Зарубежные этнические каналы в России
Про этнические каналы, вещающие на государственных языках республик РФ, все более или менее понятно – для кого, зачем и на какие деньги они работают. Это башкирские, татарские, бурятские, ингушские и другие ТВ каналы, они есть в каждой из республик России. Их присутствие логично, так как местное население владеет языком их вещания и интересуется событиями, транслируемыми на этих каналах.
Темой этого обзора стали этнические каналы, которые вещают либо на языках других государств, либо на русском, но местный (в смысле, не российский) или международный контент. Их цель – показать культуру и традиции своей страны, способствовать продвижению и налаживанию международных взаимоотношений и быть проводником между людьми разных национальностей, проживающих во всех странах мира.
Кто их смотрит у нас? Смотрят ли вообще? На какие деньги они существуют? Какие цели вещания у этих каналов? Кто занимается их дистрибуцией и в каких сетях они вещают?
Попробуем разобраться.
Надо заметить, что самым трудным в подготовке этой публикации было сформировать критерии, какие каналы в нее включать. Скажем, с Armenia TV и NHK понятно, а вот надо ли относить к этническим каналам France 24 и DW, которые имеют отчетливую привязку к стране, но являются международными новостными? Включать ли в обзор Zee TV, который фактически представляет Индию и индийское ТВ, но не финансируется государством и показывает преимущественно индийское кино, так любимое россиянками?
В итоге мы решили разделить зарубежные этнические каналы на общепознавательные о странах своего происхождения и новостные, убрав из списка развлекательные и тематические.
Каналов первой категории больше всего, их мы и рассмотрим в этой публикации. А чуть позднее представим вторую часть обзора – про новостные каналы, в основном англоязычные, которые транслируют локальные и общемировые новости и свой национальный взгляд на них.
Общетематические каналы – проводники культур разных стран
Южнокорейское ТВ
Численность этнических корейцев на территории России в 2010 году составляла 153 156 человек. Более свежих данных в открытом доступе Росстата нет, но что-то подсказывает, что вряд ли эта цифра с тех пор стала меньше. Так исторически сложилось, что в Дальневосточном федеральном округе представителей этноса проживало больше всего, по официальной статистике 2010 года – 56 973 человека, в Центральном федеральном округе – 21 779. В 2014 году корё-сарам (так сами себя называют корейцы, проживающие в странах СНГ) отмечали 150 лет со дня переселения народа на территорию России. С тех пор большая часть корейцев ассимилировалась и утратила родной язык, хотя в последние годы появилась новая тенденция: многие хотят вернуться на родину или хотя бы вспомнить язык и культуру – и передать их следующим поколениям "русских корейцев".
В последние лет пять возрос общий интерес к Южной Корее. Музыкальный жанр K-pop перерос уже в субкультуру, которой интересуются тысячи поклонников не только в самой Корее, Японии, Китае, но и в Америке, Европе и, конечно, в России. Так, южнокорейская группа BTS (Bangtan Boys), образованная в 2013 году, стала одной из популярнейших в музыкальном мире, продав более 5 млн своих записей, а премьера клипа Not Today собрала больше 10 млн просмотров в интернете.
Arirang TV
Государственный канал Arirang TV ставит своими целями формирование имиджа Южной Кореи во всем мире, налаживание связей и улучшение отношений с другими странами. Некоммерческая общественная компания Korea International Broadcasting Foundation управляет компанией-вещателем. Контент – новости, развлекательные программы, сериалы, спорт, корейская кухня и мода, учебные программы по изучению корейского языка. Например, кулинарная программа Tales of Hansik о национальной корейской кухне и музыкальная передача с современными южнокорейскими клипами Pops in Seoul очень популярны у зрителей, а их по всему миру почти 103 млн. В основном зрители канала – представители корейских диаспор, а также люди, интересующиеся культурой, музыкой, обычаями Южной Кореи, путешественники, бизнесмены, у которых есть деловые связи с этой страной, и люди, изучающие корейский язык.
