Тотализатор тотальной консолидации
Не один десяток ящиков коньяка поставлен на кон в споре о консолидации рынка платного ТВ в России. Значительная часть профессионалов отрасли уверена, что в течение пяти лет на нашем рынке останется не более 5-10 компаний.
Всем мелким и средним операторам предрекают слияния и поглощения более крупными игроками. Речь идёт, в первую очередь, о большой четвёрке — Ростелеком, МТС, ВымпелКом и Мегафон. В нашем материале мы постараемся проанализировать, насколько эти прогнозы близки к реальности и как происходила консолидация рынка за последние два года.
Ростелеком
Начнём с Ростелекома, как наиболее агрессивного игрока. Период с середины 2010 года по середину 2012 стал для компании весьма плодотворным. Так, 26 июня 2010 года на годовом собрании акционеров ОАО «Ростелеком» было принято решение присоединить к фирме сразу восемь компаний, оказывающих услуги в сфере связи в различных регионах России. Это ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «СЗТ», ОАО «ЮТК» и ОАО «Дагсвязьинформ».
Покупкой акций дело не ограничилось, и следом Ростелеком приступил к созданию на своей базе объединённой компании. 1 апреля 2011 года вышеперечисленные компании были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц, а РТК стал законным правопреемником по всем правам и обязательствам этих компаний.
Помимо обязательств Ростелеком получил в своё распоряжение дополнительные домохозяйства и километры кабельных сетей, став крупнейшей национальной телекоммуникационной компанией России.
Стоит отметить, что после объединения компания сохранила существовавшие системы обслуживания клиентов (условия предоставления услуг, сроки получения счетов, точки приёма оплаты услуг, телефоны информационно-справочных служб и прочее) присоединённых операторов.
В этом же году компания на пару с ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Северо-Западный Телеком» совершила сделку по приобретению 71,8% акций ОАО «Национальные телекоммуникации», владеющего «НКС». В этом «пироге» Ростелекому досталась наименьшая доля — 21,8% акций, однако, в текущем году ситуация изменилась и РТК стал владельцем 100% акций «Национальных телекоммуникаций».
Полная консолидация НТК потребовала вложений в размере 41,7 млрд рублей. И то, что деньги были потрачены не впустую, видно уже сейчас. За комментарием относительно выгодности данного поглощения мы обратились к консультанту IKS Consulting Елене Крыловой. «Приобретение Ростелекомом компании НКС, занимающей 64% рынка платного ТВ Москвы и 74% рынка Санкт-Петербурга (данные приведены на конец III квартала 2012 года) позволило оператору закрепиться на наиболее привлекательных — столичных — рынках. До этого крупнейший IPTV-оператор, Ростелеком после приобретения НКС стал вторым по величине (после Триколора) оператором платного ТВ в России. Сегодня в активе Ростелекома — многомиллионная база подписчиков „социального расширенного“ пакета в Москве и Санкт-Петербурге с высокой степенью лояльности (оплата телевидения включена в коммунальные платежи) и свыше миллиона пользователей современного сервиса IPTV, доступного практически на всей территории России».
Не стоит забывать и о том, что посредством консолидации НТК Ростелеком стал владельцем не только их аналоговой базы, но и одного из самых стремительно развивающихся в Москве интернет-провайдеров и операторов цифрового ТВ — OnLime. «Если сравнивать показатели по количеству абонентов „ОнЛайма“ за третий квартал 2011 года и аналогичный период 2012 года, то рост был двукратным. С 45 тысяч абонентов база провайдера выросла до 94 с лишним тысяч. При этом в целом столичный рынок вырос за это время всего на 2%», — комментирует Елена Крылова.
По оценкам самого Ростелекома, консолидация НТК позволила получить порядка 0,5 млн абонентов ШПД в четырёх крупнейших городах России (если говорить о столичном рынке, то это 5% от местного рынка ШПД), порядка 4,5 млн абонентов платного ТВ. С такой базой РТК автоматически занял второе место по абонентам платного ТВ в целом, имея 25% рынка КТВ.
