Телевидение и интернет в 2017 году
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) опубликовало три масштабных доклада "Российское телерадиовещание и интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году", подготовленные, подготовленные факультетом журналистики Московского государственного университета под общей редакцией Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца. Заказчиками для доклада о телевизионной отрасли выступили Роспечать и Национальная ассоциация телерадиовещателей.
Готовил доклад "Телевидение в 2017 году" большой коллектив авторов, в нем использовались данные аналитического центра НСК, Фонда "Общественное мнение", Российской телевизионной и радиовещательной сети, Ассоциации коммуникационных агентств России, исследовательских компаний J’son and Partners Consulting, KVG Research, "ТМТ Консалтинг", Mediascope, информагентства Integrum и – нам об этом особенно приятно говорить! – портала "Кабельщик". (Авторский состав источников других двух докладов несколько отличается).
Сегодня мы публикуем выдержки из этого доклада.
Телевидение в 2017 году
1.1. Реализация федеральной цифровой программы. Итоги года
В результате мер, принятых РТРС по выполнению задачи строительства объектов первого мультиплекса и обеспечению населения цифровым вещанием в предусмотренные Программой сроки, по состоянию на 31 декабря 2017 года завершено строительство и выведено в эфир 5 019 объектов связи первого мультиплекса (в том числе 5 011 – программных и 8 – социально значимых объектов с большим охватом населения в регионах 2-й, 3-й, 4-й очередей: Ростовская область, Орловская область, Республика Башкортостан, Республика Коми).
Также было организовано строительство на 17 объектах в Республике Крым, срок ввода которых запланирован Программой в 2018 году.
Ключевой индикатор "Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов" превысил плановое значение 2017 года на 0,1% и достиг уровня 98,3%. В 83 из 85 субъектов охват цифровым вещанием составил более 95%.
Подсистемы технического учета и оперативного управления внедрены во всех филиалах РТРС.
В период до конца 2018 года оплата части затрат РТРС по вещанию телеканалов и радиоканалов, входящих в состав первого вещательного мультиплекса, осуществляется за счет субсидий федерального бюджета. Вещание телеканалов, входящих в состав второго мультиплекса, осуществляется РТРС на коммерческой основе в соответствии с условиями договоров с вещателями.
1.2 Развитие законодательства и регулирования
В 2017 году изменения, касающиеся нормативного регулирования телевидения, появились во всех четырех основных для медиаотрасли законах – "О средствах массовой информации" (1991), "О связи" (2003), "О рекламе" (2006) и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (2006).
Поправки к статье 35 закона "О средствах массовой информации" и к статье 66 закона "О связи" внесли уточнения в обязанности телеканалов и телеком-операторов по передаче в эфир официальных сообщений органов исполнительной власти, содержащих экстренную информацию об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, по правилам поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Такие сообщения (сигналы оповещения) должны распространяться редакциями СМИ на соответствующих территориях вещания незамедлительно и на безвозмездной основе. Передача в эфир данных сообщений оператором не считается прерыванием оказания услуг связи вещателю.
Поправки к ряду статей закона "О средствах массовой информации" внесли изменения в процедуру регистрации СМИ, в том числе электронных (т. е. и телевизионных каналов). С 2018 года прекращается выдача бумажных свидетельств о регистрации СМИ, а датой регистрации будет считаться дата внесения записи в реестр Роскомнадзора. Услуга должна оказываться в течение 30 рабочих дней с момент подачи заявления. Величина госпошлины за регистрацию СМИ зависит от территории распространения. При расчете пошлины сохраняются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от специализации СМИ. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации СМИ, территории распространения продукции СМИ, а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации должны быть оформлены внесением официальных изменений в запись о регистрации СМИ в реестре регулятора, полной перерегистрации в данных случаях не понадобится. Редакция, временно приостановившая, прекратившая или возобновившая распространение СМИ, обязана уведомлять об этом Роскомнадзор.
