Мировые тенденции платного телевидения по Найджеллу Уэлли. Часть II
Теперь поговорим об эволюции, о перспективах, о ближайшем будущем. Если мы рассмотрим ситуацию в мире на текущий момент, то увидим четыре типа операторов.
Типы операторов
Во-первых, так называемые закрытые операторы, крупные кабельные и спутниковые компании, имеющие собственную VoD систему, программные средства, субсидирующие свою приставку. Пользователь платит за подписку, у оператора есть контентное предложение – традиционная пакетная модель, работающая на многих рынках. В этих компаниях – массивных, закостеневших, с жестким контролем – тяжело с инновациями, им сложно что-то менять в своей структуре.
Во-вторых, так называемые федерированные операторы. Это телекоммуникационные компании, которые выходят на рынок ТВ. Они не пытаются создать полностью телевизионный продукт, как закрытые операторы, а выпускают такую лайт-версию. У них есть приставки с интернетом, партнерство с вещательной компанией, которая имеет свой VoD-сервис. Поскольку у них нет устаревших систем, они смогли гораздо быстрее внедрить инновации на основе облачных технологий, мы видим здесь множество интересных решений.
В-третьих, потребитель может купить собственную приставку, Smart TV, вставить туда карту, и не платить абонентскую плату телеком-оператору.
И, наконец, четвертая группа – это пользователи, которые подключают к старому телевизору устройство типа Chromecast и смотрят ТВ через айпад, или скачивают приложение в телефон, подключают его к телеку, без оператора. Раньше это была ограниченная группа молодой аудитории, профессионалы-технари, но со временем она существенно расширилась и продолжает расти. Такие люди выделились в отдельную группу, которая стала достаточно важной.
Но мы считаем, что уже через пять лет картина изменится, останется две-три категории, уже сейчас они начинают друг с другом пересекаться.
У старых операторов для изменения меню требуются недели – нужно все перекодировать, обновить прошивку на приставках. В новом мире приставка оператора – это небольшой компьютер с браузером, контент презентуется экранами, как на веб-сайте, все динамично, все делается через веб, и это новая культура операторов. Вещательное телевидение и меню начинают сливаться друг с другом. И мы видим вот такие вещи.
Вот это Comcast, США. Это фактически веб-сайт, он написан на HTML-5. Все изящно, не мешает работе телевизора, можно смотреть программу и ходить по меню. Это те самые инновационные изменения, которые происходили в телевидении за последние десять лет, вот прекрасный результат такой работы.
Раньше мы считали, что PVR и VoD– это разные технологии. За VoD можно взять деньги, а запись оператор мог предложить бесплатно. В новой структуре меню они фактически сливаются. Теперь вместо скучного списка текстовых файлов новые меню записей благодаря подключению к интернету включают мета-данные, картинки, и дизайн этих страниц похож на VoD. Операторы начинают их по-новому презентовать: в разделе с видеозаписями на самом деле и записи, и рекомендации, и VoD. Это важные изменения структуры телевидения, у каналов появляется больше возможностей презентовать себя.
Вот США, канальные сети. У каналов есть зоны для продвижения собственного контента, например, ABC.
Сейчас все больше операторов предоставляют каналам отдельные зоны, разделы, где они могут выбрать стиль презентации, рекомендации, добавить мета-данные, и, что важно, могут сами этим управлять. Замечательно! Но это сложно, это создает новые проблемы для компаний. И часто каналы просто не готовы к новым возможностям. А если канал работает с пятью или шестью операторами на рынке, у него внезапно появляется целый отдел, ему фактически приходится работать с пятью-шестью розничными продавцами. Это большая системная работа, но все-таки это лучше, чем те ужасные меню на старых приставках.
Вот прекрасный пример того, каким образом развиваются catch up технологии: это раздел канала ABC. Можно вывести меню над каналом и посмотреть, что идет сейчас, что будет дальше, какие программы были несколько часов назад, и запустить их, не уходя с канала. Таким образом, телевидение начинает помогать вещательному каналу комплексно представлять себя зрителю. Но вот здесь и появляются проблемы.
