Другой туризм
В начале декабря 2012 года с российского телерынка внезапно исчез один канал о путешествиях и тут же возник другой. Шепотом разносились странные слухи. Главный редактор «Кабельщика» поехал разбираться и знакомиться с Travel+Adventure.
Я ехал на эту встречу с бодрым скептическим настроем, понимая, что тема путешествий на телевидении раскрыта основательно. Только каналов, прямо указавших в своей тематике «путешествия» в каталоге «Кабельщика» 14 штук. А программ о туризме, страноведении и мировой кухне, которые используют в своем репертуаре другие развлекательные каналы, включая эфирные, вообще не сосчитать. Иными словами, ниша более чем конкурентная, а глобус больше не становится...
Мой визави — программный директор Travel+Adventure Николай Мещеряков оказался высоким брюнетом крайне творческой внешности. Человек он для отрасли совсем не новый: работал на РЕН ТВ, затем, с 1998 года на MTV, застав все периоды от Зосимова до ПрофМедиа, затем в команде Ивана Таврина в ЮТВ холдинге был генеральным продюсером «Семёрки» вплоть до продажи эфирной частоты Диснею. В итоге, Николай больше полутора часов развеивал мой скептицизм.
Ход конем
Самым большим сюрпризом оказалось то, что канал Travel+Adventure является проектом российской сборки. Это не «российская редакция» ради получения вещательной лицензии, не франшиза, и уж точно канал не имеет ничего общего — кроме первого слова названия и тематики с американским (а ранее — британским) каналом Travel Channel. По словам Николая Мещерякова, в процессе создании концепции канала, конечно, изучалась вся ниша, но цели копирования никто не преследовал, напротив, своей задачей он считает создание уникального телепродукта с учетом интересов российских зрителей.
Ну, это — старая песня, говорю я. «Наш канал полностью отвечает интересам зрителя» рассказывает про себя каждый второй тематический канал. Эта, ставшая клише, мантра растеряла свой смысл и вставляется в презентации по привычке. Почему же, спрашиваю, все вокруг лукавят, и только Travel+Adventure — весь в белом? И тут Николай (весь в черном) использовал неожиданный аргумент: «А у нас, — говорит, — программная сетка построена таким образом, что в течение суток нет повторов»...
Немного представляя себе, что такое отсутствие повторов в течение дня на тематическом канале, я понимаю, что либо программный директор Travel+Adventure весь закупленный контент использует как чудак из песни Макаревича «Костёр», либо тут кроется какая-то профессиональная хитрость.
«На декабрь 2012 и весь 2013 год у нас закуплено 750 часов премьерного контента. Это довольно много, причем изначально мы рассчитывали на 500, но потом нашли ресурсы и купили больше. В основе структуры сетки Travel+Adventure лежат принципы горизонтального программирования в будни и вертикального в выходные. В будни основой прайма выступают линейки премьер программ. В выходные программирование строится на премьерах специальных программ, их повторов и повторов программ за прошедшую неделю. Задача программирования — создать максимально возможное разнообразие при горизонтальном и вертикальном просмотре. Зритель, залипший на нашем канале на целый день, не увидит один и тот же выпуск дважды. Для этого повторы премьер смещаются „по диагонали“ не только в другой часовой режим, но и со сдвигом на несколько дней», — рассказывает Николай Мещеряков.
Стоит упомянуть и еще один интересный нюанс программирования T+A, как для краткости канал фигурирует в таблицах, которые показывает мне Николай. Речь о том, что приоритетом программирования канала является заполнение прайм-тайма в центральной и западной части России (19:00 — 23:00 в будни и 15:00 — 23:00 в выходные по московскому времени). Это довольно неожиданный ход для канала из познавательной ниши, где премьеры по будням в 14:20 — в порядке вещей.
Портрет, а не пейзаж
По словам программного директора, концепция Travel+Adventure строится вокруг двух идей: основная — «путешествие каждый день» и второстепенная — «больше, чем путешествие». На мой вопрос, что же является этим бонусом, я услышал эмоциональный, но явно продуманный ответ:
«Наша задача — передать зрителям опыт реального путешествия, который получают наши ведущие, и это как раз то, что отражено в слове adventure — приключение. Каждая серия наших шоу, это реальная история, которая приключается с нашими героями или ведущими в очередном путешествии. Все наши ведущие — молодые привлекательные люди, думаю, за счет этого зрителю проще отождествить себя с героем передачи. Мы не приемлем насилия и жестокости, мы хотим дарить радость и удовлетворять любопытство.
Мы показываем путешествия настоящих людей, в равной степени цивилизованные и хулиганские. Но это противопоставление с одной стороны — отдыху в стиле „Тагиииил!“, а с другой стороны — надоевшим открыткам и буклетам с классическими видами.»
Все программы Travel+Adventure — европейского и американского производства таких компаний как Endemol, CABLEready, KM Plus MEDIA, Beyond, Off The Fence (OTF) и других, причем, по словам Николая Мещерякова, канал не закупал ничего старше 2010 года, а весь контент изначально снят в HD (канал имеет две версии - SD и HD). «Ничего из того, что мы показываем, еще не было в России, а часть контента передана нам для эксклюзивного вещания». Канал планирует сохранить этот подход и добавлять еще примерно по 150 часов премьер в 2014-15 годах.