Установлено также, что главным редактором СМИ не может быть гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.
Поправки к статье 27 закона "О рекламе" допустили в телевизионный эфир новую товарную категорию. Теперь разрешено распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований. Для вещателей установлено ограничение, что общая продолжительность такой рекламы должна составлять не более 20% общего допустимого времени трансляции рекламы во время спортивных соревнований.
Особенно важным новвоведением стало появление в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьи 10.5. Обязанности владельца аудиовизуального сервиса. Установлен статус аудиовизуальных сервисов (АВС) – ОТТ-сервисов, в том числе онлайн-кинотеатров, которые монетизируют свои услуги за счет платной подписки или размещения рекламы.
В случае если посещаемость АВС в течение суток составляет более 100 тыс. российских пользователей, он вносится в специальный реестр, создание и ведение которого возложено на Роскомнадзор. Владельцем АВС должно выступать российское юридическое лицо или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. Закон устанавливает ограничение в 20% доли иностранного капитала во владении сервисом. Владелец АВС обязан установить одну из предлагаемых регулятором программ для подсчета количества пользователей своего ресурса, а также обязан не допускать его использование в целях нарушения закона или распространения запрещенного в стране контента. Определена также административная ответственность за нарушение введенных норм. Сетевые издания, поисковые системы и видеохостинги с пользовательским контентом АВС не признаются.
Параллельно поправками к статье 15.6 того же закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были уточнена процедура и сроки блокировки Роскомнадзором и операторами связи сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, и доступ к которым был органичен по решению суда.
Новая статья 15.6-1. Порядок ограничения доступа к копиям заблокированных сайтов отдельно регламентирует процедуры выявления и борьбы с так называемыми "зеркалами" пиратских ресурсов со стороны Роскомнадзора, хостинг-провайдеров, операторов связи и поисковых систем. Все это в совокупности имеет существенное значение для деятельности российских телевещателей, являющихся правообладателями аудиовизуального контента, а также имеющих собственные легальные ресурсы на рынке АВС.
1.3 Главные события телевизионного года
Среди заметных событий 2017 года можно выделить появление в эфире в конце декабря развлекательного телеканала "Супер", принадлежащего "Газпром-медиа". Канал позиционируется как федеральный эфирный телеканал, перед его запуском были собраны (преимущественно у других каналов холдинга) эфирные частоты в восьми городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Основу сетки составили повторы сериалов и программ других каналов группы "Газпром-медиа Развлекательное телевидение".
Еще два события телевизионного 2017 года связаны со сложностями в деятельности достаточно громких недавних проектов. Так, в декабре 2017 года прекратил телевизионное вещание канал "Царьград ТВ", который сохранился только в формате интернет-ресурса с видеоконтентом. Напомним, что "первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал", как позиционировал себя вещатель, был создан в 2014 году бизнесменом и политиком К. Малофеевым. Оценки его деятельности, а также политических и идеологических позиций были разными, при этом видно, что самостоятельный, не связанный с крупными холдингами, нишевой неразвлекательный проект в системе телевизионного вещания закрепиться пока не смог.
В августе 2017 года было закрыто вещание информационного телеканала Life, который начал работу в 2013 году как LifeNews (переименован в 2016 году). Телеканал был создан в рамках холдинга News Media А. Габрелянова и выглядел как яркий профессионально амбициозный независимый проект. Достаточно резкому закрытию проекта полноценного объяснения со стороны руководства холдинга и телеканала дано не было. За все время его существования так и не были до конца прояснены источники его финансирования.
Место Life в эфире и частично в телевизионной системе довольно быстро занял новый телеканал IZ.RU, созданный на базе мультимедийного информационного центра (МИЦ) "Известия", в котором объединены редакционные ресурсы РЕН ТВ, "Пятого канала" и ежедневной газеты "Известия". Все эти организации принадлежат "Национальной Медиа Группе" (НМГ), которая путем создания МИЦ решает задачи оптимизации деятельности и выпуска конвергентных продуктов.
