Итоги IBC 2012: взгляд в будущее
В очередной раз в Амстердаме прошла выставка IBC. В этом году основными темами мероприятия стали мультиэкранная концепция, развитие формата 3D, переход на ещё более высокую чёткость изображения и проникновение интернета в телевизионные сервисы.
Мы решили коротко осветить каждую из этих тем, рассказав о том, под каким углом они обсуждались непосредственно на выставке и к каким выводам подтолкнули представителей отрасли.
Мультиэкранная концепция
Все представители отрасли сходятся во мнении, что настало время, когда не зритель подстраивается под телевидение, а телевидение под зрителя. Чтобы удержать аудиторию, нельзя ограничиваться одним телевизионным экраном, необходимо создавать решения, позволяющие просматривать один и тот же контент как на «голубом экране», так и на компьютере, планшете, смартфоне и прочих электронных девайсах.
Индустрия уже предлагает ряд технологических решений, способных реализовать данную концепцию. Свои наработки в этом направлении в рамках IBC-2012 продемонстрировала, в частности, компания Cisco. Речь идёт о расширенном и обновлённом портфеле сетевых решений для доставки контента под названием Cisco Videoscape™ Distribution Suite (VDS).
Cisco VDS представляет собой сетевой распределительный механизм для архитектуры Videoscape™, позволяющий доставлять контент на множество экранов по множеству протоколов для множества приложений по множеству сетей. В своей работе система использует решения с облачной и сетевой функциональностью.
По словам производителя, Cisco VDS строится на широко распространенных сервисах сетей доставки контента Cisco CDN (Content Delivery Network), доставляемых заказчикам через более чем три миллиона прямых трансляций и облачных потоков со сдвигом по времени.
Собственное решение в области мультиэкранной концепции представила на выставке и компания Ericsson. Фирма показала новый продукт для предоставления интерактивных сервисов в многоэкранной среде — Multi Screen TV — Avalanche, который позволяет соединить приложения и сервисы платного интерактивного ТВ на всех популярных видах пользовательских устройств — cмартфонах и планшетах под ОС iOS, Android, Windows Mobile, сет-топов и сетевых медиа плеерах, телевизорах smart-ТВ и ПК. Также на IBC состоялся первый мировой коммерческий релиз энкодера на базе новейшего кодека HEVC для сервисов мобильного ТВ.
«Очевидна тенденция в сторону развития мультэкранной модели ТВ, которая обеспечивать максимальное удобство пользователей при доступе и потреблении видеоконтента. Поэтому мы считаем приоритетным разработку решений, способствующих развитию мультиэранного телевидения, многие из которых были впервые представлены Ericsson на прошедшей выставке IBC», — рассказал нашему порталу Константин Бурыхин, директор по развитию бизнеса Ericsson в Северной Европе и Центральной Азии.
Помимо технологических особенностей мультиэкранного ТВ на IBC обсуждались и преимущества данной концепции перед подключаемым телевидением. По словам Марка Гудчайлда, представителя компании IpDipSkyBlue, лидирующую и более перспективную позицию сейчас занимает именно «второй экран». Отчасти, из-за того, что у connected-TV до сих пор довольно малая пользовательская база, а аудитория мультиэкранного ТВ прирастает естественным образом за счёт того, что пользователи всё чаще не выключают свои компьютеры и прочие электронные девайсы во время просмотра телешоу и прочих передач. По мнению Гудчайлда, 2013 год должен стать годом «второго экрана».
Развитие 3D
По этой теме у гостей и участников выставки IBC сложилось не столь однозначное мнение. Профессиональная отрасль разделилась на два лагеря — тех, кто считает 3D неперспективным форматом и тех, кто сулит ему успех.
«3D-телевидение — мертворожденный формат. Все новинки и разработки в этой области по-прежнему выглядят довольно уныло, крайне дискомфортно воспринимаются глазом (я про телевизоры). На мой взгляд, 4К-телевидение — это гораздо более перспективное направление. Шикарно смотрится 4К-контент, не нужно никакого 3D», — поделился своим мнением с нашим порталом Вячеслав Бурыкин, заместитель директора телерадиослужбы ИД «Комсомольская правда».
