Телегид для Homo Zappiens
С момента изобретения пульта дистанционного управления для телевизора прошло более пятидесяти лет. Тогда же появился и термин «зеппинг» (от англ. zapping), обозначающий практику переключения телевизионных каналов при помощи ПДУ. С того времени преобразились не только пульты, но и функции, которыми с их помощью можно было воспользоваться на обычном телевизоре. Так чем же сейчас себя могут развлечь современные Homo Zapiens?
С помощью стандартных EPG можно ранжировать каналы по жанрам, получать дополнительную информацию о фильмах и программировать просмотр передачи, которая ещё не началась. А в некоторых случаях (в зависимости от функционала приёмника) при помощи интерфейса EPG можно даже запрограммировать запись программы, которая заинтересовала пользователя.
Подобный функционал предоставляют практически все операторы связи. Но, как известно, предела совершенству не существует, и некоторые операторы связи наглядно демонстрируют это при помощи своего нестандартного подхода к созданию EPG. Речь идёт об ООО «Рикор-ТВ» (Бренд «Актив ТВ») и ООО «Орион Экспресс» (проекты «Континент ТВ», «Телекарта» и «Восточный экспресс»).
Обе эти компании исповедуют различный подход к формированию своего электронного телегида, и сегодня мы рассмотрим ключевые особенности их сервисов.
Жми на жёлтую
Главной «фишкой» EPG «Орион Экспресс» можно считать «Жанровый телегид», который включается нажатием на жёлтую кнопку ПДУ (Впрочем, на некоторых приёмниках для перехода к нему следует дважды нажать на кнопку EPG: при первом нажатии пользователь перейдёт к классическому телегиду). Этот сервис был анонсирован ещё в декабре 2011 года на сайте оператора. В тексте объявления сообщалось, что новая функция позволит абонентам стать «программными директорами» своего телевизора и получить возможность «организовать телепросмотр по своему личному вкусу и интересам».
В большинстве стандартных телегидов нишевые телеканалы классифицируются по жанровой принадлежности. Например, телеканал «Детский мир» могут отнести к категории «Для детей», а «РБК ТВ» — к категории «Новостной». Это в некоторой степени облегчает абонентам поиск нужного контента, но необходимость постоянного «перелистывания» каналов в поиске нужного контента.
Отличие жанрового телегида «Орион Экспресс» в том, что на категории и подкатегории там делится каждая единица контента телеканалов. То есть, абоненты могут осуществлять более точный выбор информационной продукции. Например, передача «Пусть говорят» относится к подкатегории «Ток-шоу» категории «Шоу».
И это значительно облегчает навигацию. Ведь, если во время просмотра программы из подкатегории «телеигра» категории «шоу», нажать на жёлтую кнопку (или дважды на кнопку EPG) абонент попадёт в меню с расписанием всех телеигр (программ, отнесённых к этой подкатегории) на сегодняшний день. Из этого меню пользователь может перейти к просмотру нужной передачи или — если она ещё не началась — запрограммировать переход на телеканал с этой передачей в нужное время.
При помощи такого жанрового телегида выбор нужной передачи становится интуитивным и простым. Любители комедий легко смогут найти для себя нужный контент благодаря тому, что категория «кино» подробно делится на «детективы», «приключенческие фильмы», «фантастику», «комедии» и т.д. То есть, после просмотра очередной комедии, абоненту будет достаточно перейти к жанровому телегиду и выбрать новый фильм. Все эти категории проставляются при помощи меток. По словам директора по развитию мультимедийной платформы «Орион Экспресс» Александра Ковальского, метки позволяют производить и маркировку контента, требующуюся по закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
Жанровый телегид включает в себя одиннадцать категорий контента: «Кино», «Новости», «Спорт», «Шоу», «Детям», «Музыка», «Культура», «Общество», «Знание», «Увлечения» и «Эротика».