Еще в 2016 году был создан "Национальный рекламный альянс" (НРА), учредителями которого стали "Первый канал", ВГТРК, "Национальная Медиа Группа" и "Газпром-медиа". "СТС Медиа", не участвовал в создании НРА, но отдал ему продажи своих рекламных возможностей.
В 2017 году "Национальная Медиа Группа" и "СТС Медиа" создали три совместные компании (соотношение долей в каждой 51 на 49 % в пользу НМГ), при помощи которых совместно продаются возможности спонсорства и интернетреклама на телеканалах обоих холдингов и объединяются закупки контента.
В конце года была создана компания "Витрина ТВ", по 25 % в которой были распределены между "Национальной Медиа Группой", "СТС Медиа", "Первым каналом" и ВГТРК. Основным проектом в рамках "Витрина ТВ" стало создание и запуск общей для всех телеканалов холдингов-учредителей онлайн-платформы, базового плейера для трансляции их контента в интернете. Можно обратить внимание на то, что в проект не вошел "Газпром-медиа", однако исключать его появление в числе соучредителей в случае успешного начала проекта не стоит.
Продолжается рост показателей успешных нишевых эфирных телеканалов, растет совокупная доля тематического телевидения (кабельных и спутниковых телеканалов), которая по итогам года превысила 15%, а показатели трех каналов – "Дом кино", "Мульт" и "Русский роман" – оказались более 1% у каждого, что выше результатов, например, таких известных брендов, как "Че" или "Канал Ю". На этом фоне нельзя не отметить и продолжающее увеличение числа игроков в этом сегменте – по итогам года специалисты насчитали более 50 новых неэфирных проектов.
Фрагментация телевидения продолжается и за счет развития видеосмотрения в интернете. В контексте развития взаимодействия телевидения с интернетом необходимо отметить и окончательное закрепление ОТТ-видеосервисов, в России чаще называемых онлайн-кинотеатрами, в качестве полноценного сектора отечественной телевизионной системы.
На фоне положительных тенденций, наблюдающихся в других сегментах телевизионной системы, проблемной продолжает оставаться ситуация в региональном телевидении. Совокупная доля региональных телеканалов в 2017 году снова снизилась, уже до 3,2%, к тому же по-прежнему нет понимания того, как скажется на местных вещателях переход на цифру. В рамках поиска решений по поддержке региональных телеканалов Государственной Думой были приняты поправки в закон "О рекламе". Они разрешают каналам, которое в "соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации", увеличивать время рекламы с помощью "бегущей строки", но не более чем на 15% сверх допустимого в течение часа в информационных и развлекательных программах и не более чем на 5% в других жанровых группах программ.
Нельзя не отметить, что с лета 2017 года операторы платного ТВ в 72 субъектах Российской Федерации запустили работу так называемой "21-й кнопки", на которой бесплатно вещают победители специального конкурса Федеральной конкурсной комиссии. Однако присвоение статуса "обязательного канала" помогло решить, хотя и частично, проблемы только семи десятков телеканалов, при том, что положение многих, включая значительное число "старожилов", работающих еще с 1990-х гг., остается неясным. Поиски решений приводят, в частности, к созданию нишевых профессиональных ассоциаций, нацеленных на решение отдельных конкретных вопросов. Так, летом 2017 года в Уфе была создана новая Ассоциация городских телерадиовещателей (АГТ), соучредителями которой выступили Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и телеканал "Вся Уфа". Важнейшим направлением ее работы в прошлом году стала подготовка законодательных инициатив по созданию в пакетах операторов "22-й кнопки" для муниципальных вещателей.
Аудитория российского телевидения
2.1 Медийная оснащенность домохозяйств
Телевидение остается главным средством массовой информации для россиян, а просмотр телепрограмм – самой массовой практикой медиапотребления. По данным социологических опросов, более 80% взрослого населения РФ смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и две трети делают это каждый день.
