IBC- картинки с выставки глазами очевидцев
Как знает, наверное, каждый первый читатель "Кабельщика", каждый сентябрь в уютной столице Нидерландов проходит крупнейшая телеком-выставка IBC. Она посвящена телерадиовещанию, мультимедийному оборудованию и цифровым технологиям - всему тому, о чем Кабельщик пишет ежедневно и почти круглосуточно. Помимо выставки там проходит еще и конференция, где эксперты рассказывают о последних технологических веяниях и трендах, изобретениях и ноу-хау, обсуждают представленные на выставке новинки и все в таком духе. В общем, большое телеком-событие, которого ждут и которому радуются решительно все "железячники" нашего рынка.
И мы ежегодно пишем об этой выставке - пространно, в разной степени заумно, но всегда с большим количеством картинок и эмоций. В этот раз мы также подготовили серию публикаций о трендах IBC, но прежде решили опросить наших читателей, друзей и участников мероприятия рассказать о том, как оно проходило в этом году - ну, чтобы наши читатели смогли в полной мере проникнуться атмосферой этого отраслевого праздника, а может и испытать разочарование, что называется, из первых уст.
Александр Широких, генеральный директор НАТ и NATEXPO
Впечатления от IBC - коротко и тезисно
1. Прошел "хайп" по 4K UHD и полностью исчезли VR и 360.
2. Не чувствовалось апатии, которая прямо кричала на NAB2018. Там казалось индустрия схлопывается.
3. Главные тренды - IP (благодаря принятию стандарта SMPTE ST2110) и облака/виртуализация.
4. Что касается рынка pay TV и OTT, количество контента растет, будущее за рекомендательными движками. Девочки хотят быть девочками и не хотят ничего решать.
Александр Железняков, департамент профессионального оборудования Panasonic:
Что вам нужно знать о выставке IBC, которая проходит в Амстердаме, так это то, что русский человек может безнаказанно отведать великолепного разливного бельгийского или голландского пива, в любом из баров города. А уж с такой подготовкой можно максимально вкушать технологические прорывы.
Если лень читать далее, то тезисно:
-
Роботизация студийного производства, все новые объективы 4K и выше, IP всегда, IP везде, VR 360 лесом, а у инопланетян с планеты Япония снова 8K, но уже HFR (x4). (Хотя, по роду деятельности, мне максимально близки вопросы, связанные с выстраиванием съемочного процесса, начиная от стекла объектива, и заканчивая выходом на микшере. Вопросы распределения сигнала, автоматизации новостийного производства MAM, PAM, и тд. Это не моя вотчина, ввиду чего взгляд может быть несколько однобоким).
-
Заказ индустрии на Live, спорт/концерты/шоу/гейм-шоу, и тд. Всем нужны студийки (топовые камеры с камерным каналом), всем нужны камеры с интегрированными поворотными устройствами, и картинкой максимально приближенной к броадкасту (у всех свое понимание профессиональной видеокартинки, часто зависит от опыта и бюджета). Вот мы и представляем каждый год новинки в этих направлениях, AK-UC4000 и AW-UE150 в этом году. Этим же занимаются коллеги из Sony, GV, и тд.
Но, купить камеру мало, как это не прискорбно, еще нужны объективы, которые уже стоят, как камера, а то и как три камеры сразу. Главная новинка линзостроителей – это Canon x122 (и это не опечатка), да еще и 4K, да еще и с диафрагмой 1.7, и регулировкой бек фокуса (кино"лук" в ТВ производство). Столько радости в глазах технарей, операторов, и знающего люда, не вызывал ни один девайс на выставке. Конечно, еще были модели попроще, прекрасные x45, и x46-кратники (Fujinon, Canon), в доступном не боксовом исполнении.
-
Ваш директор уже седеет от цен, а мы еще не обсудили коммутацию… И тут нечаянная радость, все устаканилось, улеглось, после принятия стандарта SMPTE ST2110. Огромные набитые шишки первопроходцев оснастили индустрию новым опытом, и в хай-сегменте теперь выбора нет. Все в IP. На SDI все еще значительно дешевле, поддержка существующего оборудования, возможность использовать имеющийся состав трудящихся (IT-специалисты стоят дороже), никаких вирусов.