Канал с каждым годом охватывает все больше стран. Сейчас он вещает в 105 странах на корейском, английском, испанском, китайском, арабском, вьетнамском и индонезийском языках. В России Arirang TV вещает на корейском и английском языках с русскими субтитрами. Его можно найти преимущественно в крупных сетях – "Акадо", "Дом.ру", МГТС, "Уфанет", Net By Net Holding, "Ростелеком" на Дальнем Востоке. Также канал можно смотреть на платформе Megogo. Всего его транслируется в сетях 35 операторов России.
KBS World
Второй международный корейский канал – KBS World. Он принадлежит корпорации Korean Broadcasting System. Контент – сериалы и фильмы собственного производства и производства каналов KBS1 и KBS2. Развлекательные и программы о корейской культуре, технологиях, детские и спортивные передачи, документальное кино. Вещание на корейском языке с английскими субтитрами. Есть несколько программ на китайском языке. Аудитория – опять-таки корейские диаспоры. На сайте самого канала о вещании говорится, что его видят более чем в 100 странах, среди которых Америка, Канада, Европа, Африка, Китай, Япония, Украина, и зачем-то в Антарктике. Не знаем, есть ли в Антарктике корейская диаспора, но вещанием там хвастаются. В России имеется у ТТК.
Дистрибутор обоих корейских каналов в Российской Федерации – компания "Медиа менеджмент рус2".
Китайское телевидение на русском языке
Тема Китая сейчас в России весьма популярна. Открываются курсы изучения китайского языка, в последние пять лет ощутимо увеличился поток туристов из Поднебесной в Россию и наоборот. Один только Гонконг в 2017 году посетили больше 148 тыс. россиян. И около 1,5 млн китайцев – города Дальнего Востока, Москву и города Золотого кольца России.
Крупные китайские общины есть в Москве (по официальной статистике, тут проживают около 40 тыс. китайцев) и на Дальнем Востоке (по разным данным, от 200 тыс. до 0,5 млн). Общее же число постоянно проживающих китайцев в России, по разным источникам, достигает 2 млн человек.
В сентябре 2009 года, к 60-летию дипломатических отношений нашей страны и Китая, был запущен русскоязычный канал о КНР от центрального телевидения этой страны – CCTV. Канал "CGTN-Русский" (с 2009 до 2016 год он назывался "CCTV Русский"), входящий в международную "Глобальную телевизионную сеть Китая" (CGTN) вещает на 12 стран СНГ, страны Балтии и Европы. Все программы идут на русском языке.
"Главная задача международного телеканала на русском языке Центрального телевидения Китая заключается в укреплении взаимопонимания, сотрудничества и обмена мнениями между Китаем и странами СНГ, а также другими русскоязычными странами и регионами", – говорится в описании канала. Кроме того, он призван способствовать развитию туризма, бизнеса и культурных отношений между странами.
Интересно, что на продвижение международного китайского телеканала властями КНР было выделено порядка 6,6 млрд долларов.
Целевая аудитория – русскоязычные зрители, интересующиеся Поднебесной, а также китайцы, говорящие на русском, люди изучающие китайский язык и интересующиеся культурой КНР, путешественники, бизнесмены из обеих стран. "CGTN Русский" транслирует уроки Института Конфуция "Учимся китайскому языку", "Пятиминутки Кунг-фу", которые учат движениям боевого искусства, программы об истории, культуре, природе и, конечно, о путешествиях в Китай. Много китайской музыки, развлекательных программ про красоту и моду, театр.
Помимо русского CGTV вещает на английском, французском, испанском и арабском языках.
Японское ТВ в России
Японская диаспора в России не такая многочисленная, как корейская и китайская. Согласно докладу 2016 года министерства иностранных дел в Токио "Японские диаспоры за рубежом", она насчитывает всего 2134 человека. Однако несомненно, что японская культура вызывает огромный интерес у миллионов людей во всех странах.