Вместе с тем опросы показывают, что, во-первых, разные возрастные кате гории в разной степени вовлечены в телепросмотр и, во-вторых, ежедневная аудитория телевидения постепенно сокращается.
Почти половина домохозяйств в городах РФ используют цифровые способы приема телевидения хотя бы на одном телевизоре. В большинстве случаев цифровое телевидение приходит в дома россиян как услуга провайдеров платного телевидения.
Уровень проникновения услуг платного телевидения в 2017 году достиг 75%, и 72% абонентов платного телевидения используют цифровые технологии доставки. Значительно меньше среди "цифровых домохозяйств" таких, где основным способом приема телеканалов является бесплатный цифровой эфир (цифровые мультиплексы). Появляются также домохозяйства, хотя пока их очень мало, которые не используют традиционные телевизионные сети доставки и опираются исключительно на OTT-технологии (вещание телеканалов через интернет).
Наиболее ощутимым результатом цифровизации телевизионной доставки является рост числа телеканалов в семьях россиян. В 2017 году в городских домохозяйствах было доступно в среднем 64 телеканала. "Меню телеканалов" в домах городских жителей России за последние четыре года расширилось в среднем на 20 телеканалов (с 42 телеканалов в 2013 году до 64 телеканалов в 2017 году).
На объемы телесмотрения и выбор каналов оказывает также влияние число телевизионных приемников и их функциональные характеристики: чем больше в домохозяйстве телевизоров, тем больше там смотрят телевизор. В 2017 году чуть более половины (53%) городских домохозяйств имели один телевизор, примерно треть семей (31%) – два, и 16% – три телевизора и более. Постоянно идет процесс обновления парка. Выросла доля семей со смарт-телевизорами. теперь они составляют почти четверть (23%) от всех городских домохозяйств.
В 2017 году 75% домохозяйств были оснащены компьютерными устройствами (в наличии хотя бы одно), а в 12% семей в наличии имелись все три вида компьютерных устройств – стационарный компьютер, ноутбук, планшет. Самым распространенным устройством в городских домохозяйствах в 2017 году, как и три года назад, был ноутбук, причем по сравнению с 2014 годом доля домохозяйств, оснащенных ноутбуками, выросла (с 45% до 50%).
2.2 Показатели и особенности телепотребления
Несмотря на массовое распространение интернета и растущую популярность новых медиа, средние показатели телепотребления среди населения России остаются довольно высокими по сравнению с общемировыми. Так, средний по миру показатель объема телепотребления (среднее время телепросмотра на жителя) составляет 3 ч. в сутки, в Европе – 3 ч. 54 мин., в Северной Америке – 4 ч. 14 мин. В России этот показатель с 2014 года немного превышает 4 ч. в сутки.
В то время как молодые с каждым годом все реже включают телевизор и уделяют ему все меньше времени, представители старших поколений смотрят телевизор с каждым годом все больше, компенсируя снижение телепотребления среди молодежи и обеспечивая не только поддержание, но даже рост средних для населения РФ показателей телепотребления. Современному зрителю телевизионные программы доступны не только на экране телевизора, но и на любом компьютерном экране, не только в момент "живой" трансляции, но и после нее – по запросу, в любое удобное время.
В этом направлении развиваются все телевизионные рынки мира.
В качестве основного источника данных об аудитории телеканалов компания Mediascope использует измерения, полученные на своей "пиплметровой панели" (проект TV Index), уточняя их за счет ряда новых инструментов. Однако система телевизионных измерений Mediascope лишь частично охватывает нелинейное потребление телеконтента, которое в России локализовано преимущественно в интернете. Значительная часть телепотребления, таким образом, оказывается в "серой" зоне – не измеряется и не монетизируется как телевизионный инвентарь. Вместе с тем объемы телепросмотра в интернете с каждым годом растут и, следовательно, телеканалы теряют свой инвентарь и рекламные деньги.
