Шесть платформ онлайн-видео. Модель для сборки. Часть I
Онлайн видео сегодня – весьма перспективное направление развития для многих медиа- и технологических компаний. Рынок ОТТ растет стремительно, а рост рынка платного телевидения, напротив, замедлился. Одни уже успели попытать счастья на минном поле цифровой дистрибуции и благополучно свернули проект, другие выжидают, третьи выбирают между классической и онлайн моделями монетизации.
ОТТ спасет мир. Но это не точно.
10 фактов о рынке онлайн видео 2018 года
1. YouTube обогнал все телевизионные каналы, кроме Первого, по охвату аудитории.
2. Интернет обошел ТВ по рекламным доходам.
3. Продолжается технологическая революция, определяющая пересмотр продакшн-бюджетов, интерес к веб-сериалам и "легким" форматам.
4. Рынок легального онлайн-видео вырос на 20%; платная модель выручки онлайн-кинотеатров доминирует над рекламной.
5. 56% пользователей Рунета смотрят онлайн-видео ежедневно, 22% - не реже одного раза в неделю.
6. 7 миллионов зрителей платят за контент.
7. Крупнейшие правообладатели и поисковики подписали меморандум против пиратства в Рунете.
8. Состоялся первый российский веб-маркет, впервые вручены премии в области отечественной веб-индустрии.
9. Мобильная аудитория Рунета обогнала десктопную.
10. Парк телевизоров Smart TV в России превысил 21,5 миллионов устройств.
Между тем крупных легальных онлайн кинотеатров в России сейчас не более полутора десятков. Представители наиболее известных платформ ответили на вопросы "Кабельщика", а "Кабельщик", в свою очередь, попытался оценить их продукт с экспертной точки зрения и с точки зрения обычного зрителя. Предлагаем вашему вниманию актуальную "дорожную карту" крупнейших онлайн кинотеатров, работающих в России в 2019 году.
Итак, сегодня - первый и самый крупный представитель этого рынка - онлайн-кинотеатр ivi.
ivi
"Кино всегда с тобой"
Самый известный в России онлайн кинотеатр. Наше всё, кроме Netflix. Пример успешного стартапа, не только встроившегося в реальность, но и постепенно трансформировавшего ее. Определяет тренды и онлайн видео, и всей индустрии развлечений.
С 2016 года продюсирует производство собственного киноконтента ("Невеста", "10 друзей кролика", "Фото на память", "Непрощенный", "Временные трудности" и т.д.).
Присутствует на первом экране в Smart TV. Сотрудничает с операторами (МТС, МГТС, Теле2 и др.), телеканалами (Первый, СТС, НТВ), производителями контента – среди партнеров все шесть студий мейджоров и более 400 независимых российских и иностранных студий.
Стратегия
Стратегия ivi – cодной стороны, ставка на глобальное насыщение зрительского спроса, с другой – предложение пользователям уникального продукта собственного производства. Первый опыт подобного рода на российском рынке.
Распределение аудитории по платформам в 2018 году (we – mobile – SmartTV) пресс-служба кинотеатра не раскрывает, но подчеркивает, что по выручке от платной модели лидирует Smart TV.
Стоимость
Стоимость подписки на месяц – 399 рублей или бесплатный просмотр с рекламой. Есть предзаказ (в декабре 2018-го предлагались "Богемская рапсодия", "Веном" по 254 и 239 рублей, соответственно).
Структура
Разделы на сайте: "Мой ivi", "Фильмы", "Сериалы", "Мультфильмы", "ТВ каналы", "Подборки". Внутри разделов есть отдельные тематические подборки, также возможен поиск по жанрам, годам, странам и популярности.
Каждая единица контента сопровождается рейтингом "Кинопоиска", IMDb и собственным рейтингом ivi. Можно оставить отзыв о фильме и оценить его по 10-балльной шкале. Есть возможность ознакомиться с трейлером, сюжетом и интересными фактами о продукте.
Новые фильмы и подборки ("Лучшее за 2018", "Лучшие новогодние фильмы" и т.д.) вынесены в слайдер на главной странице, который обновляется каждый день. Также на главной странице размещена видеоинструкция по просмотру на любом устройстве, сразу акцентирующая внимание на multiscreen возможностях сервиса.
После регистрации на сайте пароль автоматически начинает работать для входа на любом устройстве. Личный профиль тоже доступен после регистрации на любом устройстве и содержит разделы "Управление подпиской", "Привязка к карте", "Покупки", "Смотреть позже", "История просмотров".
Мобильное приложение
Мобильное приложение ivi обещает "самый масштабный прыжок в будущее со времен Марти Макфлая" и предлагает более удобный по сравнению с десктопной версией каталог и быстрый поиск. Версия ivi для Smart TV является, на наш взгляд, одним из самых подробных, удобных для пользователя и скрупулезно проработанных продуктов на рынке.
Круглосуточная техническая поддержка.
Маркетинг
Маркетинговая стратегия ivi – максимальное вовлечение зрителя, как существующего, так и потенциального. Онлайн кинотеатр давно работает как полноценное медиа. ivi присутствует в качестве партнера на всех значимых медийных киноплощадках – ММКФ, "Кинотавр" и т.д. В свое время ivi забрендировал кинотеатр "Каро.Октябрь" и завел собственную именную кнопку на телевизионных пультах.
На самой платформе имеются раздел "Трейлеры" и журнал о кино и сериалах "Титр" (с разделами "Что посмотреть", "Новости", "Попкорн" и даже "Тесты"). Прямо сюда интегрированы собственные тематические подборки фильмов и сериалов. По формату такая история легко встраивается в любую конструкцию типа Яндекс.Дзен. Стоит также отметить наличие здесь оригинальных рецензий на фильмы и конкурс рецензий среди подписчиков. А еще журнал "Титр" имеет свой аккаунт в ВК с более чем 6 тысяч подписчиков.
У ivi яркий и крепко сработанный брендинг, узнаваемый интерфейс и грамотный промостиль. Существующий фирменный стиль разработан агентством Depot WPF в 2015–2016 годы, последний перезапуск продукта состоялся в ноябре 2018-го.
Неудивительно, что в результате всех этих усилий онлайн площадке удалось сформировать сильный бренд – наиболее частые поисковые запросы, обеспечивающие брендовый трафик, – Иви, ivi и фильмы онлайн.
Имеется совместная бонусная программа со Сбербанком.
Аудитория
Число подписчиков в Facebook – 103 к, в Instagram – 210 к.