Секс, кино, туризм и дети. Часть II
КАНАЛЫ ПРО ОХОТУ И РЫБАЛКУ
На охотничье-рыболовном тематическом рынке конкуренция в прошедшем году настолько обострилась, что ответственность обозревателя выросла в разы. Впору "Кабельщику" нанимать охотников и рыбаков для просмотра каналов, чтобы получать квалифицированные замечания. Да и боязно было, откровенно говоря. Одно дело – подпустить шпильку в адрес нежной детской редакции, и совсем другое – думать о последствиях критических статей о каналах, которые создаются брутальными мужчинами (многие из которых имеют разрешение на оружие). Главный редактор сначала велела мне "максимально развести" каналы этой тематики, но уж если рисковать, то по гамбургскому счету. Будем освещать их подряд.
"Диалоги о рыбалке" были первой программой рыболовной тематики на российском телевидении, так что сам бренд для тематической ниши исключительно ударный. С 2014 года эту культовую программу вел Алексей Лысенков, ныне заявленный в команде нового телеканала, как и ведущие радиоверсии последних лет Гия Саралидзе и Алексей Гусев. В эфире идут и ставшие классикой ранние "Диалоги" под управлением Ивана Затевахина.
Основатели канала особо подчеркивали факт "тематической чистоты": на канале отсутствуют передачи про охоту. Но есть специальная серия "Рыболовам про охоту". В ней, как заявлено, исповедуется принцип "без крови и трофеев в кадре". Трофей в кадре, в силу природного занудства, я таки пару раз нашел, но в целом чистота идеи более или менее соблюдалась. Как и заявка на создание канала для людей, которым рыбалка служит лишь объединяющим началом. Чему способствует, условно говоря, "смежный контент" – познавательные программы, диалоговые форматы, вставки с песнями под гитару у костра, кулинарные передачи.
Не оценил я только длинный фильм о тувинских чабанах (в контексте канала, разумеется, так-то я тувинских чабанов очень люблю). Но, возможно, это из серии "рыболовам о чабанах" – мало ли о чем можно рыболовам рассказать.
Гораздо бодрее выглядит программа "Снасти, здрасте!" – эдакие тест-драйвы всевозможных снастей и рыболовных аксессуаров. Проводимые исключительно бодрым ведущим с активным словарным запасом и молодежным драйвом. Герой не моего романа, но сделано с огоньком, стилистически неожиданно и тематически выдержанно. И говорит – заслушаешься: "Не люблю на пикерах такие толстые комлевые части". А кто ж их любит?!
Добавлю напоследок, что канал делают люди, понимающие не только в рыбалке, но и в телевидении, что очень отрадно для телеобзорщика. Графика, межпрограммное промо, качество съемки, нормальная озвучка – все приметы профессионального канала. К тому же сделанного исключительно для отечественного зрителя. На канале говорят, что зарубежного по происхождению контента на нем нет совсем, а все съемки в иных странах собственные. Я адаптированных передач действительно не встретил, а очень симпатичные программы, снятые отечественными рыболовами за рубежом, на канале и вправду видел.
А еще мне понравилось название программы "О чем молчат рыбы".
Генеральным продюсером "Дикого телевидения", которое и выпускает группу каналов под брендом "Дикий", является Константин Захаров – один из создателей телеканала "Охота и рыбалка". Так что профессионально сделанный тематический канал был вполне ожидаем. Его я и увидел.
На "Диком" многие названия говорящие: "Охота на русском севере" (вкрадчивый мужик, добывающий зверя и птицу под соответствующие байки), "Охотник от природы" (здесь в одних только заставках отсреливают пяток разных зверей), "Охотники за легендой", "Своя охота"... В общем, уберите ваших зоозащитников от наших голубых экранов – этот канал для серьезных добытчиков и уж точно не для слабонервных.
Даже цикл программ "Моя рыбалка" гораздо динамичнее и брутальнее традиционных рыболовных передач. Кстати, это далеко не единственная рыболовная программа на канале, данная сфера добычи на "Диком" также представлена широко. В частности, можно узнать, как ночью поймать сибаса в Греции, или, скажем, какие именно карпы водятся в Италии, или даже посмотреть специальную программу "Сомы в Европе".