2.3 Зрительские предпочтения: телеканалы и жанры
Чуть более половины (56%) всего телепотребления приходится на семь общедоступных телеканалов ("Первый канал", "Россия 1", НТВ) и еще 21 % – крупнейшие коммерческие телесети ("Пятый канал", ТНТ, РЕН ТВ, СТС).
Весь остальной объем телепотребления формируется многочисленными каналами, образующими "длинный хвост". Это более 20 нишевых "эфирных" каналов, более 200 неэфирных каналов измеряемого тематического телевидения, а также многочисленные региональные каналы (полновещательные и партнеры телесетей). Они делят между собой 44% телеаудитории.
Динамика долей телеканалов отражает углубление фрагментации аудитории.
Универсальные массовые каналы, сосредоточенные прежде всего в первом цифровом мультиплексе, продолжают терять аудиторию, которая ищет контент по интересам на нишевых (эфирных и неэфирных) телеканалах, увеличивая их доли.
Совокупная аудитория региональных телеканалов также продолжает снижаться в условиях растущего предложения контента и конкуренции на телевизионном рынке.
Тенденции телевизионного эфира
3.1 Контент и программирование эфирных телеканалов
Несмотря на воздействие многочисленных факторов политического, технологического, культурного характера отечественное телевидение остается на редкость устойчивым с жанровой точки зрения – подвижки на уровне отдельных каналов практически не сказываются на телевизионном "метауровне". Развлекательный контент остается основой вещания крупнейших российских каналов.
Доля фильмов российского производства в эфире крупнейших каналов достигла практически четверти еще в 2016 году (см. Рисунок 20) и остановилась в росте.Самые крупные каналы России практически исключительно показывают отечественные телесериалы – их доля достигла 92 % (см. Рисунок 24). Североамериканские сериалы практически полностью "вымылись" из эфира (5 % сериального показа в 2017 году – минимальная доля с 2001 года).
3.2 Контент неэфирных телеканалов
Ситуацию на рынке неэфирного телевидения России в 2017 году можно охарактеризовать как стабильную и сравнительно благоприятную. Наметившиеся в предыдущие годы тенденции последовательного увеличения числа каналов, новых сервисов, услуг и предложений продолжили свое развитие.
Сегодня в сегменте представлено 525 каналов. При этом из них были запущены в 2017 году и еще как минимум 8 – в начале 2018. Этот показатель значительно выше аналогичных за предыдущие годы: последние пять лет на рынок ежегодно выводилось порядка 30 телеканалов.
Наибольший прирост традиционно наблюдался среди развлекательных вещателей (+13 каналов), а также в сегментах "кино и сериалы" (+10 каналов), "хобби и увлечения" (+8 каналов).
Не менее 15 вещателей ушло с рынка, в том числе довольно известные 24_Doc, "Царьград", "Парк развлечений", Eurosport News, Life, RuSong TV и др.
Некоторые телеканалы стали более четко позиционировать себя с точки зрения тематики, что объясняет, к примеру, сокращение вещателей в группе познавательных (см. Рисунок 26). Так, Discovery или History, которые в 2015 году в каталоге журнала "Кабельщик" были заявлены как познавательные, сейчас сместились в развлекательный сегмент.
В числе наиболее заметных премьер 2017 года можно отметить выход на российский рынок группы телеканалов Rai (правда, пока без перевода, на итальянском языке).
Интересным кажется и запуск в России телеканала TV BRICS. Он призван способствовать кооперации стран данного экономического блока – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. В эфире телеканала можно увидеть новости стран БРИКС, интервью с экспатами из них, рассказы специалистов по истории, культуре, экономике. Телеканал принадлежит холдингу "МКР-Медиа", в его деятельности принимают участие китайские партнеры, планирующие вещание на китайском языке.