Во всем мире, и в России в том числе, весьма популярна японская анимация – аниме, которая фактически стала международной субкультурой. Словом "отаку" называют людей, увлекающихся аниме и манги (японские комиксы). Полнометражные японские мультипликационные фильмы уже много лет завоевывают призы на международных фестивалях. Японские мода, литература, кино занимают заметное место в мировой культуре. А японские технологии, ставшие олицетворением мира будущего? Словом, Японии есть что показать миру.
В 2017 году для граждан Японии и России был упрощен визовый въезд. Это сильно сказалось на туристическом потоке в обоих направлениях. К примеру, с января по ноябрь того же 2017-го Японию посетили 71,5 тыс. россиян, что на 41,8% больше этого периода прошлых лет. И около 70 тыс. японцев путешествовали по России, что на 18% больше предыдущего периода. В 2018–2019 годах ожидается рост потока туристов до 220 тыс. человек.
JSTV 1, JSTV 2
Для коренных японцев в России, популяризации японского языка и культуры были запущены каналы JSTV 1, JSTV 2. Второй канал дублирует первый, повторяя прошедший эфир. Принадлежат они единственной вещательной корпорации в Японии NHK, существующей за счет японских граждан.
Все программы этих каналов только на японском языке. Контент – новости о Японии и международных событиях, спортивные и развлекательные передачи, художественные фильмы и, конечно же, японская мультипликация, аниме. Есть программы, обучающие языку, кулинарии.
Дистрибутор каналов в России "Тэма Рус".
NHK World Japan
Еще один канал корпорации NHK – международный англоязычный NHK World TV о японской культуре, науке, технологиях, музыке, кулинарии. Есть программы, обучающие японскому языку. Вещает на 17 языках, в России – на английском с русскими субтитрами.
Кроме того, у канала есть собственный сайт на русском языке с бесплатным разделом "Уроки японского языка" и лекциями о живописи и культуре Японии.
Цели и задачи NHK World-Japan предельно конкретно сформулированы на сайте канала: "Быстрое предоставление людям во всем мире достоверной информации о положении в Японии и в разных странах мира. Предоставление многоплановой информации об Азии через зарубежную сеть NHK. Выполнение роли источника оперативной информации в случае крупномасштабных катастроф, аварий и стихийных бедствий. Своевременное и достоверное ознакомление с культурой и образом жизни Японии, политическими и социальными тенденциями, достижениями науки и техники, а также позицией и точкой зрения Японии по важным международным проблемам. Вклад в развитие дружбы и культурный обмен с целью углубления взаимопонимания Японии с разными странами мира".
Надо заметить, что японский телеканал, пожалуй, – один из самых активных по части взаимодействия с российскими операторами: он регулярно рассылает как телепрограмму, так и анонсы премьер, хорошо представлен в соцсетях (правда, на английском языке).
Канал присутствует почти во всех крупных кабельных и спутниковых сетях, дистрибутор его – компания "NHK Рус".
Армянское телевидение в России
Если говорить о том, кому показывать контент из Армении на армянском языке, нет сомнения, что зрители точно найдутся. По словам чрезвычайного и полномочного посла Армении в России Вардана Тоганяна, на территории РФ проживают более 2,5 млн армян. А в мире – более 10 млн человек, то есть число армян, живущих за пределами Армении, более чем втрое превышает все население этой закавказской страны.
На российском телерынке наиболее заметны два телеканала, вещающих на армянском языке, – Shant TV Premium и Armenia TV.
Тут хотелось бы вспомнить и "ТВ-Арм-РУ" – армянский телеканал, вещавший на русском языке в 2010–2013 годах во многих сетях операторов, но так и не сумевший выйти на самоокупаемость. По словам основателя канала Армена Казаряна, в телекомпанию было вложено более 10 млн долларов, среди которых имелись собственные и заемные средства. Для компании арендовали большой офис в центре Москвы, закупили новое профессиональное оборудование, подобрали команду. Однако с прогнозами по части окупаемости его создатели ошиблись, в итоге канал был выставлен на продажу, а вскоре прекратил вещание. Несмотря на неоднократно возникавшие слухи о возвращении канала в эфир, реанимировать "ТВ-Арм-Ру" так и не удалось.