Для того, чтобы приучить пользователей к новому принципу навигации, оператор разработал новый пульт к STB, где желтая кнопка Ж(анры) особо выделяется на фоне других.
Комментирует директор по развитию мультимедийной платформы «Орион Экспресс» Александр Ковальский:
Когда мы разрабатывали поиск по жанрам, перед нами стояло три задачи:
1. Увеличить телесмотрение и, как результат, ARPU;
2. Увеличить лояльность абонентов в условиях быстро растущего предложения контента;
3. Дать оператору возможность выделиться в растущей конкурентной среде.
Поиск по жанрам дает абонентам, прежде всего, удовлетворенность услугой, за которую они платят оператору деньги. На данный момент оператор предоставляет зрителям все больший и больший выбор каналов, из которых абоненты просматривают обычно 7-10. Остальные остаются вне поля их зрения. Если абоненты добавляют любимые каналы в список «Избранные» и пользуется только им, то они вообще могут никогда не узнать о появлении новых телеканалов.
Использование поиска по жанрам дает возможность действительно изучить все, что предоставляет оператор. Абонента приучили реагировать только на известные бренды каналов, но большой объем интересного контента есть и на менее именитых каналах. Если дать абоненту возможность быстро получать доступ ко всем событиям определенного жанра/поджанра он сможет быстро выбирать то, что ему действительно хочется посмотреть из всего ассортимента телеканалов оператора.
Также важным достижением подобного подхода является время поиска желаемой передачи. Обычно абонент сидит перед телевизором и переключает каналы в поисках того, что его заинтересует. Имея подписку на большой пакет каналов, он может «пролистать» их все и, так не найдя ничего интересного, переключиться на... компьютер. С системой жанрового EPG абонент в удобной и привычной для него форме может быстро найти интересный контент.
Перед тем, как браться за разработку этого EPG мы не проводили никакие исследования. Мы просто сделали так, как должно быть удобно обычному человеку. Достаточно посмотреть на себя со стороны, на своих домашних, поспрашивать знакомых разных возрастов о том, кто и как пользуется телевизором, когда приходит уставший домой. Вырисовывается очень простая модель:
Сейчас предложения контента напоминает супермаркет, где все товары смешены на полках. Места много, полок много, есть все и на любой вкус. Но абонент вырос в другом мире. Там был гастроном с тремя отделами, в которых можно было найти два-три наименования товара. Он знал, что есть дешевая колбаса и дорогая, и этого было достаточно, чтобы сделать выбор. Попадая в супермаркет с широким выбором программ, абонент начинает теряться. Ему вечером после работы просто хочется посмотреть что-то «легкое», поэтому видя сумасшедший выбор передач на сотне каналов, он чаще всего выбирает то, что он уже знает (бренды) и не ищет больше ничего. Он пришел в магазин, чтобы купить товар, а не тратить время на его выбор. И в дальнейшем этот же абонент будет ходить только к тем полкам, где он уже однажды что-то купил, чтобы найти товары со знакомым ярлыком (бренд канала).
Система жанров позволяет просто рассортировать все эти товары так, как это лежит сейчас в супермаркетах: вкусное в отделе фруктов, а колбаса в мясном.
Интерактивный телегид
Коллеги из ООО «Рикор ТВ» (бренд «Актив ТВ») выбрали для себя другую стезю. Отличительной чертой EPG оператора является расширенный функционал, точность настройки поиска и интерактивность сервиса. Например, при просмотре списка доступных телеканалов, абонент видит прогресс-бар, при помощи которого легко может определить, сколько времени прошло от начала передачи, и сколько осталось до ее окончания. Поиск в телегиде может осуществляться по нескольким критериям: «По жанрам», «По словам», «По актерам», «По режиссерам» и «По ведущим».