Новостной сегмент также пополнился такими вещателями, как "Телеканал 360 Новости" и IZ.RU. Говоря о последнем, стоит заметить, что это уже не первая попытка выхода на телевизионный рынок канала под мощным "бумажным" брендом. Среди таковых были "Коммерсантъ ТВ", "Комсомольская правда", "Эксперт ТВ" и даже Lifenews, прародителем которого можно считать газету "Жизнь", порталы Life.ru и Lifenews.ru. Однако во всех приведенных случаях телевещание не оправдало себя, и каналы были закрыты.
В сегменте телеканалов, посвященных хобби и увлечениям, появилась группа новых игроков под брендом "Дикий" – "Дикая охота HD, "Дикая рыбалка HD", "Дикий" и "Дикий International".
Интересно, что в 2017 году для охотников и рыболовов появились и другие каналы – в частности, "Диалоги о рыбалке", созданный во многом на базе одноименной программы (по сути первой программы рыболовной тематики на российском телевидении), и "Наша тема" – "народный телеканал" о жизни в Сибири, как позиционирует себя этот вещатель.
Продолжил пополняться сегмент телеканалов для детей. В 2017 году начали работу такие вещатели для маленьких зрителей, как "Мамонтенок", "Мультик", "Мультимузыка" и канал "О!" "Цифрового телесемейства" компании "Первый канал. Всемирная сеть". В "Цифровом телесемействе" появился, кстати, и канал о путешествиях по России "Поехали!".
Познавательно-страноведческая тематика в целом привлекла продакшн в этот период: список каналов этого сегмента также пополнили "Неизвестная планета" и "Глазами туриста".
Группа "Цифровое телевидение" (совместное предприятие ВГТРК и "Ростелекома") на месте ушедшего с рынка 24_DOC запустила медицинский канал "Доктор".
Кроме того, она провела перезапуск канала "Парк развлечений". С 1 февраля 2017 года он стал называться Cinеma, позиционироваться как канал для семейного просмотра и предлагать своим зрителям классику мирового кинематографа и современные фильмы.
Холдинг "Газпром-медиа" 1 декабря 2017 года запустил новый телеканал "Киносерия", сделав ставку на трансляцию зарубежных сериалов. Этот проект – результат масштабного ребрендинга, которому подвергся один из вещателей холдинга "Много ТВ": у канала полностью сменилась концепция, позиционирование и графическое оформление. Производителем и дистрибьютором нового канала стала компания "Ред Медиа".
Привлечь аудиторию блокбастерами и сериалами было решено и в медиахолдинге Viacom International Media Networks, запустившем канал Spike. Он стал 13-м каналом в российском портфолио этого холдинга, пополнив коллекцию его флагманских брендов – таких как Nickelodeon, "MTV Россия", Paramount Comedy, VH1 Classic и др.
На рынок было выведено несколько спортивных каналов, посвященных экстремальным видам спорта – Russian Extreme Ultra, "Точка отрыва" и Fastnfanbox. Последний телеканал входит в пакет SPI International спутникового оператора "Орион", который он запустил в 2017 году. Все каналы пакета объединяет характерное окончание -box. Помимо упомянутого выше Fastnfanbox среди них также телеканал о боевых искусствах Fightbox, канал о моде Fashionbox, познавательный Docubox и киноканалы Filmbox и Filmbox Arthouse.
Среди любопытных премьер можно выделить появление телеканала об искусстве Art-108 [канал провещал всего несколько месяцев и закрыт в январе 2018 года - прим. Ред], "Первого вегетарианского" телеканала, медицинского "Доктор", канала для любителей собак "Пёс и Ко", канала о жизни Вьетнама Moscow Hualiang TV, канала "Теленовелла", где транслируются как старые мыльные оперы вроде "Просто Мария", так и современные мексиканские сериалы, а также канала "Ратник", цель которого – "патриотическое воспитание молодежи в духе приверженности идеалам социального мира и согласия, любви к Отечеству и опоры на многонациональные традиции и ценности".
