О бреде [в законодательстве]
Прошедший год с точки зрения воздействия на IT, интернет, медиаполе отечественные законотворцы могут уверенно занести себе в очередной пассив. 2018-й, как и предыдущие шесть лет, прошел под знаком государственного давления на сетевую среду и на общественные и коммерческие институты. Оставим за скобками любые иные внешние и внутриполитические расклады и сосредоточимся только на цифровой сфере. Более того, постараемся не заходить в область массового нарушения конституционных прав граждан при введении новых IT законов и их правоприменении. Поскольку этот аргумент исключительным образом не воздействует на депутатов как довод поработать более внимательно над новыми инициативами или попытаться исправить ранее внедренные.
Тайна связи? Запрет цензуры? Неприкосновенность личных данных? Бросьте, это просто красивые обороты из основного закона в текущей действительности. Вернее, даже так: сформирован институт двоемыслия в государственной среде: декларировать посылы о защите детей, авторов, общества, персональных данных, социальных групп, отечественного бизнеса... и при этом разрабатывать и принимать законы, которые в лучшем случае никакого отношения к защите обозначенных субъектов и объектов не имеют, а в худшем имеют ровно обратное воздействие.
Ну, скажем, один из ярких примеров прошедшего года.
Защищая нас от террористов, Роскомнадзор с ФСБ через суд героически "заблокировали" Telegram в России в апреле 2018-го. Что говорить, да, исчез из нашей жизни один из оплотов радикальной мысли, несущий погибель нашим гражданам. Ой, сейчас проверил, нет, не исчез. Работает! Без всяких VPN и прокси! Да еще и некая "битва за Telegram" организована. Товарищи чиновники, что ж вы так по-прежнему позволяете совершать теракты в нашей стране через данный мессенджер? Не стоит ли уйти в отставку и признать свою вину, что не смогли защитить и уже много месяцев мы все под угрозой? Зато в годовых отчетах того же Роскомнадзора будет значиться, как они успешно борются с разнородной нечистью в интернете и успешно заблокировали новые десятки тысяч сайтов. Про миллионы IP-адресов вместе с ними в реестре скромно умалчивают. А там ведь на них находятся десятки миллионов других интернет-ресурсов, которые ни сном ни духом, белые и пушистые и даже вкладывают существенную часть в экономику России, всякие интернет-магазины, службы доставки, ресурсы программистов, дизайнеров, туристических агентств... Да, даже кассы во вполне себе офлайновых магазинах задевало - из-за потери соединения в связи с массовой блокировкой пулов сетевых адресов облачных сервисов Google, Amazon, Cloudflare и иже с ними. Опа! Оказывается, мы подошли к тому, что "цифровые надзорники" не только не смогли побороть интернет-терроризм, но еще и негативно воздействуют на экономический потенциал нашей необъятной.
Но нет, законодатели отказываются исследовать накопленный за шесть лет подобный негативный опыт и штампуют все новые законы и проекты по контролю над сетью, надзором за IT-компаниями, наказаниями для инфопосредников и обычных пользователей.
Что мы увидели в прошедшем году в этой сфере? Вкратце, ибо про каждый из обозначенных ниже законов можно говорить часами и писать длинные "портянки" текста, на которых вы уснете через пару абзацев. Задача непростая, но не сказать о некоторых новинках законотворческой мысли нельзя.
В январе 2018-го вступила в силу пара взаимосвязанных законов по регулированию мессенджеров. Сервисы обмена электронными сообщениями теперь среди прочего обязаны делать следующее:
- идентифицировать пользователей по номеру телефона (договор с операторами сотовой связи);
- по указанию госоргана в течение суток банить пользователя и удалять информацию;
- обеспечить возможность для пользователя не получать сообщения;
- обеспечить конфиденциальность сообщений;
- обеспечить возможность рассылки сообщений со стороны госорганов.
Наказание за невыполнение - штраф от 3000 до 1 000 000 рублей.
В этом законе я вижу в том числе риски нарушений важного принципа сетевой нейтральности, когда сотовый оператор под различными предлогами пытается воздействовать на трафик пользователя. Принуждение мессенджеров заключать договоры с такими провайдерами - первый к этому шаг.