Nekchem: сохранить всё
Компания Nekchem, работающая в пятнадцати европейских странах, на своей приставке запустила некий функционал, который стал причиной судебных исков против нее в трех странах.
При первом подключении и настройке вам задается странный вопрос: "Назовите десять любимых каналов". Вам предлагается выбрать эти каналы в меню.
Отмечу, что в большинстве приставок по технологическим причинам нужно примерно час после окончания программы, чтобы можно было ее посмотреть после эфира, и это очень не нравится потребителям.
А в той приставке для десяти любимых каналов есть опции "Начать воспроизведение" и "Начать сначала". Здесь я могу в любой момент в прямом эфире смотреть программу с самого начала. Потребителям это очень нравится, решается проблема часового ожидания.
Как это получается? Оператор записывает на жесткий диск приставки с помощью PVR-системы все программы из десяти любимых каналов постоянно, 24 часа в сутки. То есть, весь этот контент всегда у меня в приставке, и когда я включаю просмотр сначала, то я фактически иду в начало того файла, который уже есть в системе.
Вещателям это не понравилось, но все же они смирились, ведь такая функция делала эту часть меню более привлекательной для потребителя, люди больше смотрели канал в прямом эфире. А потом оператор сказал: "Мы записываем все программы и сохраняем вот здесь". Вещатель: "Так, live TV, это понятно, Records тоже понятно, а вот что такое Replay?" И оказалось, что оператор, используя эту запись в PVR, создал фактически новое меню, в котором хранятся все эти программы. И вещатели сказали: "Слушайте, это уже не PVR, это VoD, это не законно! Это конкуренция с моим сервисом VoD со стороны вашей платформы". Оператор: "Нет, ну, что вы, это PVR".
"Prime-time" Dish Networks
Два года назад в Америке было судебное разбирательство: американский спутниковый оператор Dish Networks выпустил новую приставку, где был раздел prime-time. Оператор записывал программы и помещал их в эту зону. Американские вещатели посчитали это незаконной услугой, подали в суд, и судья встал на сторону вещателей: "Я понимаю, что такое PVR: это когда я указываю на программу и говорю "запись". Но здесь я как потребитель не принимаю решения, все происходит само собой". После этого оператор добавил на экран кнопку, выплывающую при первом включении, с надписью: "Мы будем записывать все программы постоянно, скажите "да", а все остальное осталось без изменений".
Снова судебный процесс, но судья говорит: "Это PVR!" Юристы вещателей: "Как так?! Это тот же сервис! Неделю назад Вы сказали, что это VoD, незаконная услуга?" Судья говорит: "Ну, есть же кнопка, ты можешь нажать на нее, и тогда происходит запись, но можешь и не нажимать".
Кстати, эта система действительно работает лучше, чем VoD, потому что все записано на жестком диске у вас дома. Таким образом, простая технология, простой функционал создают очень большие сложности в отношениях между оператором и вещателем. Возможно, это приводит к нарушению прав на послеэфирный просмотр? Если все операторы смогут это сделать, то права на послеэфирный просмотр будут иметь нулевую ценность.
И, наконец, рекламодатель. В США можно проматывать рекламу в этих записях, это вызвало крайнее неудовольствие рекламодателей. Но в скандинавских странах не стали запускать эту услугу без обсуждения и согласовали технологию показа так, чтобы вещатели остались довольны, чтобы могли разместить на этих страницах свои логотипы, свои бренды. При этом в записанные программы можно было вставлять новую рекламу, и доходы от нее делились между оператором и вещателем.
В этой же платформе появился непонятный раздел – Live now. Оказалось, что это все программы, идущие в прямом эфире, но не в обычном порядке, а в другой последовательности. Кроме того, здесь есть какие-то проценты. Оказалось, что это меню, которое меняет свою структуру в зависимости от того, сколько людей смотрят эту программу. Нам говорят: "Это новая телевизионная платформа, работающая на облачной основе, каждая приставка подключена к интернету, мы видим, какие каналы смотрят сейчас на всех приставках, данные обобщаем и транслируем обратно, на те же приставки. Это цифры как бы из соцсетей, ты можешь смотреть то, что сейчас актуально, популярно". А вот логотип Твиттера, это фиды идут из соцсетей, и зрители видят, что в данный момент популярно в Твиттере. Это меню – фактически веб-сайт в приставке – это удивительно, это совсем другие реалии. Когда я начинал работать в отрасли, чтобы изменить такое меню, нужно было два года. Мы должны четко понимать, как это работает, что и кому это дает.