Было также запущено два новых вещателя в ультравысокой четкости – музыкально-развлекательный канал Festival 4K, представленный исключительно на платформе "НТВ Плюс", развлекательный C4K360, а также Russian Extreme Ultra, посвященный экстремальным видам спорта. Таким образом, по данным на конец 2017 года, в России уже вещало девять каналов в формате Ultra HD, а в начале 2018 появилось еще два – "Ultra 4K кино" и "Наша Сибирь 4K".
Очевидно, что телеканалы сверхвысокого разрешения 4K и 8K в ближайшей перспективе продолжат и дальше выходить на рынок, в то время как операторы – внедрять их в свои предложения. Трансляция контента в HD и UHD-качестве, обеспечивающая четкое и реалистичное изображение, пока остается одним из важных преимуществ неэфирного телевидения в сравнении с традиционным.
Наиболее активны в вопросах внедрения UHD сегодня спутниковые операторы. Вместе с тем дальнейшее наращивание обычных каналов различной тематики, по мнению экспертов, становится все менее целесообразным для операторов. Более перспективным видится внедрение сервисов "видео по запросу" в тех или иных вариантах. Эта тенденция становится все более ощутимой на рынке неэфирного ТВ.
Так, подписчики каналов Viasat Premium HD имеют возможность бесплатно пользоваться видеотекой TV1000 Play. Абонентам онлайн-телевидения "НТВ Плюс" в 2017 году был открыт бесплатный доступ к сервису Amediateka Home of HBO. Кроме того, подобное гибридное предложение, позволяющее бесплатно пользоваться онлайн-сервисом Amedia TV, действует для подписчиков пакета Amedia Premium у различных операторов.
Кроме того, подобное гибридное предложение, позволяющее бесплатно пользоваться онлайн-сервисом Amedia TV, действует для подписчиков пакета Amedia Premium у различных операторов – МТС, "Билайн ТВ", "Акадо Телеком", "Орион" ("Телекарта Онлайн"). Абонентам "Телекарты Онлайн" через услугу "Кинотеатр" также открыта библиотека контента OTT-сервиса ivi. Партнером этого онлайн-кинотеатра стал в декабре 2017 года и оператор "ТрансТелеКом" (ТТК): он предоставил своим клиентам фильмотеку видеосервиса через услугу "Интерактивное ТВ". МТС интегрировал доступ подписчиков к онлайн-кинотеатру Megogo, Amediateka, а затем и ivi. А телеком-оператор "Дом.ru" запустил подписку на контент онлайн-кинотеатра Megogo для русскоязычной аудитории.
Все это говорит о том, что участники неэфирного рынка перестали видеть в VOD-сервисах конкурентов и начали рассматривать их как партнеров для стратегического сотрудничества.
При этом речь, безусловно, идет о необходимости внедрения рекомендательных систем. Это связано не только с огромным объемом контента, который предлагают в настоящий момент ОТТ-сервисы, но и с возможностью оператора "подмешать" пользователю релевантные программы, донести до него ценность подписки на премиальные сервисы и пакеты каналов. Российская аудитория пока еще только привыкает к тому, что за доступ к качественному контенту нужно платить. Так, к примеру, опрос Аналитического центра группы компаний "Орион" показал, что у абонентов этого спутникового оператора всех возрастов наиболее востребованы 20 телеканалов первого и второго мультиплексов – бесплатных и обязательных к распространению.
При этом стоит заметить, что на неэфирном рынке России еще примерно 35% каналов (185 вещателей) транслируется бесплатно. В основном это региональные каналы – как минимум 95 вещателей, активному развитию которых способствовали изменения, принятые в законодательстве и обязывающие операторов размещать общедоступный региональный телеканал на так называемой "21-й кнопке". Такой канал выбирается в каждом российском регионе из числа тех, чья продукция содержит 75 % и более программ национального производства; кроме того, канал должен транслироваться на территории проживания не менее чем 50 % населения субъекта РФ.