Другой стороны в этом вопросе придерживается операционный директор Discovery Network International Джон Хонейкат. Он считает, что формат ещё довольно молод и ему нужно время, для того, чтобы развиться в верном направлении: «3D развивается не так быстро, как, допустим, HD. И главным препятствием на этом пути является необходимость надевать очки. Но на помощь приходят стерео-дисплеи, которые покажут, что мы не зря ведём эту длинную игру».
С этим мнением солидарен и Федор Ежов, исполнительный директор SPB TV: «Мне очень запомнился новый телевизор Sony (его продемонстрировали на выставке, — примеч. автора), позволяющий смотреть видео в формате 3D без очков. Особенно порадовало, что не надо искать правильное положение и угол зрения, чтобы наслаждаться объёмным изображением, и глаза не устают. Мы недавно реализовали технологию доставки видео в 3D формате на все экраны в рамках OTT TV решения, и кто-то сомневался, окажется ли она востребованной. Не без удовольствия хочу отметить, что 3D развивается, становится ближе к зрителю — ведь мало кто захочет смотреть телевизор дома в специальных очках. А главное, людям нравится смотреть объёмные фильмы: адреналин, эффект присутствия. Так что спрос есть, а компании, вроде Sony, уже готовят реализацию качественного и доступного предложения, и мы тоже стараемся вносить свой вклад».
Новые форматы чёткости
Раз уж мы заговорили о форматах, затронем и такую тему выставки, как 4k-телевидение. 4k (или так называемый ultra HD) — это формат чёткости изображения, который насчитывает порядка 4 000 пикселей в ширину и 2 000 в высоту, что делает его эквивалентным сразу четырём Full HD экранам. Как и Вячеслав Бурыкин, многие иностранные специалисты придерживаются мнения, что данный формат изображения сам по себе настолько впечатляющий, что вполне может заменить эффект 3D.
Например, Льевен Вермаэль, директор EBU Technology & Development, прогнозирует, что со временем на рынке будет меньше 3D и больше 4k. При этом он оговаривается, что с переходом на ultra HD может возникнуть ряд трудностей. «У нас до сих пор есть проблемы с HD по части организации файловой среды, поэтому возникает вопрос — как мы собираемся достаточно быстро перейти к формату 4k? Так как мы все в большей или меньшей степени знаем, что нас ожидает в будущем, можно говорить, что в долгосрочной перспективе этот вопрос будет решаться с помощью правильного кодирования. Главный вопрос в том — готова ли к этому кабельная инфраструктура».
Но это лишь одно из препятствий на пути к развитию 4k. Также специалисты выделяют проблему выбора между 4k и 8k форматами. «Одни говорят, что до появления 8k-систем ещё очень далеко, и необходимо начать с внедрения 4k. Этого мнения придерживаются некоторые вещательные компании и производители пользовательского оборудования. Другого мнения придерживается компания NHK. Она считает, что формат 4k просуществует всего несколько лет до того как на рынок выйдут 8k системы. Навряд ли вы захотите переделывать свои студии всего на пять лет, так почему же сразу не перейти на формат 8k? Какой ответ правильный — это сложное стратегическое решение», — размышляет на эту тему Дэвид Вуд, председатель технического комитета Международного вещательного союза.
В этой связи вспоминается фраза из фильма «Солдаты неудачи» (о выборе между Blue Ray и HD DVD): «Какой формат выберет порно-индустрия, тот и становится отраслевым стандартом».
Те, кто пока не заглядывает так далеко в будущее, делают другие прогнозы относительно нового формата чёткости. Допустим, Наоми Клаймер, глава подразделения Sony Pictures Technologies, занимающегося облачными медиа-сервисами, считает, что в ближайшее время стоит ожидать появления 4k-цифровых камер и кинотеатров с возможностью показа 4k 3D фильмов.
Интернет и все-все-все
Конечно же, Международная вещательная конвенция не могла обойти стороной вопрос интеграции интернета в телевидение и появления OTT-сервисов.
