Кто задает тренды телеиндустрии? Профессиональные конкурсы
Качественный телевизионный контент – результат упорного труда, невероятной креативности творческих людей, многолетнего опыта профессионалов высшего уровня. Технологии кино и телевидения развиваются с такой скоростью, что "быть в теме" и при этом создавать эксклюзивный топовый контент можно, только постоянно обучаясь, общаясь и обмениваясь мнениями с представителями телекомпаний, промо- и дизайн-индустрии.
Именно на лучших ориентируется весь телерынок страны, да и всего мира тоже. А главное свидетельство этой "лучшести" – отраслевые профессиональные конкурсы. О них-то мы решили рассказать подробнее в этой статье.
Влиятельных и известных конкурсов для игроков российского (и не только) телевизионного рынка несколько:
ТЭФИ – старейшая индустриальная премия за достижения в области телевизионных искусств.
- Старт – 1994 год.
- Учредитель – фонд "Академии российского телевидения". В 2013 году состоялась передача имущественных прав на товарные знаки ТЭФИ некоммерческому партнерству "Комитет индустриальных телевизионных премий".
- Конкурс декларирует своими целями "сохранение и развитие лучших традиций российского телевидения", "поддержку новых направлений, проектов и идей в телевизионном эфире", "сохранение преемственности поколений" и "выявление и поддержку молодых талантливых специалистов в области телевидения".
Национальная премия в области многоканального цифрового ТВ "Большая цифра".
- Старт – 2009 год.
- Учредители – выставочная компания "Мидэкспо" (организатор выставки и конференции CSTB) и Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР).
- Цель – "популяризация новых технологий, услуг и контента среди операторов и абонентов сетей многоканального цифрового ТВ", "определение качественных продуктов и услуг и стимулирование роста профессионального уровня компаний-участников".
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения "Золотой луч".
- Старт – 2009 год.
- Учредитель – Национальная ассоциация телерадиовещателей.
- Этот конкурс заявляет своими целями "определение стандартов качества в области создания тематических программ и каналов", а также "содействие дальнейшему развитию индустрии, стимулирование маркетинговой активности телеканалов".
"МедиаБренд" – конкурс в рамках конференции "МедиаБренд", выбирающий лучшие работы в сфере телевизионного продвижения и дизайна
- Старт – 2011 год
- Организаторами конференции и конкурса выступает инициативная группа специалистов индустрии телевизионного дизайна и маркетинга, активную поддержку им оказывают Национальная ассоциация телерадиовещателей и Рекламная федерация регионов.
- Цель – развитие отрасли и формирование в ней профессиональных стандартов.
Вот о последнем конкурсе хотелось бы сказать чуть подробнее, хотя бы потому, что он не совсем про телевидение, а про телевизионный бизнес, и еще про деньги, хотя и вполне творчески.
Как говорил в одном из интервью известный продюсер, режиссер и сценарист Александр Дулерайн: "Телевидение — это понятная индустрия: если ты делаешь то, что все смотрят, это можно продать".
Поэтому понимающие каналы ценят и растят промо-продюсеров и дизайнеров в своих стенах – потому что именно они фактически делают рекламу контенту, заставляют зрителя хотеть, а иногда даже вожделеть телевизионного продукта, и в конечном итоге приносить телеканалам рейтинги и, соответственно, деньги.
Промо-продюсер должен в себе сочетать много всего – чувствовать имидж и досконально понимать целевую аудиторию канала, да и собственно продвигаемого контента, иметь чувство юмора и еще много всяких чувств и навыков. Встречается такое сочетание в одном человеке чрезвычайно редко, а когда встречается – а тем более, если каналу удается взрастить такое, – из-под его пера мышки выходят настоящие маленькие шедевры. Которыми эти самые телеканалы искренне гордятся.
Чтобы делать качественное промо, нужны не только знания и умения как таковые, но и использование международного опыта, активное участие в конкурсах, где соревнуются профи.
Собственно, потому и родился "МедиаБренд".
Немного истории
PromaxBDA (Promotion, Marketing & Design Awards) – большой международный конкурс, который организует Международная ассоциация промоутеров и маркетологов – мощная коммерческая организация, в которую входят более 10 тысяч человек из 70 стран мира (между прочим, ежегодная плата за членство, к примеру, в Северной Америке - $2395). PromaxBDA организует каждый год конкурс среди тех, кто отвечает за дизайн наполнения каналов, а также промоушен. В последние годы в этом конкурсе участвуют и выигрывают работы российских профессионалов наравне с номинантами из Европы, Америки, Англии, Азии, Африки и Индии.
