Снимать красиво и недорого: советы "малым" каналам

Телевидение как бизнес не может существовать на территории нашей необъятной P. Оно может быть приставкой к чему-нибудь, например, к политической или производственной модели. Как вариант производственной модели, существование в рамках и на деньги небедного провайдера. Оснащение, содержание и квалификация кадров по сравнению с радио или "печаткой" – просто космос, а с интернетом и подавно.
 
Каноническое телевидение – затратный бизнес, если делать его по ТУ и ГОСТам. Хотя определенные методы выживания существуют даже в экстремальных условиях, и потому наши формы телевизионной жизни адаптировались к токсичности и жесткой радиации российской действительности. Вот и помечтаем, что у нас скоро станет все хорошо, и тогда... Но даже тогда сверху не хлынет золотой дождь, и нужно представлять, как сделать самую лучшую систему с самыми небольшими вложениями. 
 
В последнее время все понимают, что региональный рынок требует местного контента. При этом, как показывает практика, в регионах плохо не только с финансовыми ресурсами, но и с человеческими. То ли энтузиазм умирает от нехватки средств, то ли ресурсы не появляются от отсутствия любознательности. Сие есть большая загадка. Почему народ так редко задает вопросы производителям? Отчего не вникает в производственные процессы? Знания, вроде, не тяжелый мешок, который тебе нужно постоянно таскать на спине. Чем лучше понимание технологий, тем больше шансов оптимизировать свое собственное производство.
 
Ну, перекрестясь, представим, что мы будем строить свое телевидение. 
 
Как производят контент 
 
1) Оперативные новости. Выездные группы привозят материал, из них верстают актуальные новости, которые сразу же уходят в трансляцию. Это самый динамичный вид производства, подразумевает наличие нескольких выездных комплектов для тележурналистики. 
 
2) Живые эфиры с приглашенными гостями или звездами. Самый сложный и затратный тип производства. Требует наличия аппаратно-студийного блока, высокого профессионализма персонала и синхронизации действий всей команды. 
 
3) Запись программы под монтаж, а не для немедленной трансляции (аналитика, шоу, мини-концерты). Можно переснимать и экспериментировать. 
 
 
Здесь уместен ряд самых общих замечаний для тех, кто хочет сделать съемки бюджетно.
 
Можно ли снимать новости на фотоаппарат? Не вдаваясь в подробности – нет. Новости – это движение в кадре, уникальность происходящего здесь и сейчас, запись звука на камеру. Тут требуется подход run and gun. Фотоаппарат и динамичная съемка несовместимы. Для этого есть новостные профессиональные видеокамеры. Там не будет брака по фокусу, используются долгоиграющие аккумуляторы, возможен длинный плавный наезд и отъезд с сохранением фокуса, звук пишется профессионально, а электронные помощники на лету поддерживают качество картинки по многим параметрам. Мало света – задрал Gain. Чересчур много света –щелчком переключил ND-фильтр. Вдобавок у новостной камеры быстрый и умный автофокус и стабилизация, которая фотоаппаратам даже не снилась. Она может отрабатывать довольно большие амплитуды кистевых движений, тряску при ходьбе, движении плечом, наклоне, крене и повороте. Съемка получается плавной и смотрибельной. Готовим под правильную камеру чуть менее 300 тысяч рублей. Можно и 200 тысяч, но тогда камера будет ближе к "свадебному" варианту. 
 
Можно ли снимать программу на фотоаппарат? В ряде случаев – да. Если не будет монтажа "под шедевр". Картинка с фотоаппарата хорошо смотрится, она мимикрирует под кино-look, хотя монтажеры бранятся на такой материал предпоследними словами. Предупреждение: в 2/3 случаев фотоаппарат гарантирует брак по фокусу. Выход: ставить рядом с собой 24-дюймовый монитор, в котором видны огрехи, и фокусироваться по нему. Еще одна болячка: фотооптика "дышит", при наездах надо крутить кольцо руками, а не нажимать на удобную клавишу – "качельку". Пока план статичен, фотоаппарат ОК, но при трансофкации сразу теряется фокус.
 
Ну и электронного мозга в нем под видео маловато. Как в случае с красивой девушкой: прекрасно, что у нее длинные ноги и чувственные губы, но иногда надо трижды подумать, прежде чем поручить ей ответственную работу. 
 
Как снимать мультикамерную студийную или выездную программу? Никаких фотоаппаратов – тут без вариантов. Сердца всех камер должны биться в унисон (синхронизация), время - течь в единой системе координат (таймкод), а удаленно сидящее техническое дарование - рулить качеством картинки сразу всех камер (remout-управление). Сигнал с камер и управление для нее же должны передаваться по кабелю хотя бы длиной в сотню метров (SDI). Ну и необходимы лампочка "ты в эфире" (tally), интерком в наушнике ("Вася, сделай план покрупнее") и возвратный сигнал в видоискателе (чтобы понимать, что показывают в эфире).
 
В идеале нужны студийные камеры. Простейший студийный камерный канал с объективом – это минимум 3 млн рублей. Хороший комплект стоит 7 млн рублей. 
 
Для новостийных студий достаточно двух-трех камер, для постановочных программ – четырех-шести, для больших форм с элементами шоу – от шести до десяти. 
 