Нельзя не упомянуть и о поглощении Ростелекомом оператора мобильной связи и интернет-провайдера «Скай Линк» (на конец 2011 года его общая абонентская база составляла 1,4 млн пользователей, из которых 0,6 млн — активные). В рамках данной сделки, заключённой в 2012 году, дочерняя компания Ростелекома ООО «МОБИТЕЛ» (которой РТК владеет на 99,9%), приобрела 50% (эффективно — 100%) уставного капитала ЗАО «Скай Линк» у ОАО «Связьинвест» в обмен на 1,91% обыкновенных акций ОАО «Ростелеком». Если переводить акции на деньги, то покупка «Скай Линка» обошлась фирме в 9,4 млрд рублей.
«Покупка „Скай Линка“ — стратегическое приобретение, способное укрепить конкурентные позиции и повысить стоимость бизнеса компании, — комментирует президент „Ростелекома“ Александр Проворотов. — Это уникальный актив с широким лицензионным покрытием и частотным ресурсом, ничего сопоставимого на рынке больше не осталось. Фактически, „Скай Линк“ — четвёртый оператор, получивший последние доступные 3G частоты. Помимо этого, консолидация группы компаний „Скай Линка“ является важным этапом комплексной и более крупной сделки по присоединению к „Ростелекому“ „Связьинвеста“, призванной устранить перекрестное владение, упростить структуру акционерного капитала и повысить инвестиционную привлекательность Компании».
Отметим, что 24 марта 2012 года президент РФ подписал Указ № 340 «О реорганизации ОАО «Ростелеком». Согласно этому документу, в течение ближайшего года на базе ОАО «Ростелеком» предполагается создание единой компании путём присоединения к нему ОАО «Связьинвест» со всеми его активами.
Также в текущем году РТК приобрёл 39,87% акций крупнейшего оператора Башкирии, предоставляющего услуги фиксированной телефонии, ШПД и платного телевидения — «Башинформсвязь». Сделка обошлась компании в 3,6 млрд рублей, за эту сумму Ростелеком получил доступ к миллионной абонентской базе по части телефонии, к 300 тысячам абонентов ШПД и к 32 тысячам пользователей услуг платного ТВ.
МТС
Группа МТС тоже времени даром не теряла. Так, в 2011 году компания за 162,87 млн долларов приобрела 100% уставного капитала ОАО «Телерадиокомпания „ТВТ“», предоставляющего услуги кабельного телевидения, широкополосного доступа в интернет и фиксированной телефонной связи в 15 городах Татарстана.
Чтобы понимать масштабы деятельности оператора, скажем, что в Казани он занимает 71% от всего рынка кабельного ТВ, а в Набережных Челнах — 55% рынка. Всего база пользователей услуги кабельного телевидения ТВТ в республике составляет порядка 500 тысяч абонентов, охват ШПД-сети ТВТ в Татарстане соответствует цифре в 600 тысяч домохозяйств. Компания занимает 13%-ую долю рынка по абонентской базе ШПД в Казани, 19,5% — в Набережных Челнах и 18,5% — в Нижнекамске. Компания также предоставляет в Казани услуги фиксированной телефонии, и при монтированной ёмкости сети в 110 тысяч номеров обслуживает 13% от общего числа абонентов фиксированной связи в городе.
«Приобретение ОАО «ТРК „ТВТ“, ведущего альтернативного оператора в Татарстане, полностью соответствует стратегии МТС по созданию федерального интегрированного оператора, позволит МТС существенно укрепить позиции на рынке Татарстана за счёт вывода на рынок комплексных услуг, основанных на синергии мобильных и фиксированных сетей. Компания имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития на республиканском рынке фиксированного доступа в Интернет, и мы планируем активно развивать в регионе этот бизнес за счет развития и модернизации сетей, запуска инновационных предложений для жителей республики», — прокомментировал приобретение директор «МТС Поволжье» Андрей Ревков.