Кстати, одна деталь, которая многое объясняет. Близкой по духу Travel+Adventure российской передачей, о который Николай отзывался с особым уважением, является знаменитый проект «В поисках приключений», где обаятельный ведущий Михаил Кожухов изучал различные профессии, участвовал в ритуалах и иначе погружался в экзотическую культуру разных стран.
Краткое содержание предстоящих серий
В документе, который показывал мне Николай, фигурировал рецепт Travel+Adventure. Что-то вроде "20% документальных фильмов + 30% путеводителей и 15% отдыха класса люкс" и так далее. Обсуждая эти цифры, мы пришли к выводу, что толку от них немного. Жанровых пересечений в рамках одной передачи может быть столько, что любое разделение — крайне условное. И когда наш разговор перешел от цифр к конкретным примерам, Николай преобразился. Пару раз он даже вскакивал и разыгрывал сцены из серий закупленных каналом передач.
А передачи в частности такие (что-то передаю со слов Николая Мещерякова, а что-то отсмотрел сам)...
«Куда подальше» (в оригинале «Getaway»), Endemol
Главная передача канала, которая отлично отражает его концепцию. Не демонстрирует бесконечные открыточные виды, а подсказывает, как с умом потратить отпускное время и деньги в новом незнакомом месте.
«Путешествие первым классом» («XP Guide»), KM Plus MEDIA
Вот как о передаче говорит сам Николай: «Luxury — luxury рознь. Мы искали программу, где будет показаны возможности интересно отдохнуть для верхнего слоя среднего класса, а не путешествие с ложкой черной икры в одной руке и бокалом Crystal в другой. И мы нашли ее».
«Общепит»(«Street food»), OTF
Ишай Голан, веселый небритый парень с крепким желудком утоляет голод тем, что подают в кафе, забегаловках и просто — на улицах в разных уголках мира. Идея передачи в том, что хорошие рестораны хороши везде, а вот общепит везде разный. И, да, конечно, ведущему приходится периодически жрать всякую дрянь. (Мне понравилась больше всего).
«Самые странные рестораны» («World’s Weirdest Restaurants»), Beyond
Экзотическим может быть не только меню, но и антураж. Уже в январе 2013 можно будет посмотреть, на примеры оригинальной, а местами просто безумной организации питания. И официант-обезьяна — это самое малое, что ожидает ведущего передачи.
«Винная карта» («Exploring the Vine»), OTF
Программа раскрывает суть ставшего модным последнее время винного туризма и показывает весь процесс создания благородного напитка в виноградниках... Южной Африки.
«Косой маршрут» («Drinking Made Easy»), KM Plus MEDIA
Речь также о дегустации алкоголя, но только вместо особенностей выращивания винограда зритель услышит байки американских барменов, пока ведущий, не щадя живота своего, пробует их лучшие коктейли. Пробует и отправляется в следующий бар. Вряд ли эту передачу одобрит Геннадий Онищенко, но свой шарм в ней присутствует.
«Успеть в этой жизни» («Things To Try Before You Die»), Endemol
Это те самые вещи, о которых ты всю жизнь мечтаешь, но все время откладываешь. Трое ведущих следуют своему заветному списку приключений в разных частях планеты.
Пустячок, а приятно
Весь контент в мире создается под ровное часовое программирование с учетом рекламных вставок, и средний хронометраж передачи не дотягивает до получаса 3-5 минут. Если канал не продает рекламу вовсе или ее недостаточно для заполнения всех пауз, приходится заполнять т.н. филлерами: кто-то гоняет промо и анонсы передач (свои собственные или родственных каналов, как, например, кросс-промо Discoverey — Animal Planet — TLC), кто-то снимает так называемые ID-ролики, повышая узнаваемость ведущих или логотипа. Travel+Adventure делает и то, и другое, но еще в паузах там можно увидеть удивительные короткие зарисовки, снятые в необычной манере «time lapse tilt shift».
Вот пример видео, снятого в этой технике:
А вот как рассказывает об этих филлерах Николай Мещеряков: «Мне очень хотелось убрать при программировании канала всякие необоснованные паузы и разрывы смысла. Чтобы выдерживать точное время выхода программ, мне были нужны короткие, законченные по смыслу сюжеты хронометражем от 2 до 5 минут. Мы нашли такие ролики, которые не идут вразрез с идеей показа программ с ведущими. В этих сюжетах мы ставим на место ведущего нашего зрителя и даём ему возможность совершить мгновенное путешествие во времени и пространстве. Совмещение техники тайм-лапс и титл-шифт рождает удивительную магию восприятия. Мы даём зрителю возможность увидеть мир таким, каким он нигде и никогда не сможет увидеть его своими глазами — с необычных ракурсов и в сжатом времени. Это наше особенное предложение зрителям — получить восхитительные эмоции от мгновенного путешествия, не вставая с дивана.»
В целом
Несмотря на плотность ниши, похоже, что Travel+Adventure хочет и может занять в ней прочное место, по крайней мере, все признаки хорошо продуманного и скроенного канала — налицо. И пусть канал еще не имеет широкой узнаваемости, тот факт, что он действительно делается в России на специально подобранном свежем западном контенте, а не просто гонит переведенный европейский фид, скорее его сильная сторона. А горящие глаза программного директора — повод верить, что и канал и дальше будет интересен и востребован. Особенно в Тагиле.