В России подобный конкурс и сопровождающая его конференция "МедиаБренд" появились не так давно – в 2011 году. Но работа в этом направлении велась с начала 2000-х, когда в рамках АНО "Итерньюс-Россия" (некоммерческая организация, входила в международную Internews International, прекратила существование в 2007 году) была создана Гильдия телевизионных дизайнеров и промоутеров. Как рассказала гендиректор "МедиаБренда" Регина Юркина, среди них было довольно много представителей региональных телеканалов, которые до этого проходили обучение в "Интерньюсе". А потом – как раз в начале 2000-х – большое количество квалифицированных дизайнеров и промоутеров, умеющих делать интересные вещи, уехали в Москву.
"Среди нас был Михаил Спиров, который был на тот момент ведущим дизайнером, переводчиком и преподавателем в "Интерньюс-Россия", один из первых начал ездить на международные конференции PromaxBDA, - рассказывает Регина Юркина. – Он был потрясен, насколько там были интересные и познавательные лекции и сессии спикеров, поэтому решил организовать их приезд в Москву. Так, в 2000 году прошел один из самых запоминающихся семинаров по телевизионному дизайну с участием легендарного во всем мире "телегуру" Ли Ханта. На эту конференцию съехались телевизионщики из множества региональных телекомпаний и крупных федеральных сетей".
Интересно, что по итогам этой серии семинаров в России была издана книга-бестселлер среди телевизионных маркетологов – "Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушена". Этой книги на английском языке нет, она была издана только на русском, поскольку в ее основу легли расшифровки с того самого семинара.
А потом так случилось, что российские участники конференций PromaxBDA решили, что для нашей телеиндустрии не хватает именно такого конкурса и конференции для профессионалов, и создали конкурс и конференцию для дизайнеров и промоутеров ТВ "Облик телеканала". Впрочем, эта конференция прекратила существование с закрытием финансировавшего ее "Интерньюса" в 2007 году.
Тем временем, на "большом" PromaxBDA стало появляться все больше и больше российских участников, а их работы все чаще и чаще стали получать награды. Но это дорогая история – даже от федеральных каналов туда могли отправить всего 1-3 человека, остальным приходилось довольствоваться рассказами коллег.
В 2011 году в рамках Moscow Teleshow на площадке НАТ была организована первая конференция "МедиаБренд", на которую пришли 70 человек. На второй было уже более 200 участников – послушать того самого Ли Ханта, причем участвовали решительно все "большие" телеканалы.
Ну, а дальше вы все знаете…
МедиаБренд-2018
Сейчас на "МедиаБренд" заявляется от 500 до 700 работ ежегодно.
Особенность именно этого конкурса в том, что тут есть два типа жюри. Первое – Большое отборочное жюри, состоящее из представителей индустрии - более 150 человек. При подборе этого жюри соблюдается принцип равного присутствия всех заинтересованных игроков рынка. Оно голосует онлайн в течение двух недель: ставит оценки и на их основе определяется шорт-лист, по которому голосует второе жюри – экспертное.
В Экспертное жюри входят международные и российские специалисты в области дизайна, PR, кино и рекламы, они оценивают работы из шорт-листа (кстати, главред "Кабельщика" тоже входит в это жюри, чем очень гордится). В этом году международная часть Экспертного жюри формируется по рекомендациям PromaxBDA, а система оценок "МедиаБренда" совпадает с его принципами оценочной шкалы.
"Однако есть сложность профессиональных конкурсов в России, - сетует Регина Юркина, – и эта сложность не только в том, что участие в них довольно дешево по сравнению с аналогичными конкурсами в Европе, но и в непробиваемых стереотипах о якобы купленных местах. Как бы ни старался Оргкомитет, сколь прозрачным бы ни было голосование, всегда найдется кто-то из индустрии, кто скажет: "Все куплено!"
Впрочем, подобные обвинения звучат в адрес всех конкурсов, правда, почему-то в основном от тех участников, кто не получил заветный приз. И каждый раз подобные обвинения отметают сами члены жюри, знающие системы голосования изнутри. Ну, такова уж российская конкурсная специфика.
Ближайший "МедиаБренд" – десятая конференция и шестой по счету конкурс – пройдут на будущей неделе, 12 сентября 2018 года. На конкурс заявлено 579 работ, на официальном сайте уже опубликованы шорт-лист и программа докладов. На конференции будет представлено много информации по актуальной теме "Телевидение и интернет". Разумеется, будет много разговоров о продвижении телеканалов, обзорные сессии работ в области дизайна. В частности, директор PromaxBDA Europe Лестер Морди (Lester Mordue) сделает обзор лучших маркетинговых стратегий и творческих решений участников PromaxBDA со всего мира.
И, разумеется, самая эмоциональная часть – награждение победителей конкурса.