1 июля прошлого года вступили в силу нормы пресловутого "пакета Яровой", которые, если сильно упростить, расширяют СОРМ до систем полугодового хранения трафика на стороне операторов связи, а также вводят некий аналог СОРМ все с той же обязанностью хранения всего пользовательского взаимодействия на "концах" организаторов распространения информации (ОРИ), то есть интернет-сервисов, внесенных в соответствующий реестр. Данный реестр ОРИ ведет Роскомнадзор и наполняет его по указанию ФСБ. Туда уже внесены, например, сервисы Яндекса, Мэйла, ВКонтакте, Одноклассников, разные тематические порталы наподобие "Хабра", а также всевозможные мессенджеры, службы знакомств, файлохранилища и т.д. Да и ноунеймов, местных форумов и площадок тоже хватает. К примеру, регионалы из ФСБ захотели отслеживать деятельность портала республиканского Сыктывкарского психоневрологического интерната. Наверное, там зарождается один из очагов онлайн-экстремизма...
Для интернет-провайдеров вступление в силу перенесли на октябрь 2018-го. Но среди опрошенных мною операторов никто не признается, что оборудование уже стоит и работает. Говорят, нет сертифицированного. И поэтому никто не спешит его внедрять. И все по-прежнему решает телефонное право. Ну, поверим. Если что - "мопед не мой".
В конце сентября прошлого года вступил в силу закон о штрафах для поисковиков и хостеров, а с ним и санкции за неисполнение закона о жесткой регуляции VPN, прокси, анонимайзеров и поисковиков. Если оператор поисковой системы не удаляет из выдачи сведения о запрещенных сайтах, на него будет наложен штраф до 700 000 рублей, а хостеру, если тот не предоставляет информацию о владельцах VPN и прокси, грозит штраф до 300 000 рублей. Игнорирование закона о запрете обхода блокировок теперь грозит операторам поисковых систем административной ответственностью. А вот для самих владельцев VPN на текущий момент штрафов за доступ к ресурсам, находящимся в реестре запрещенных сайтов, не предусмотрено. Зато для них предусмотрены блокировки.
В декабре в Госдуму были внесены сразу четыре репрессивных законопроекта о запрете в СМИ и интернете распространения недостоверных новостей, а также о штрафах, аресте и блокировках за публикации, в которых содержится "явное неуважение к государству". Стоит ли говорить о том, что, во-первых, законодатели сформировали очередного виртуального врага, с которым будут "эффективно бороться", а во-вторых, вводится очередное негативное воздействие на отечественный медиабизнес и интернет-провайдинг.
Первые два законопроекта запрещают публиковать в СМИ и интернете недостоверную информацию, создающую угрозу жизни граждан или массового нарушения порядка. Законопроект № 606593-7 узаконивает данный запрет, № 606595-7 - дополняет КоАП. За распространение недостоверной информации в СМИ или интернете (максимально расплывчатый термин, который вводит огромное количество рисков злоупотреблений) вводятся штрафы в 3000-5000 рублей для граждан и от 400 000 до 1 000 000 рублей для компаний. Законопроектом № 606596-7 предлагается ввести наказание в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до 15 суток за распространение информации, "выражающей в неприличной форме явное неуважение" к обществу, государству и государственным символам, конституции, органам госвласти. Ну и четвертый законопроект, № 606594-7, вносит поправки в федеральный закон 149-ФЗ, дополнив его новой статьей 15.1-1, которая определяет порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам, конституции и органам, осуществляющим государственную власть в РФ. Аналогично, трактовки, по которым можно сажать если не каждого первого, то каждого второго жителя России. Это депутаты еще на кухни граждан не зашли с регуляцией. Тоже можно было бы: матюгнулся в телек на чиновника - срок! Или наказать блокировкой просмотра телевизора. (Ой, а вот это было бы неплохо - надо подкинуть идею!)
Ну и вишенка на торте: под Новый год депутаты и сенаторы подумали, что главное желание народа России - это иметь возможность самоизолировать себя от всемирной сети в случае чего и дать возможность Роскомнадзору за его перед Рунетом заслуги вмешиваться в маршрутизацию и строить сетевые фильтры на инфраструктурном уровне. И внесли соответствующий законопроект № 608767-7 под скучным наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" под обоснованием "агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года стратегии национальной кибербезопасности США".
Бей своих, чтобы чужие боялись. Ну вот тоже вполне себе продолжение в цифровой среде общего государственного тренда. Гуси, персики и хамон будут протестовать и требовать сатисфакции: почему их можно давить бульдозерами, а онлайн-пространство при этом не трогать? Все справедливо. Так и живем.