За неполный 2012 год МТС успел заключить ещё несколько сделок в сфере телекома. В частности, это покупка 100% уставного капитала ООО «Эльф» и ООО «Эфком», предоставляющих услуги под брендом «Эльф», за 220 млн рублей. Медиагруппа «Эльф» работает в Белгороде и Белгородской области с 1997 года и предоставляет здесь услуги фиксированного широкополосного доступа в интернет, цифрового и аналогового телевидения. Абонентская база провайдера составляет порядка 51 000 домохозяйств: более 33 000 абонентов кабельного телевидения и около 18 000 абонентов домашнего интернета.
«В результате приобретения одного из крупнейших альтернативных провайдеров Белгорода МТС заняла лидирующие позиции на рынках фиксированного широкополосного доступа в интернет и кабельного телевидения в городе. Объединение сетевой инфраструктуры МТС и „Эльф“ позволит Группе МТС в два раза сократить расходы на расширение и модернизацию собственной сети, а также обеспечить практически всех абонентов фиксированных услуг как компании МТС, так и провайдера „Эльф“ сервисами скоростной передачи данных и кабельного телевидения по современной технологии FTTB», — прокомментировал сделку директор МТС-Центр Дмитрий Рылов.
Второй значимой сделкой за текущий год в сфере телекоммуникаций стало приобретение МТС’ом у частного инвестора 100% уставного капитала ООО «Интерком», лидера рынка кабельного ТВ и широкополосного интернета города Волжска, второго по величине города Республики Марий Эл. Сумма сделки составила 90 млн рублей. Интерком занимает 99% рынка кабельного ТВ и 67% рынка фиксированного ШПД в городе. Сеть оператора построена по технологии FTTB и охватывает 99% жилого фонда города этажностью выше трех этажей.
«С приобретением лидера проводной связи Волжска МТС выходит на рынок фиксированных телекоммуникаций Республики Марий Эл. Сделка полностью соответствует стратегии МТС по развитию интегрированных сервисов мобильной и фиксированной связи. Группа МТС представлена на рынке проводных телекоммуникационных услуг уже 12 регионов Приволжского федерального округа, за последний год абонентская база фиксированных услуг МТС в Поволжье выросла на 15%. Покупка компании „Интерком“ стала логичным шагом в развитии фиксированной связи МТС в Поволжье», — говорит Ревков.
ВымпелКом
ВымпелКом также расширяет сферу своего присутствия в регионах, скупая более мелких операторов. Учитывая, что компания работает в сфере IP-TV, очевидно, что её интерес — это приобретение не операторов КТВ, а интернет-провайдеров.
«ВымпелКом» в своей стратегии слияний и поглощений никогда не рассматривал как целевой рынок ТВ-операторов. Однако, ряд операторов, которых мы приобрели в 2011 году, оказывали и оказывают по настоящее время услуги ТВ«, — рассказала нашему порталу Екатерина Лебедева, старший менеджер ОАО «ВымпелКом» по бренд-коммуникациям. К этим операторам относятся НТК (Владивосток) и его «дочка» Гелиос ТВ (Якутск), Урал-НЭТ (Челябинск), Ижсвязьинвест (Ижевск, Сарапул) и Элтел (Санкт-Петербург).
ОАО «Новая Телефонная Компания» — это альтернативный оператор, работающий в Приморском крае и охватывающий 9%-ую долю местного рынка. Фирма ориентирована на четыре направления телекоммуникационных услуг: местная телефонная связь, сотовая радиотелефонная связь стандарта GSM, доступ в интернет (в том числе IP-TV) и IP-телефония.
По итогам 2011 года НТК располагала активной базой абонентов мобильной телефонии в количестве 641 200 человек и 38 347 пользователями фиксированного бизнеса (стационарная телефония, проводной и беспроводной интернет).
Покупка НТК (включая его дочернюю фирму Гелиос-ТВ, являющуюся крупнейшим оператором кабельного телевидения, а также провайдером интернета в Якутске) обошлась ВымпелКому в 420 млн долларов.
Приобретение ООО «Урал-НЭТ», на которое было потрачено 165 млн рублей, также принесло ВымпелКому сразу двойную пользу. Помимо непосредственно «Урал-НЭТа», оказывающего в Челябинске и близлежащих областях услуги фиксированной связи физическим и юридическим лицам, компании досталось его дочернее предприятие — «ИТ-КОМ». А вот оно, в свою очередь, специализируется на предоставлении услуг кабельного телевидения и доступа в интернет для частных пользователей. Суммарно абонентская база обоих операторов насчитывает порядка 5 тысяч пользователей.