Одним из "застрельщиков" эфира стал Сергей Ястржембский со своим знаменитым циклом программ. "Охота с Сергеем Ястржембским" – передачи действительно исключительной зрелищности. И не таким хлюпикам, как я, их обозревать. Мне и так моржей жалко, а когда к чукотским гарпунам мини-камеры привязаны – это вообще обрыдаться. Но Ястржембский говорит, что от этого "адреналина не меньше, чем от слоновьей охоты в Камеруне". Ему точно виднее.
Впрочем, Сергей Владимирович не один такой жесткий. В другой программе иностранные крепкие мужчины над убитой рысью констатируют: "Все хорошо, что хорошо кончается". Рысь бы поспорила с этим.
Но охота есть охота, это не стрельба по тарелочкам. И канал в ней знает толк – как в отечественной, так и в зарубежной. Шведской, например. Мне трудно судить, чем "Охота на бобра по-шведски" отличается от охоты на бобра по-русски, но на экране охотился настоящий швед.
Есть, как водится, передачи смежного жанра. Например, "Дикие рецепты". Я поглядел, как готовят лопатку косули с японскими бобами. Для тех, кто в состоянии добыть косулю (а такие должны среди зрителей канала преобладать), подобный рецепт не должен звучать какой-то невероятной экзотикой.
Говорить о грамотной "межпрограммке", хорошем звуке и качественном оформлении, с учетом того, какая команда делает канал, даже как-то неприлично. Все в этой части организовано, как положено. А свежий качественный тематический контент, снятый специально для канала, – отрада для обозревателя, даже если он к охоте совсем не тяготеет.
В группе "диких каналов" есть еще два с более узкой специализацией – "Дикая охота HD" и "Дикая рыбалка HD". Каждый канал проводит селекцию контента по двум группам. "Горная охота Эдуарда Бендерского" (зрелищный отечественный проект), "Монолог охотника", "Неудержимый Дэви Хьюз", снова шведы – видать, хорошие они охотники. И не только шведы – "Охота и рыбалка в Якутии", все тот же популярный цикл Ястржембского (теперь я знаю, как распознать слона-оборотня, сварив его помет!).
"Дикая рыбалка" учит правильно ловить на фидер на реке с умеренным течением, демонстрирует традиционные вставки с разъяснениями специфической рыболовной терминологии под неоднозначным названием "Дикипедия", подробно рассказывает о ловле трофейного карпа в Хорватии и чавычи на Камчатке. Снова налицо свежий и при этом разнообразный тематический контент. Если каналы "Дикого" будут обеспечивать столько премьерных часов такого качества и впредь, это серьезная заявка на лидерство в нише.
Заявлена "Наша тема" была как "Народный телеканал о рыбалке, охоте и путешествиях" с целью "интересно и познавательно показать особенности рыбалки и охоты в нашей стране". Канал с виду и вправду народный, то есть настоящий рыболовный народ выходит на промысел с шутками-прибаутками и разговорами за жизнь. Охоты я не встретил (может, просто не повезло), зато рыбалка – утренняя, дневная и ночная, летняя, зимняя и межсезонная. Секреты и народные премудрости, сопровождаемые искренней радостью от хорошего улова.
Студийная программа "Начинающий рыбак" отличается от аналогов только некоторой незатейливостью языка ведущего (никакой ненормативной лексики, просто речь без изысков) при общей доступности изложения материала.
Съемки в большинстве передач характеризуются некоторой "наколенностью" (то голову обрежут, то рыба не в фокусе), неизбежной для формата народных. Но главная цель достигается – сопричастность рыбалке в кадре. А значит, канал вполне может занять свое место в "рыболовном строю".
Лечиться у нас в стране любят. А уж нездоровые – практически все. Как известно, здоровых людей не бывает, есть лишь плохо обследованные. Популярность утренних медицинских шоу всегда была стабильна, а старший Малахов и Малышева стали настоящими звездами только благодаря настоятельному желанию телезрителей оздоровиться. И поскольку болезней, лекарств, методов лечения и медицинских научных школ великое множество, можно считать, что ниша оздоровительного телевидения бесконечна.
Но вернемся непосредственно к каналу "Доктор", запущенному компанией "Цифровое телевидение" летом 2017 года. Он встал на место канала "24_DOC", потому что медицина народу ближе, чем документалистика. Часть контента по заказу ЦТ делает команда телеканала "360". В его же офисе проходят и студийные съемки, но "идейная, редакционная составляющая" остается на стороне "Цифрового телевидения".