-
Жажда эксклюзива загнала меня в уголок будущего, и что я вижу: пять жалких стендиков с VR 360, корейцы университетские с концептом сшивки трех камер 4K (привет из прошлого Sony, Panasonic), и фантазией найти применение/заработок на этом. А вот и они NHK – показ на 85, 8K телевизоре финала ЧМ2018, а звук то 22.2. И уже больше понимаешь, что звук тут намного интереснее, чем прирост бесконечных KKK в ppp (прогрессиве, а не в этом вашем I - интерлейсе). Показ новой камеры от Hitachi 8K/x4/240p, благодаря которой мы имеем возможность видеть замедленные повторы, ну, и серверу Astra. Демонстрация концепта удаленного продакшена на IP, но и кабель U-SDI (100м) никто не отменяет.
А вечерами я жалел себя в номере, боль в горле от общения, гул в ногах от хождения/стояния, и обреченность от того, что завтра все повторится опять…
Германн Геер, Astro Strobel:
IBC 2018 лично для меня была 12-й или 13-й – хотя, какая разница, кто их считает? Одним словом, не первая. Но, несмотря на не-новизну, вставка продолжает поражать своими объёмами, своими размерами, павильонами и площадями.
А еще в этом году выставка приятно удивила и даже обрадовала подключением к сети Амстердамского метро. Т.е. от центрального вокзала прекрасно и комфортно можно доехать в 4 раза быстрее, чем раньше. Конечно, придется отказаться от сказочных видов замечательного города, которые открывались за окном, но за 10 минут добраться до выставки без толпы и давки – это однозначно здорово.
Вот и все новинки, хочется мне сказать… Конечно новинки были, но по сравнению с прошлыми годами выставка мне показалась блеклой и маловыразительной.
Было бы интересно сравнить мои впечатления с официальной статистикой, но было ощущение, что количество посетителей уменьшилось, а в некоторых павильонах в коридорах можно было проводить забеги на 50 или 100 метров, на столько были пустынными эти коридоры. Впрочем, в некоторых залах наоборот было сложно протолкнуться, но в общем, по моему ощущению, количество посетителей стало меньше.
Я люблю посещать FutureZone [Зона Будущего] – это небольшой павильон, где передовые производители показывают своё видение будущего и, соответственно, прототипы и новые разработки. Так, лет пять назад была продемонстрирована комната будущего с обоями из LED экранов. Первые 8К телевизоры, толщиной в несколько миллиметров, голограммные изображения или VR-очки я также впервые увидел там. Но этом году я не увидел там практически ничего нового – в основном это были прошлогодние "новинки". Так и выставка в целом… Последние годы я не вижу ничего революционного, а "прорывы прошлого" – 3D, VR, много К, как-то в прошлом и остались.
Посетителей интересует приземленные вещи. Все еще интересуют классические аналоговые головные станции, цифровые QAM, OTT. Именно то, что приносит оператору деньги. Но и в ОТТ мало чего нового, как сказал один уважаемый мною эксперт, "Иногда складывается впечатление, что весь софт написан одной группой разработчиков"…
Но зато порадовала погода и Амстердам… Для этого города, в отличие от выставки, "ничего нового" никогда не будет недостатком.
Григорий Кузин, "Медиалогистика"
Еще недавно ОТТ было чем-то экзотическим и обособленным в 14-м зале IBC. В этом году уже многие вендоры предложили решения для ОТТ, глобальные интеграторы посвятили свои стенды запуску ОТТ сервисов под ключ. В этом сегменте выставилась на выставке и российская white-label OTT-платформа Like.tv. Очевидный тренд массового движения в интернет.
И продолжается миграция в IP видеопроизводства и дистрибуции. Терпеливо жду момента, когда наши телеканалы-мейджоры в ТТЦ "Останкино" перейдут с SDI на IP – вот тогда-то придет наше время – доставки телеканалов по IP.
На IBC в зале, посвященном дистрибуции сигналов, где раньше были только спутниковые операторы, уже стали выставляться компании, занимающиеся наземной дистрибуцией. Кстати, у нашей "Медиалогистки" тоже появились международные узлы, в частности, в том же Амстердаме. Есть предпосылки уже и самим выставиться на IBC.
По частоте мелькания на стендах надпись "ОТТ" превзошел только значок "4К". Относительный wow-эффект вызывал уже только "8K". Появились камеры и рекордеры в этом формате. Безусловный флагман по внедрению 8К телеканал NHK посвятил свой стенд целиком запуску 8К вещания с декабря этого года.
Смешной казус случился с партнерами из Ericsson. Договорились встретиться на их стенде. Но стенд Ericsson обнаружен не был. Оказалось, что они теперь называются Mediakind. Конечно, в итоге, встретились. (Пусть хоть "Солнышко" назовутся, лишь бы продолжали поддерживать наш транскодинг).