У всех этих приставок сейчас большая память, но всех интересует, можно ли эти записи переместить в облако? Буквально в этом году мы наблюдали запуск таких сервисов, и операторы предлагают практически неограниченный объем записи. А в некоторых странах по-прежнему идут дискуссии о том, можно ли записывать вещание в облако или нет. Например, в США крупный коммерческий вещатель ITV, как и ВВС, отказываются давать такие разрешения.
Но приставки становятся все умнее, и с их помощью оператор пытается эту проблему обойти. Приставки некоторых операторов в Швейцарии и Португалии сами принимают решение: если я записываю программу с канала, запрещающего запись в облако, то запись идет на жесткий диск. Но если я записываю программу канала, который дал права на запись, то приставка достаточно умна, чтобы записать ее в облако. А если я хочу записать программу, копия которой уже есть в VoD, она просто сообщает, что такой файл уже есть. То есть, раньше список записей был в меню, все они как бы лежали на диске в приставке, то сейчас – это просто напоминалка, и точно не известно, где что лежит, но потребителю это и не важно, ему нравится этот новый функционал, улучшающий телевидение. А с точки зрения канала это страшно, потому что не понятно, где его программа, куда оператор ее записывает.
Оператор будущего
Пять лет назад мы задавали себе вопрос: "Кто будет оператором нового поколения? Может быть, производители Smart TV?" К сожалению, основная масса их недостаточно хорошо понимает, что такое сервис, аудитория, они не в состоянии сформировать предложение, которое может сделать их полноценным оператором нового типа. Они не взаимодействуют с клиентом, а хотят создать некую технологию, которую продают в розницу.
Последнее десятилетие в Европе компаниям-вещателям приходилось разрабатывать приложения для Smart TV, отдельное приложение для каждого бренда. Но сегодня Sony, Philips, Panasonic прекращают этим заниматься и переходят на Android TV от Google. И это разумно, поскольку и для телефонов, и для ноутбуков производители используют общую операционную систему, это облегчает жизнь всем.
Компания Google после трех поколений неудачных телевизионных устройств создали Chromecast, очень простой и удобный, и даже выглядит хорошо. Потом они запустили Nexus с Android TV. Как выяснилось, они это сделали только для того, чтобы подготовить своих разработчиков во всем мире к запуску Android TV. Через год к нам пришел Smart-телевизор от Sony с Android TV– приложения работали, дизайн был правильный, все выглядело отлично. Отметим эти два продукта – Chrome и Android TV на Smart TV, это очень интересно!
Да, есть Apple TV, но он за восемь лет так и не доработан. Кстати, в некоторых европейских странах федерированные операторы используют приставку Apple TV в качестве приставки-декодера. Это еще одно направление, где телеком-операторы начинают экспериментировать с эппловскими устройствами, устанавливая на них свою операционную систему.
Сегодня мы вновь задаемся вопросом: "А кто будет тем оператором, с которым ведущие каналы будут вести переговоры через пять лет?" Игроки в области Smart TV не справились с этой задачей. Google и Android – не станут ли они тем оператором, который будет иметь существенное влияние на отрасль? Может быть, Amazon станет этим оператором?
Вот это Amazon TV. Очень красивый интерфейс, контент выглядит прекрасно! Но что более важно – они понимают, что такое телевизионная платформа.
Кстати, не нужно забывать об игровых платформах X-Box и Play Station, ведь они уже пытались запустить телевизионное предложение. У них очень много разнообразного видео, но, в отличие от традиционного телевидения, они были медленные и имели довольно слабые позиции в традиционном сегменте.
Это то, что касается дня сегодняшнего.
Текст подготовила Татьяна Гаева.