Забудьте сразу обо всем, что я напишу про этот канал, поскольку мужчина среднего возраста – это ну совсем-совсем не целевая его аудитория. Ясно, что это популярная телемедицинская энциклопедия для женщин "верхнего среднего" и старшего возраста. Ну может, еще для молодых мам, которые проводят много времени дома и часто тоже помешаны на здоровье.
Впрочем, документальные фильмы из серии "Врачи-герои" были интересны и мне. Про профессионалов вообще интересно смотреть. Чуть бы пафоса поменьше, цены бы не было программе.
Неплоха программа "На приеме у доктора Каприна" – видно, что доктор хорош. Но выражение лица онколога и его интонации сразу заставляют нервничать: по старой мужской традиции немедленно обнаруживаешь у себя все страшные симптомы. Все-таки ведущий должен профессионально вести, а доктор – консультировать. Это две разные профессии.
В целом, каких-то особенных претензий к подаче оздоровительного содержания нет. У канала очевидно будет свой преданный зритель, и во множестве.
Дорамы – это азиатские сериалы, в основном японского и корейского производства. Когда я включил новый канал с малопонятным лично мне названием "Дорама", в комнату зашла 14-летняя дочь. "О, "Дорама"! Надо рассказать моей подруге, что такой канал теперь есть. Она фанатка. И вообще, это очень модная тема сейчас", – сообщила мне она. Так я вошел в контекст современной жизни и убедился в том, что пресс-релиз создателей канала не преувеличивает. Изучив дополнительно вопрос в соцсетях, окончательно понял, что тема сегодня более чем модная и выход телеканала с азиатскими сериалами исключительно своевременен.
Сериалы любой географической принадлежности делятся на жанры, а уже внутри жанров бывают хорошими и плохими. И восточный сериальный контент, хотя и носит специальное название "Дорама", в этом смысле ничем не отличается, скажем, от американского. Есть определенные стилистические различия и актерские особенности. Не зря же азиатская и европейская культуры имеют разную историю! И в конце концов можно понять, почему поклонники зовут этот вид кинопродукции дорамами, а не просто сериалами с указанием страны производства. На "Дораме" предлагается еще и турецкий сериальный контент, видимо, по-принципу "все это Восток". Но, конечно, турецкая продукция образует отдельный сектор со своими особенностями.
Не только фанатам нового тренда можно познакомиться с дорамами. Многие вполне смотряися просто как интересные и динамичные телесериалы. Мне, к примеру, понравились "Лабиринты разума" про гениального доктора-социопата или "Любовь под прикрытием" про девушку, которая вынуждена была начать другую жизнь за свою сестру-близнеца. Кстати, нравятся дорамы и американским продюсерам. Их сюжеты стали заимствовать для американской телесериальной продукции.
Музыкальный детский канал "Мамонтенок" ориентирован на аудиторию в возрасте от одного до трех лет, а его программная сетка основана на песнях из популярных российских и зарубежных мультфильмов. Как заявлено в релизе, 80% контента российского производства, выпущенного не позднее 2012 года. Ну зарубежный еще понятно, а вот мультипликационная музыка из российских мультфильмов за пять всего лишь последних лет – это не так уж много часов и не слишком большое разнообразие источников. Кстати, неясно, к чему тут "Мамонтенок"? Он пел одну только душераздирающую песню, и задолго до 2012 года.
Видимо, поэтому преобладают в эфире "Кукутики" – такой музыкальный проект, в основном сетевого распространения, но встречающийся и в эфирах малышовых каналов. Дети в звериных костюмах поют незатейливые песенки на фоне мультяшных декораций. "Мы считаем пальчики, три, четыре, пять. Мальчики и девочки учатся считать" или "Если что-то потеряем, никогда не унываем. А совочком покопаем, покопаем, покопаем. Покопаем и, конечно же, найдем". Музыка тоже не особенно навороченная.
Правда, говорят, многим детям нравится. Вот и хорошо.
Из часто встречающегося российского есть еще "Буренка Даша" – детское караоке. Основополагающие песни вроде "В лесу родилась елочка", а также неизвестные, явно написанные специально для этого формата, исполняются в сопровождении мультипликации и текста внизу экрана. Наличествует и похожая программа с английскими песенками (и текстами, соответственно), тоже вполне бодрая.