После полной консолидации компаний бренды «ИТ-КОМ» и «Урал-НЭТ» перестанут существовать, свою деятельность они будут осуществлять под маркой «Билайн».
Поглощение следующего оператора — «Элтел», потребовало от ВымпелКома более значительных затрат — 1 млрд рублей. Зато фирма получила кусок от весьма лакомого питерского пирога и хорошие перспективы для развития в виде волоконно-оптической сети протяженностью свыше 1 тысячи километров, охватывающей более 1200 жилых домов и большое количество объектов коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга и пригорода.
Ну и, наконец, четвёртый оператор, приобретение которого отметила представитель Вымпелкома, это «Ижсвязьинвест». Фирма осуществляет деятельность в Ижевске и Сарапуле, имеет небольшую абонентскую базу и оптоволоконную сеть протяжённостью порядка 300 км. При этом в частном секторе оператор не представлен, он предоставляет свои услуги исключительно для корпоративных клиентов.
Мегафон
Мегафон, как и Вымпелком, за последние два года старался скупить в основном интернет-провайдеров. Одним из самых громких приобретений компании за это время стала ГК «Синтерра». Переговоры по этой сделке с держателем 100% акций Synterra «Промсвязькапиталом» длились больше года. Дважды сделка блокировалась акционерами самого Мегафона, а во время третьей попытки «Промсвязькапитал» затребовал больше денег. В итоге, вместо изначально запланированных 715 млн рублей Мегафон выложил 745 млн рублей.
За эту сумму Мегафону досталось помимо самой компании «Синтерра», множество дочерних предприятий, входящих в состав телекоммуникационного холдинга, а также магистральная волоконно-оптическая сеть протяженностью более 67 тысяч километров. Благодаря таким активам у Мегафона появилась возможность усилить свои позиции на рынке дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет в более чем 70 регионах России.
Следом компания озаботилась вопросом присутствия на рынке Санкт-Петербурга. Здесь Мегафон приобрел сразу двух операторов — в 2010 году за 2 млрд рублей ЗАО «Метроком», а в 2011 году за 400 млн рублей ЗАО «Вэб Плас». В обоих случаях была 100%-ная консолидация компаний.
Что касается «Метрокома», то в собственности оператора находится более 2000 километров оптоволокна, распределённого по территории Санкт-Петербурга на площади около 2500 кв.км. Причем «Метроком» является единственной компанией, чьи сети проходят и в местной «подземке». В перечень услуг оператора включены цифровая телефонная связь, доступ в интернет, трансляция телевизионных сигналов и прочее.
В свою очередь ЗАО «Вэб Плас» оказывает услуги связи по передаче данных, по предоставлению каналов связи, а также услугим местной и внутризоновой телефонии. Абонентская база оператора насчитывает 25 тысяч клиентов.
Ну и, наконец, в прошлом году Мегафон заключил ещё одну немаловажную сделку по поглощению NetByNet. Оператор является довольно заметным игроком на столичном рынке ШПД. На конец 2010 года его абонентская база насчитывала более 400 000 клиентов ¬ физических лиц и 6000 корпоративных. Большая часть из них находится в Москве и Московской области, и незначительная часть в центральном федеральном округе. Плюс, в его распоряжении имеется собственная волоконно-оптическая сеть длиной свыше 250 км. Данный актив обошёлся Мегафону в 7,507 млрд рублей.
Кому достанется коньяк?
Чтобы ответить на этот ключевой вопрос, «Кабельщик» опросил ряд экспертов, способных повлиять на коэффициенты букмекеров.
Александр Силин, генеральный директор компании АСКОН, представитель каналов Eurosport: «Я уже говорил на семинаре в Екатеринбурге и писал в Бузе („Теле-кабельная буза“ — профильное сообщество в Facebook — прим. ред.), что готов поспорить. что через 3(5) лет количество операторов на рынке будет не меньше чем сейчас (несколько сотен). При этом, безусловно, 3-4 компании будут контролировать до 75% рынка».
