"Новое поколение выбирает..."
Практически ни одно событие в мировой телеиндустрии – будь то конференция, семинар или саммит, не обходится без доклада, посвященного демографии телесмотрения. Лет пять-семь тому назад, когда тенденция ухода молодежи от просмотра эфирных и кабельных каналов в интернет только намечалась, прогнозы были более оптимистичны: мол, подрастут, остепенятся, обзаведутся домом и семьей и вернутся на диван к голубому экрану - все будет, как встарь. Но нет - "миллениалы" подросли, стали активно зарабатывающей группой населения, но по-прежнему предпочитают смотреть контент не по "ящику", а на всех типах гаджетов – от смартфона до игровой приставки, да и не дома на диване, а в движении, и не по единому для всех расписанию, а как бог на душу положит. Они предпочитают сами выбирать тип контента и время просмотра. По данным для рынка США примерно 9 из 10 молодых людей имеет подписку на стриминговый сервис, и часто не на один. Поэтому ОТТ и VOD для всех основных телевизионных сетей в США – обязательный компонент. "Подтащить" молодых к своему контенту они стараются не только через возможность отсроченного просмотра на стриминговой платформе, но и через анонсы в социальных сетях. А социальные сети тоже не спят, а начинают заказывать и публиковать собственный контент.
Таким образом предложение растет практически лавинообразно и наименее консервативные и подвижные молодые зрители стремятся попробовать и то, и это.
Первоначально на престоле онлайн-видео утвердились короткие клипы, впрочем, ненадолго: на смену им пришли сериалы (Netflix, обычно, самый любимый пример). Но тут случилась у престолов война и по мере того, как технологии стриминга совершенствуются, на первое место стал выдвигаться прямой эфир. В частности, спорт - Winter Olympics, Super Bowl LII, and NCAA March Madness – это из последнего . Матч чемпионата мира по футболу между Англией и Колумбией по данным ITV через стриминговый сервис смотрело 3.3 млн зрителей, что составило почти 14% от общей аудитории канала. У нас нет точных данных о возрасте этих "стримеров", но логика подсказывает, что это были именно молодые люди. Не так давно мне довелось побывать на мероприятии SVG (Sports Video Group) в Лондоне. Один из докладов звучал так: "Не просто друзья: Спортивное вещание в прямом эфире через Facebook". Речь на полном серьезе шла о создании и распространении контента реального времени на платформе Watch, которая является частью Facebook. Докладчик – Melissa Lawton не обошла своим вниманием даже такие детали, как расположение графических вставок в видео таким образом, чтобы они не перекрывались чат-баром. Потому что новый тренд – это просмотр-интерактив.
В Великобритании корпорация ВВС одно время горевала, что ее контент через интернет смотрят во всем мире, а лицензии (а значит издержки производства) оплачивают только честные британцы, но потом сделала свой iPlayer платным и – вуаля – стала собирать (за счет очень качественного контента) оплату со всего глобуса. То есть стриминг – это вещь полезная и правильная, но с нею надо уметь обращаться. Скажу больше: чтобы удержать аудиторию, дорогие кабельные и спутниковые сети, вроде DirecTV придумали дешевые стриминговые аналоги – Skinny bundles. И им также приходится теперь покупать отдельные права на мобильный показ, которые надо потом окупать.
Но молодежь не так-то просто а) понять и б) удержать. Телевизионные боссы выросли в другом мире – они в детстве читали книжки, писали ручкой и бегали во дворе с товарищами. Их дети читают инструкции к компьютерным играм, набирают на смартфоне СМС и посты в соцсети и общаются по интересам вполне себе глобально. Межпоколенческий культурный разрыв никогда еще в истории человечества не был так велик. И если раньше дети росли, развивались и становились "как взрослые", то теперь развиваться приходится старшему поколению, что достаточно необычно. Вот и происходит процесс обратный – не молодежь остепеняется и валится на диван перед голубым экраном, а старшие возрастные группы уходят в стриминговый просмотр, в том числе - мобильный.
Меняется модель. Процесс развития отрасли живой, он динамичный и непредсказуемый. Одно можно сказать – какая-то минимальная ясность, вероятно, наступит, когда на массовый рынок выйдут устройства и сети 5G. Но что ясно уже сейчас – выбор развлекательного, новостного, образовательного контента будет увеличиваться, формы доставки – совершенствоваться и новому поколению будет из чего выбирать. Например, мобильное приложение, которое предлагает стартап Kiswe Mobile, позволяет добиться полной интерактивности на устройстве смартфона так, что зритель практически становится сорежиссером спортивной трансляции (kiswe.com). А то ли еще будет!
Comments
Какой ужас! Какой
Какой ужас! Какой ужас!
Никакого ужаса нет, просто "маятник" качнулся в другую сторону. Я хочу смотреть только то, что я хочу, а не то, что хочет главный редактор на пару с рекламодателями. Это правильно, контент должен быть персонализированным и идти против этого очень смешно. Да и, с другой стороны, мне уже неудобно уже подстраиваться под сетку вещания конкретного телеканала. У меня другие заботы, жизнь изменилась. Всё теперь в Интернете.
... и главный редактор
... и главный редактор Кабельщика, взяв под белы ручки рекламодателей (за счет которых существует ресурс), ушел топиться...