«Пожалуй, именно в этом году участники рынка, особенно классические операторы платного телевидения, осознали угрозы, которые несёт интернет, новые типы потребительских устройств (смартфоны, планшеты, телевизоры с выходом в интернет и возможностью запуска приложений) для традиционной модели телевидения. Уже сейчас в некоторых европейских странах до 50% времени потребители смотрят контент не в режиме реального времени, а предварительно записанный, при этом прокручивая рекламу. Провайдеры, продвигающие Over-the-Top (OTT) сервисы, серьезно давят на уровень ARPU, добиваются невиданной для телевидения скорости приобретения абонентов, Netflix за полгода операций в Великобритании приобрел 1 млн абонентов», — поделился с «Кабельщиком» Олег Щапов, генеральный директор компании CTI.
Согласно последнему исследованию Ericsson ConsumerLab, изменение телевизионного ландшафта связано, прежде всего, с тем, что все больше зрителей предпочитают смотреть ТВ, не отвлекаясь от общения в социальных сетях. «Это позволяет нам предположить, что в ближайшее время интерактивные функции телевидения будут иметь ключевое значение для пользователей. В то же время, современные зрители не хотят быть больше прикованы к телевизору. Мобильные пользовательские устройства предоставляют человеку свободу. У пользователей сегодня есть возможность просматривать любимый видео- и телеконтент в любой точке с любого устройства. Мы прогнозируем, что к 2020 году в мире будет 50 миллиардов подключенных устройств, 15 миллиардов из которых будут поддерживать воспроизведение видеоконтента», — озвучил мнение компании Ericsson Константин Бурыхин.
Опираясь на эти и прочие прогнозы, представители отрасли всё с большим интересом обращаются к интернет-среде, её различным формам и возможностям. «Когда эти темы только начали обретать популярность, организаторы IBC выделили для них отдельный холл — Connected World. Мы уже несколько лет там выставляемся, но только в этом году стало заметно, как интенсивно растет отрасль: всё больше компаний предлагают свои решения, повышая конкуренцию в среде, улучшается качество и разнообразие услуг, а главное в холле Connected World стало по-настоящему много посетителей: компаний, заинтересованных в приобретении решения, аналитиков, журналистов. По оживленности он теперь не уступает главным холлам, где стоят „зубры“ телевизионных технологий», — рассказывает Фёдор Ежов.
Понятное дело, что помимо множества положительных моментов есть и свои отрицательные стороны в экспансии интернета в телевидение. Главным вопросом остаётся — что в ближайшие несколько лет станет с традиционным телевидением? Однозначного ответа на него дать никто не готов, поэтому организаторы IBC решили устроить своего рода дебаты на эту тему.
«Интересна была дискуссия, проведенная в стиле дебатов в английском парламенте, о том, „убьёт“ ли эпоха интернета телевидение, которое мы знаем. Хоть и победили сторонники традиционного телевидения с перевесом 3:2, но нас, как апологетов интерактивного телевидения на базе IP, радует, что с каждый годом доля сторонников интернет-экономики увеличивается», — говорит гендиректор компании CTI.
Не менее важной темой для обсуждения стала монетизация OTT-сервисов. Ведь помимо того, что интернет-сервисы дают перспективы, неплохо, чтобы они ещё давали и прибыль. Не все рекламодатели пока готовы вкладываться в разного рода онлайн-приложения, и не все телеканалы видят выгоду в размещении здесь своего контента.
Представители отрасли всячески пытаются перебороть сложившиеся устои. «Для нас главной темой стали инновационные технологии монетизации OTT TV сервисов и, прежде всего, наша новая собственная технология замены рекламы в потоке на таргетированные рекламные видеоролики. Она вызвала большой интерес на выставке по нескольким причинам. Во-первых, это выдающееся технологическое достижение — компания SPB TV была удостоена престижной награды TV Technology Europe STAR именно за эту инновационную разработку. Но главное — это её коммерческий смысл и перспективы применения на рынке. Дело в том, что во многих странах, например, в России, Индии, Китае или Бразилии, монетизировать OTT TV сервис продажами контента и платными подписками не получается — люди не привыкли платить за телевидение и видео в интернете и не желают этого делать. Пре-роллы — реклама, демонстрируемая во время буферизации канала, не дают желаемого эффекта. И наша технология по замене рекламы прямо в потоке, дающая возможность предоставить рекламодателям уникальное рекламное место для таргетированной и даже персонализированной видео рекламы, открывает ТВ операторам революционные возможности по получению прибыли», — рассказал нам Фёдор Ежов.