Олег Грищенко, президент ассоциации операторов «Уралтелесеть»:
«Вопрос слияний и поглощений стабильно обсуждается на протяжении последних 10 лет. Один из Уральских операторов периодически рассказывает про приезд очередного покупателя, который сначала предлагают продаться, а потом запускают страшилку, что придем и раздавим. На что он всегда отвечает: „Я что таракан, чтобы меня давить? Приходите, будем конкурировать, а далее жизнь рассудит“.
В основном инвесторов интересовали операторы, с которыми можно создать вес, взять долю на рынке. Свободных (альтернативных) операторов в крупных городах осталось считанное количество, но большинство небольших индустриальных Уральских городов остается во власти небольших операторов. Это рынок основного прироста новых абонентов и в эти города из федеральных игроков вкладывался только Ростелеком. Работа с жилым фондом с каждым годом только осложняется, поэтому в гонке за увеличением базы крупные федеральные и региональные игроки будут вынуждены принять решение увеличения активности в этом вопросе либо отказать от стратегии движения в регионы.
Если рассмотреть региональных операторов, то можно выделить три класса. Первые всегда были готовы продаться, но не получали ожидаемых предложений. Вторые никогда не готовы продаваться и даже, если будет отсутствовать логика в сопротивлении, будет системное снижение абонентской базы, они не станут отказываться от бизнеса. Третья категория — это операторы которые в состоянии наблюдения. Они иногда устают, а иногда в них вспыхивает энергия и желание борьбы с новоиспечёнными конкурентами или препятствиями со стороны властных структур. Чем больше усталости и более вкусная цена на их труд жизни, тем вероятность сделки выше. Думаю, что нас ожидает определённая корректировка на региональном рынке, но альтернативные операторы как класс останутся».
Андрей Чазов, директор по стратегии компании «ЭР-Телеком»:
«Такой прогноз совсем не нов: еще 4 года назад отрасль ожидала консолидации на рынках платного ТВ и широкополосного доступа в интернет. Но, очевидно, этого не произошло. В российских городах успешно работает множество локальных игроков с лояльной абонентской базой и высокой конкурентоспособностью.
Исследования показывают, что федеральные игроки во многом уступают локальным. У последних надежная пирамида здоровья бренда, высокие индексы NPS. Они также как и „федералы“ начали продавать пакеты. У локальных игроков сбалансированная структура выручки, которая позволяет удерживать рыночные цены ниже среднего. Соответственно, работать им вполне комфортно, смысла „продаваться“ они не видят, потому и стоят недешево.
Можно предположить, что и в будущем такой прогноз на рынке платного ТВ снова не оправдается. Внешний фон этому способствует: в 2012 году количество сделок по слиянию-поглощению значительно ниже, чем в 2011 году.
И все же есть фактор, который говорит в пользу консолидации рынка платного ТВ. Такие продукты как ЦКТВ, IPTV, гибридное ТВ требуют масштабных инвестиций, которые могут себе позволить только федеральные операторы. Локальные игроки не смогут их запустить в массовом сегменте. То есть в долгосрочной перспективе это может способствовать распределению рынка».
Михаил Шеховцов, управляющий директор по медиа проектам компании J`son & Partners Consulting:
«Это старая тема, которая обсуждается уже лет 5-6, с тех пор рынок сильно консолидировался, но очевидно не до такой степени. Что касается будущего, то в целом это риторический вопрос — теоретически возможно все, в зависимости от того захотят ли крупные игроки скупать под корень всех небольших операторов, и все ли мелкие и средние игроки захотят продаваться и по какой цене. В целом 5-7 игроков — это достаточное число игроков для консолидации рынка, а вот уровень этой консолидации (90-95%), возможно, преувеличен, более реалистичен сценарий в пределах 75-85%. В Северной Америке, например, крупнейшие 7 игроков контролируют около 75% рынка.
Что может помешать (замедлить) процесс консолидации рынка? Самостоятельные амбиции крупных и средних региональных игроков, да и экономия средств на покупки крупными игроками — не любой же ценой».