Shant TV Premium
Этот канал на армянском языке был основан в Гюмри в 1994 году, а в 2001-м начал трансляцию на Ереван и вышел на общегосударственный уровень. В 2007 году Shant TV появился в Америке, где, по неофициальным данным, проживают более 2 млн армян. Кроме того, канал вещает с удобного спутника Hot Bird – 130E, поэтому его могут смотреть в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и, конечно, в России.
Контент – шоу-программы ("X Factor", "Народный певец", "Танцуй, если можешь" и другие), познавательные программы ("Уроки истории", "Армяне мира"), сериалы и фильмы собственного производства. Популярна веселая кулинарная передача "Моя мама готовит лучше, чем твоя", где одна пара мама – дочка соревнуется с другой парой в приготовлении разных блюд на время, после чего шеф-повар пробует приготовленное выбирает победителей.
В России Shant TV долгое время распространялся на бесплатной основе, однако цифры по телесмотрению в базовых пакетах были неудовлетворительные, и операторы неохотно работали с каналом. Но несколько лет назад он кардинально сменил концепцию, вышел в формате высокой четкости и стал распространяться a la carte по 240 рублей в месяц. Такой формат сотрудничества операторов вполне устроил, и сейчас канал присутствует в сетях Ростелекома, ТТК, "Акадо", "Дом.ру", Билайн-ТВ, "Смотрёшки" и многих других.
В Москве работает официальный представитель "Телекомпания Шант".
Armenia TV
Канал Armenia TV вещает с 1997 года в Армении, с 2012-го – в России в пакете НТВ+ и еще нескольких операторов. Он также популярен среди армянских диаспор в США, Канаде и в Европе.
Контент – новости страны, спортивные программы (к примеру, ретрансляция Лиги чемпионов УЕФА), юмористические (ArmComedy Live), познавательные ("Что? Где? Когда?" – некоторые игры есть на русском языке), сериалы собственного производства.
Дистрибуцией канал занимается самостоятельно.
ТВ Беларуси
Республика Беларусь, – ближайшая наша соседка, где почти все жители говорят на русском языке. Политика, экономика, история и культура этой страны тесно связаны с Россией. Помимо этнических белорусов, проживающих в РФ, многие русские имеют семейные, дружеские и деловые отношения с людьми из Белоруссии. С этой страной нет визового режима для въезда и выезда, поэтому каждый день сотни человек пересекают границу в обе стороны с целью туризма, чтобы навестить родственников или для деловых переговоров, а в последние пару лет еще и для обхода санкций, не коснувшихся Беларуси.
Самый известный международный канал – "Беларусь 24", входящий в состав "Балтелерадиокомпании". Канал вещает с трех спутников. ABS-2А покрывает значительную часть территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. HotBird А13 – Европа, Ближний Восток, Северная Африка. Galaxy 19 – США, Канада, Центральная Америка и Карибский бассейн.
Зрители "Беларуси 24" – это русскоязычные жители разных стран со всего бывшего постсоветского пространства, этнические белорусы и те, кому интересна белорусская культура.
Контент на русском и белорусском языках. Есть выпуски новостей на английском. В основном это информационные, социально-политические и аналитические программы. Часть эфира посвящена истории и культуре белорусского народа, спорту, музыкально-развлекательным и детским программам.
Дистрибутор в России – "Сигнал Медиа". Распространение бесплатное. Присутствует почти у всех крупных операторов.
Тут же стоит вспомнить о телеканале союзного государства "ТРО", который, хотя и не является этническим в полной мере, но делает акцент именно на этническом родстве народов России и Беларуси, так что не упомянуть о нем мы не можем. Канал год назад претерпел масштабный ребрендинг, сменил название на "БелРос" и существенно расширил линейку программ в сторону развлекательно-познавательной тематики. В обновленной сетке канала транслируются ток-шоу с обсуждением злободневных проблем интеграции, познавательные и развлекательные программы о туризме и кухне, обычаях и традициях и, конечно, новости союзного государства. Кроме того, на канале показывают золотой фонд "Беларусьфильма" и много интересной документалки.