Лайфхак для тех, кто "хитер на выдумки"
 
Камеры, которыми снимают новости, можно приспособить под студийную съемку. Особенно те, что дистанционно управляются по IP по LAN. Система будет не топовая, но абсолютно рабочая. Конечно, речь о приматах семейства видеокамер с 3G-SDI 10 бит на выходе. От камер нужны возможности тонкой настройки и прецизионная балансировка цветов. Детализация тонов кожи позволит депутату, посеревшему от забот, и розовощекой доярке одновременно присутствовать в кадре и обоим быть похожими на живых людей. Сенсор хорошей камеры имеет достойную чувствительность и динамический диапазон, поэтому не произойдет "выбеливания" изображения в ярких зонах, а детали в темном останутся визуально хорошо разрешимы. Кроме того, не появится неприятный эффект "шевеленка" (смаза) картинки. Высокое соотношение сигнал/шум – залог того, что в тенях не видно "кипения", то есть напрягающего глаз цифрового шума.
 
Рецепт: ориентируемся примерно на цену 350 тысяч рублей за камеру с объективом и 200 тысячами рублей за пульт. Можно по IP подцепить один пульт к нескольким камерам, но за экономию придется платить ухудшением эргономики работы.
 
 
Операторское оборудование для студий
 
Продолжаем упрощать канонические стандарты. Во "взрослых" студиях по идеально ровному полу бесшумно катаются тяжелые пьедесталы, но мы обойдемся штативами. Они же подойдут и для выездных съемок. Экономия в пять раз, хотя не так удобно. Для студии можно прикупить dolly (тележки) для штативов. 
 
На что обратить внимание и что обязательно для видеосъемок
 
Голова штатива имеет три оси вращения (шаровая опора). Присутствует контрбаланс: значит, поставил камеру под нужным углом и можно чесать нос или греть руки – она по-прежнему держит заданный план. Панорамирование происходит плавно, с демпфированием тряски. Телескопические ноги трипода снабжены защелками и раскладываются за полторы секунды одной рукой. Штатив сохраняет работоспособность при изрядном минусе на улице. В общем, наверное, понятно, что Китай – не самый удачный выбор. 
 
Хотим сделать съемку из студии зрелищной
 
Большие операторские краны, рельсовые системы с самобеглыми тележками, плавно спускающиеся с потолка телескопические подвесы или выдвигающиеся напольные колонны – все это в отсутствие больших денег будет лишь уделом мечтателя. Руки-роботы с человеческой пластикой движений и летающие в трехмерном пространстве на тросах камеры в "режиме Бога" тоже не по нашему Сеньке. Но и мы сможем использовать необычные ракурсы и динамическую съемку.
 
 
Есть класс качественных поворотных (PTZ) камер с 20–30-кратным диапазоном фокусных расстояний. А это означает получение различных планов студии: например, возможна съемка с верхней точки или красиво выписанный трек между двумя позициями камеры. Причем траектория переход из точки А в точку Б означает не только дальность фокусировки и изменение координат в пространстве. Переход от настроек в точке старта к настройкам в конечной точке тоже плавно изменяется согласно сделанным предустановкам. Для телевидения нужны PTZ-камеры с HD-SDI и мощными инструментами настройки, чтобы сигнал был пригоден для трансляции. Это недешево. Скажем, 350 тысяч рублей за подобную камеру – нормально для корпоративного ТВ, но для концерта камера с интегрированным объективом 20 крат должна стоить в районе 800 тысяч рублей. 
 
Проезд телеги по рельсам можно заменить длинным слайдером с электрическим управлением. С установленной на него поворотной камерой. Это значит, что съемка идет с перемещением в пространстве, а не из фиксированной точки. 
 
Системы стабилизации для камер весом 2–3 килограмма тоже стали доступными и "народными". Прошло время устрашающих гиростабилизированных платформ и тяжелых стедикамов-терминаторов. Все это не прецизионно и не оптимизировано под виртуальные студии. Но вполне функционально и, главное, зрелищно. Бюджеты намного скромнее, чем в старшем сегменте.
 
Почему студийный свет не покупают в "Леруа Мерлен"
 
Есть довольно точная эмпирическая формула стоимости студийного света. Она составляет примерно $1 тысячу за кубометр пространства. Это от топовых производителей, с подвесами, лебедками, световыми пультами. Конечно, мы начнем искать варианты и найдем пару-другую производителей света с гораздо более гуманными ценниками. Но это точно не будет свет из "Леруа Мерлен". 
 
Спектральный состав бытового света порой не дает даже корректно отбить баланс белого. Есть такое понятие как CRI – индекс цветопередачи. Это относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной лампы. Показатель 100 – это солнечный свет. В нем все цвета смотрятся естественно. Студийный свет – CRI 95. Бытовой свет – CRI 60–70. Натриевые газоразрядные лампы – CRI 22. Так что долой мертвечину из кадра, больше тепла и жизни ради психологического здоровья нации!
 
 
Профессиональный свет – технологичная штука, и выставить его правильно – творческая задача сродни искусству. Приборы, предназначенные для заливающего, рисующего и контрового света различаются по конструкции и природе световых источников. Я бы советовала присмотреться к российским производителям: есть пара вполне достойных. 
 
Звук
 
Обычно в студии делают отдельный звуковой тракт. Проводные микрофоны значительно дешевле беспроводных, а в остальном это консервативная наука, в которой мало что меняется со временем. Если даже хочется не стерео, а звук 5.1, вы ту же информацию, которая у вас есть, используете чуть по-другому. Звукорежиссер панорамирует не две дорожки, а все шесть. 
 
И по-прежнему нужна служебная связь, по которой видеорежиссер отдает команды всему персоналу на площадке и дикторам в скрытый наушник.
 
Чтобы не перегружать наших читателей, мы ненадолго прервемся. Во второй части статьи расскажем, какие варианты действий есть, когда сюжет отснят.

Source URL: https://www.cableman.ru/article/dorogo-i-bespontovo-chast-pervaya