Николай Красовский, компания "24часаТВ"
На IBC хотел попасть последние несколько лет, и такого себе нафантазировал, что оправдать мои ожидания было, наверное, невозможно. Поэтому выставка немного разочаровала. Представлялось что это будет чуть ли не город, какой ходить не переходить, какие-то события то тут, то там... Но на поверку выставка оказалась типичным, концентрированным деловым мероприятием, размазанным на целых пять дней.
Выделить какие-то конкретные тенденции довольно сложно, так как было не так уж и много времени на именно посещение стендов. Но, тем не менее, сложилось некоторое понимание, что на IBC большинство представителей – это кирпичики для построения какого-то одного решения с кучей интеграций. А законченных решений единицы? и одни из них - Like.tv.
Также Qarva продолжает удивлять своими технологическими разработками в части скорости переключения каналов и доставки сигнала на дальние расстояния. Еще чувствуется конгломерация разных бизнесом под одной крышей типа как Google и Amazon.
Чувствовался некоторый фокус на интерактивность телевидения, с точки зрения дополнения эфира на экране мобильных. Имею ввиду отображения сопутствующей информации.
А что касается интерфейсов разного рода пользовательских интерфейсов, то похоже, что все в разной степени подстраиваются под Netflix и Google.
Дмитрий Орехов, компания "24часа ТВ"
В прошлом году мы впервые побывали на IBC – это был разведывательный визит, после которого было решено участвовать со стендом. Так же решили и коллеги из НАГ, в итоге мы построили совместный стенд. В первый же день нас насторожило, что в зале куда не плюнь прямые конкуренты. У всех платформы, у всех ОТТ… Позже, при детальном рассмотрении, выяснилось, что компаний, предлагающих все элементы платформы, необходимые для развертывания услуги, в общем-то, почти и нет. В нашем же случае было полное решение – от транскодирования до приложений.
Чего-то кардинально нового, чего мы не видели в прошлом году, мною не замечено. Для себя считаю выставку успешной – много новых контактов со всего света. Впереди большая работа по превращению их в клиентов.
Амстердам, как всегда, прекрасен, в этот раз еще и радовал погодой. Права, после марафона из пяти дней участия в выставке, не считая дней подготовки, хочется приехать сюда отдельно и насладится уже в спокойной обстановке его прелестями. Не всеми, конечно.
Андрей Труфанов, ГК "Орион"
Вещи, которые обратили на себя мое внимание на выставке IBC:
• Что касается устройств вывода – необязательно ждать дисплеев от Sony, LG, Panasonic и т.д. с диагональю 10+ метров и стоимостью, как крыло от самолета. Уже давно можно было собрать экран любого размера из набора дисплеев. Правда раньше наличие рамки каждого дисплея было неизбежным фактором. В последнее время толщина рамки уже стала минимальной, до нескольких миллиметров, но все же это было большим минусом такого решения. Рамка у отдельных дисплеев отсутствует, как класс. Стык дисплеев можно разглядеть лишь с расстояния пары десятков сантиметров. Размер и конечное разрешение - на ваш выбор.
• Future Zone – здесь представлены варианты визуализации картинки из студии и различные крутые девайсы.Если до последнего визуализация студийных съёмок происходила уже при обработке изображения с помощью хромакея, то теперь представлена студия, стены и пол которой сами являются дисплеями. Т.е. ведущий ходит по полу, который является дисплеем, и который воспроизводит видео. Воспроизвести можно что угодно и где угодно. Рядом режиссерская "раскладушка", которая отвечает за сведение видео со всех камер и различные спец. эффекты. Круто нереально! Конечно, и хромакей позволял избавиться от строительства декораций, но, на мой взгляд, такая картинка выглядит живее.
• В прошлом году на NAB Show компанией Kino-Mo были показаны штуковины, которые представляли видео-изображение в очень похожем на голограмму виде, с помощью диодов, которые закреплены на лентах, которые вращаются в режиме пропеллера на специальном девайсе. В этом году компания NTT Group пошла дальше и представила летающего дрона, который выглядит как сферический дисплей. Работает штука по принципу тех же вращающихся лент с диодами. Вживую это реально выглядит, как штука из футуристического фильма – подлетающий к тебе шар с видеокартинкой. Если ещё и звук добавить – вообще страх!
• На NAB Show в Вегасе в прошлом году целый павильон был посвящён квадрокоптерам и другим всевозможным дронам, которые готовы вести видеосъёмку, проникая в самые "труднодоступные" места. В этом году дронов почти нет, но, например, компания Shot Over представляет такие "взрослые" игрушки на "взрослые" коптеры.