Идея мультипликационной музыки нон-стоп очевидно хороша, не зря два канала из этой серии появились в один год. В 2017-м телекомпания "Цифровое телевидение" закрыла канал "Страна" и на его месте запустила музыкальную анимацию под названием "Мультимузыка" (в логотипе "Мульт и музыка" – очевидная графическая связка с другим детским каналом ЦТ – "Мульт").
Приличная часть представленной на канале анимационно-музыкальной продукции мне была незнакома, и похоже, что целый ряд мультклипов – это не вырезки из мультфильмов, а специальные заготовки для ритмичных композиций в стиле "два притопа, три прихлопа". Здесь снова "Буренка Даша" – детское караоке, которое я уже видел, отсматривая канал "Мамонтенок".
Разумеется, представлены песенки из популярных мультфильмов последних лет: "Смешарики", "Ми-ми-мишки", "Маша и медведь" и т.д. Ну и советские мультфильмы не забыты: "Бременские музыканты", "Принцесса и людоед", "Крокодил Гена", "Винни Пух" и прочая стопроцентно "в тему" анимационная классика.
Есть в эфире даже какая-то раннеподростковая поп-музыка – в смысле клипы, в которых поют отечественные и зарубежные подростки. Среди прочей музыкальной продукции – российское выступление на детском "Евровидении" (непонятно, правда, какого года).
В общем – детский песенный нон-стоп из всех возможных источников.
Новый детский канал "Первого ТВЧ" тоже ориентирован на детей до шести лет. Утренний эфир преимущественно отдан малышам – "Паровозик Тишка", "Котики, вперед", "Юху и его друзья", "Врумиз", "Зверюшки на верхушке" и прочие хорошо известные в этой возрастной категории образцы анимации.
Затем начинается блок условно "для тех, кому за три": "Маша и медведь", "Смешарики", "Белка и Стрелка", "Фиксики", "Колобанга". Тоже все знакомое, что называется, проверенный контент. Туда же отнесем "Пингвиненка Пороро", "Хэлло, Китти" и "Куми-Куми" (до сих пор не могу понять, что это за звери).
Из нового лично для меня были "Катя и Мим-Мим", испанский мультсериал "Бум и реды" (Бум – это великан, а реды – какие-то мелкие звери, похожие на грибы) и китайский "Чичилэнд".
Между мультфильмами идут двухминутные межпрограммки: "Профессор Почемушкин", "Сказки-потешки", "Малыши и летающие звери". В целом можно констатировать, что на высококонкурентном рынке детских каналов появился новый добротный игрок.
Детский телеканал с несколько неожиданным названием "О!" запустился в составе "Цифрового телесемейства" Первого канала. Согласно презентации, канал рассчитан на детскую аудиторию 3–8 лет. Эфирный набор в целом заявке соответствует: привычные "Паровозики Тишки", "Свинки Пеппы", новые "Смешарики" (те, которые стали морализаторские и 3D), "Белка и Стрелка", "Пингвиненок Пороро" и тому подобная популярная мультпродукция последних лет.
Сегодняшние мультфильмы "для самых маленьких" вызывают у меня традиционное недоумение. Любая критика этого вида контента натыкается на традиционное "а детские психологи убедительно доказали...", да и кто я такой, чтобы в свои 40 лет судить о современных мультиках для четырехлетних? Но основу эфира составляют не они, а уже упомянутая "современная мультклассика" и образовательные программы "Лабораториум", "Веселый алфавит", Magic English.
Канал заявлен прежде всего как познавательный детский, поэтому сетка перемежается познавательными или развлекательными вставками, вроде программы "Мой музей" (отличная, между прочим, программа) или передачи "Кукутики". О последней я уже упоминал (там дети в костюмах зверей и персонажей сказок поют незатейливые песенки на фоне рисованных декораций): "Ам-ням-ням, по утрам папа кашу варит нам, а тарелку вымой сам..." Есть здесь и полюбившаяся многим детским каналам "Буренка Даша" со своим караоке.
В плеяде детских каналов не так много игроков с собственным производством и не только анимационной программой, так что "О!" в этой нише конкурирует более всего с таким маститым игроком, как "Карусель".
Опять небольшой антракт, но вскоре последует завершение нашего масштабного обзора...