Маркировка: сделай сам
С 1 сентября практически на всех российских телеканалах появились плашки с возрастными метками контента. Об общих сторонах закона, благодаря которому эти метки там «поселились», мы уже рассказывали, теперь поговорим о его техническом исполнении.
Речь пойдёт о маркировке телевизионной продукции. Этот процесс не сложен. Для него используется определённое оборудование (плей-аут системы, системы автоматизации, медиасерверы и т.п.) со встроенными функциями многослойного графического оформления. Как правило, у большинства вещателей подобные системы имеются, однако, не все пользовались именно функционалом накладывания дополнительных символов. Поэтому придётся покопаться в мануалах и разобраться — что к чему.
А для тех, у кого системы не оснащены указанными функциями, расскажем о них чуть подробнее.
По словам Алексея Майорова, руководителя отдела продаж ЗАО «Стрим Лабс», одним из самых доступных на российском рынке решений для вещания, в котором реализована функция наложения многослойных титров, является программно-аппаратный комплекс на базе плат StreamLabs и программы TELE 2.2 — он стоит 52 900 рублей. Также у нас в стране можно найти в продаже станцию титрования DNK на базе Форвард ТТ. Она стоит дороже — 88 044 рублей. Оба комплекса позволяют накладывать на видеосигнал всю необходимую по закону «О защите детей от информации...» графику.
Можно, конечно, прибегнуть и к другому оборудованию. «Например, ООО «Орион Экспресс» одно время пользовалось «СтримЛабовским» лого-инсёртером Stream Logo. Данное устройство позволяет формировать и накладывать статистические и динамические логотипы на цифровой сигнал SDI. Однако, технический директор «Орион Экспресс» Константин Салтыков уточнил, что в целях проставления возрастной маркировки этим оборудованием компания пользуется вынужденно, в силу срочной необходимости. По его словам, эффективней пользоваться встроенными возможностями серверов эфирного вещания или дополнительными программными средствами оформления эфира
Подробно о процессе накладывания плашек с возрастной категорией нам рассказал Алексей Майоров: «Однозначно маркировку видеоматериала возрастным цензом (да чем угодно) нужно делать в процессе вещания его в эфир. Правильная организация вещания ТВ-канала подразумевает использование кроме вещательного сервера, формирующего непосредственно „картинку“ (назовём это аппаратной частью, хотя, безусловно, там есть и соответствующее ПО), ещё и системы комплексной автоматизации вещания. Последняя включает в себя как минимум модуль для долгосрочного и оперативного медипланирования, а в чуть более сложном варианте — модули управления контентом, правами, финансовый менеджемент и т.д. При правильной организации процесса, материал, попав в телекомпанию, должен быть отсмотрен (в том числе просто на качество) компетентным человеком, который, при помещении материала в архив присвоит ему соответствующий маркер по возрастному ограничению. Всё! Когда, наконец, наступит время данного контента, сотрудник, формирующий сетку вещания, возьмёт этот файл, не задумываясь о наличии логотипа — система медиапланирования сама сформирует плей-лист сервера вещания с соответствующими вторичными событиями. Более того, если данный видеоматериал не пригоден для трансляции в дневное время или т.п., она предупредит Вас об этом и не даст создать такой плей-лист. И конечно эта информация автоматически попадёт в программы передач для СМИ, EPG и другие отчёты. Удобно и правильно!».
Такой подход и впрямь удобен, однако, не у всех систем медиапланирования на текущий момент есть соответствующий опционал. Хотя, допустим, компания Oplan Software Solutions недавно выпустила обновление для своего программного обеспечения OPLAN v2.6 с поддержкой требований Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Согласно официальному пресс-релизу компании, в новой версии ПО поддерживается заполнение возрастной категории как для отдельных передач, так и для сериалов и групп программ. Для каждой возрастной категории задаются ограничения по времени трансляции. Список категорий может включать как предусмотренные законом, так и дополнительные категории по усмотрению вещателя. Также OPLAN позволяет автоматизировать вывод в эфир меток возрастных ограничений — во время эфира, в начале трансляции и после каждого перерыва вещания.
В общем-то, всё довольно просто. Маркировка продукции не требует от вещателей ни каких-то серьёзных технических решений, ни огромных финансовых затрат, ни дополнительных ресурсов.
Подводные камни могут настигнуть вещателей в другом моменте. Например, если канал иностранный и вещает в России не специальный фид, а общий, который распространяется как на нашу страну, так и на другие государства (как, например, у каналов BBC или CNN). В такой ситуации сложно промаркировать контент, так как плашка возрастного ценза отобразится не только в российском эфире, но и в эфире остальных стран.
У этой проблемы есть несколько вариантов решения. Вещателю необходимо либо вкладываться в полный цикл производства и маркировки отдельного адаптированного для России контента, либо поднимать копию европейского фида на отдельный спутник, договорившись со спутниковым оператором, чтобы он при помощи внешних устройств самостоятельно в соответствии с законом «О защите детей от информации...» проставил возрастную маркировку в передачах телеканала. Оба варианта достаточно затратны и не все готовы пойти на такие вложения , так что в ближайшем будущем мы можем услышать о закрытии некоторых каналов.
Маркировка каналов спутниковым оператором - это вполне удобное и легальное решение: «Что же касается юридического аспекта, то тут совсем просто — мы сделаем эту работу по заказу канала, и все права перейдут каналу. В этом смысле история типичная — наверняка многие каналы этот маркинг делают не сами, а отдают на аутсорсинг», — поделился своим мнением с нашим порталом Константин Салтыков.
Маркировка каналов спутниковым оператором - это вполне удобное и легальное решение: «Что же касается юридического аспекта, то тут совсем просто — мы сделаем эту работу по заказу канала, и все права перейдут каналу. В этом смысле история типичная — наверняка многие каналы этот маркинг делают не сами, а отдают на аутсорсинг», — поделился своим мнением с нашим порталом Константин Салтыков.