, по уровню проникновения услуг платного ТВ в настоящий момент лидируют Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. И так как расширяться далее здесь будет сложно, в ближайшие два года операторы начнут сосредотачиваться на других регионах, например, Сибирском, Южном и Дальневосточном федеральных округах. Не менее перспективными остаются Приволжский и Уральский округа.
Если говорить о распределении сил на рынке, то наибольшую его долю до сих пор занимает кабельный сектор — 56%, чуть меньше спутниковое ТВ — 35% и наименьшую долю в 9% — IPTV. При этом сегмент кабельного ТВ хоть и лидирует среди услуг PayTV, но его доля единственная упала по сравнению с прошлым годом (аналитик iKS-Consulting Елена Крылова ранее комментировала «Кабельщику», что в этом случае «нельзя говорить о сокращении сегмента как такового. Просто его доля за счёт активного развития спутникового ТВ и IPTV пропорционально уменьшается»).
Денис Кусков также привёл собственный расклад по абонентским базам самых крупных игроков платного ТВ. По его данным, в 2012 году лидирующую позицию занимал «Триколор ТВ» с базой в 8,8 млн домохозяйств (как и многие другие агентства, Telecom Daily считает только активных абонентов оператора, если считать с неактивными, то суммарно их почти 12 млн). Следом за ним расположился «Ростелеком», имеющий 6,6 млн подписчиков. Третьем в списке оказался МТС с базой в 2,99 млн абонентов по итогам 2012 года, далее — ЭР-Телеком со своими 2,34 млн домохозяйствами. На пятом месте разместился АКАДО с 1,1 млн абонентов, на шестом — «Орион Экспресс» и его 1,05 пользователей, на седьмом — «ВымпелКом» с 860 тысячами абонентов и на восьмом месте «НТВ Плюс» с который год не меняющейся абонентской базой — 660 тысяч домохозяйств.
Помимо прочего, гендиректор Telecom Daily озвучил и свои прогнозы на 2015 год. По его мнению, к этому сроку число абонентов платного ТВ в России достигнет 37 млн домохозяйств, при этом доля кабельного телевидения продолжит сокращаться за счёт роста IPTV. А вот доля спутниковых операторов должна остаться на прежнем уровне.
В контексте разговора о прогнозах редакция «Кабельщика» поинтересовалась у Дениса Кускова относительно его взгляда на ARPU. «На текущий момент среднее ARPU по рынку составляет около 162 рублей. Как говорил Дмитрий Багдасарян (директор МТС по фиксированному бизнесу и ТВ, — редакция), ARPU пока не радует операторов. И если со спутником, кроме „НТВ Плюс“, все понятно, что ARPU самое малое, то и на IPTV оно снижается из-за конкуренции.
Единственный вариант для операторов — это предоставление нескольких услуг и эксклюзивного контента.
Не думаю, что в этом году ARPU сильно возрастет, а вот с вводом LTE и появлением поддерживающих этот стандарт терминалов будет виден рост», — прокомментировал Денис.