• Крутые девайсы для киношников – высокоскоростные роботизированные камеры с возможностью съемки в Slow-Mo и быстрой смены ракурса практически на 360.
• NHK и 8K. "Эта технология не для домашнего просмотра", - скажете вы, но посмотрите, как круто разглядеть себя среди болельщиков на стадионе во время футбольного матча, в котором все самые интересные моменты могут показать ещё и в Slow-Mo. И это всего лишь дисплей 1,5 метра. А если через 20-30 лет наши домашние дисплеи будут по 3 метра.
Эти, самые передовые ребята в мире сначала по 4К, а теперь и по 8К.
- 2012 первый в мире показ 8К на Олимпийских играх в Лондоне
- 2016 первая в мире тестовая трансляция 8К со спутника
- 2017 я впервые увидел их 8К-кинотеатр на NAB Show и это было непередаваемо.
- 2018, 1 декабря - запланирована первая в мире постоянная трансляция 8К со спутника.
Но в 8К не NHK единым – Sony тоже активно смотрит в этом направлении, да и дисплей у них на стенде более впечатляющий – метров 8. Хотя для дома он великоват, стоит подумать, как это монетизировать в коммерческих целях.
Ну и конечно же собственное съёмочное оборудование 8К. Кстати, возможность съемки 4К практически по всем представленным моделям почти всех вендоров уже в базе.
Герасим Гадиян, компания Vintera
В этом году дорога на выставку IBC для нашей команды прошла через Кёльн. Там 12 и 13 сентября проходила популярная выставка по цифровому маркетингу DMEXCO. Такое было впечатление, что масса приложений моего смартфона материализовалась в стенды: Google/YouTube, Microsoft/ Linkedin, Yandex, Viber, PayPal, Adobe и д.р. Интересно, что на выставке стоял стенд такого деликатного ресурса, как PornHub. Известно, что многие технологические новинки впервые появляются на подобного рода ресурсах. Печально, но факт.
Я не случайно начал отзыв о выставке IBC с выставки в Кёльне. Можно отметить следующие отличия и особенности:
- посетители и, особенно, участники выставки IBC относятся к более возрастной группе;
- DMEXCO занимает 6, а IBC – 15 павильонов;
- заметная часть компаний имеет стенды на обеих выставках, безусловный лидер – компания Google, имеющая на IBC большой стенд, а на DMEXCO – самый большой;
- забавная деталь, которая безусловно понравится нашим людям: на DMEXCO каждый день после 17:00 огромное количество больших и малых стендов наполняются пивом, шампанским, закусками, десертом; в это время пытаться продолжить работу там нет никакой возможности.
Было ли на IBC что-то вопиюще новое? Нет, даже во Future Zone. 8K от NHK показывается много-много лет. В смысле новизны технологий эта зона скорее соответствует названию Past Zone.
Когда-то компания Sony занимала почти целый павильон и была признанным лидером отрасли. Сегодня нет уже безусловных лидеров по площади стендов. Это – следствие обострившейся конкуренции на рынке медиатехнологий.
14 павильон, посвященный в основном OTT технологиям и сервисам, заметно увеличился, что отражает существующий в мире тренд.
Основное внимание этой тематике уделили и такие значимые компании как AWS (Amazon Web Services), Verizon, Imagine, расположенные в 4 и 5 павильонах.
Вместе с тем немало компаний как будто не замечают, что творится в мире и, по-прежнему, предлагают решения, не соответствующие времени ни технологически, ни по стоимости.
Полагаю, что мы неизбежно будем наблюдать не только процессы конвергенции телевидения и интернета, но и уход с рынка компаний с устаревающими технологическими подходами и решениями.
Обрадовало появление в Амстердаме метро со станцией Europaplein прямо у входа на выставку.
Из-за этого впервые не было сверхочередей на другой общественный транспорт.
Правда, судя по плотности распределения посетителей по павильонам выставки, общее количество посетителей выставки снизилось.
Стоимость жилья на период выставки заметно увеличилась.
Видимо, еще и поэтому организаторы последние несколько лет подумывают о переносе выставки на другую площадку.
Хотелось бы, чтобы консолидированный российский стенд был более посещаем. Целесообразно было бы в следующем году к организации привлечь профессиональные ассоциации НАТ, АКТР и профильные ресурсы и журналы.
Организаторы российского стенда обеспечили посещение участниками стенда торгпредства РФ в Нидерландах, где обсудили актуальные вопросы организации российского стенда и помощи бизнесу.
Безусловно запомнится и морская прогулка на теплоходе, за что отдельное спасибо устроителям российского стенда.