Каждая из этих категорий подробно детализирована. Например, поиск по жанрам предоставляет выбор из категорий «телешоу», «спорт», «хобби», «детям» и т.д. Если выбрать «Детям», то из представленного списка подкатегорий можно будет выбрать столь узкую подкатегорию, как «мультфильмы о супергероях». То есть, человек может выбрать именно тот жанр, который наиболее четко удовлетворяет его потребности. Это очень хорошо для тех, кто точно знает, чего он хочет, однако некоторые люди могут вообще не пожелать «ковыряться» в этом «конструкторе».
Такое детально деление контента возможно благодаря меткам, которые проставляются для каждой единицы контента. Они содержат следующую информацию: жанр, страна и год производства контента, режиссер, актеры, ведущие, награды и пол людей, которым этот контент может быть интересен. В свете вступления в силу закона «О защите детей...», немаловажно и то, что среди меток «Актив ТВ» указывается возраст детей, которым рекомендован просмотр контента.
Из меню поиска можно зайти в меню описания фильма, посмотреть его актерскую группу, узнать режиссера. На каждого актера и режиссера в меню «Актив ТВ» имеется подробная фильмография. То есть, абоненты могут не только найти для себя информацию о ближайшем времени выхода фильма с нужным актером, но и подробнее ознакомиться с его творчеством. Сервис включает в себя и биографическую информацию об интересующем человеке. Например, о Леонардо Ди Каприо можно узнать, что он имеет итальянские, русские и немецкие корни, а его отец был автором комиксов.
В фильмографии абонент может запрограммировать запись фильмов, в которых снялся интересный ему актер (когда они будут в эфире). К некоторым программам дополнительно ставятся такие метки, как серия передачи или сезон сериала. Это дает возможность запрограммировать запись всех серий сезона. При помощи этих функций, абоненты формируют плейлисты. По словам заместителя генерального директора ООО «Рикор ТВ» Михаила Фастовца, некоторые абоненты «Актив ТВ» по выходным выстраивают плейлист передач, которые им хотелось бы посмотреть на неделе, а на следующих выходных смотрят их за один день.
Но помимо, безусловно, приятных интерактивных возможностей «Актив ТВ» дарит абонентам и весьма сомнительный бонус в виде интерактивной рекламы в меню EPG. Такие объявления выполняются в виде баннеров под основным меню. «Актив ТВ» уже имеет положительный опыт рекламирования собственных услуг и недавно запустил рекламные площади в коммерческую эксплуатацию.
Комментирует заместитель генерального директора ООО «Рикор ТВ» Михаил Фастовец:
Цель, которую мы перед собой ставили, заключалась в создании уникального интерфейса, позволяющего сделать сервисы удобными, понятными и упрощающими поиск контента. В данный момент у большинства операторов в среднем от 120 телеканалов, найти среди них тот, на котором идет интересная, нужная или любимая программа, довольно сложно. Наша задача, как раз, и заключалась в том, чтобы дать человеку удобный инструмент для поиска необходимой передачи в любой момент времени.
Первым шагом стало создание интерактивной программы передач (ИПП), что тоже является уникальной разработкой нашей компании. Все передачи в ИПП сгруппированы по жанрам. Каждая передача имеет не только свой жанр, но и набор метаданных, которые позволяют лучше классифицировать контент. Каждая передача снабжена кратким и расширенным анонсом. Если перейти по нему, абонент получает подробное описание программы.
Совсем новым для операторского рынка форматом представления программы передач стала мультимедийная электронная программа передач. По формату она похожа на kinopoisk.ru. Здесь можно увидеть фотографии актеров, снимавшихся в фильме, их биографию, режиссера картины, узнать рейтинг фильма и т.д. У нас огромная база данных: обработано порядка 30 тыс. фильмов и 70 тыс. передач. И все они обработаны в формате: режиссер, актер, биография, фильмография. Сервис пользуется огромной популярностью. Это говорит о том, что формат, который мы создали, удобен и востребован.
На основе EPG, со всеми его метками, сформировалась и услуга «Персональный канал». Она позволяет абонентам формировать свой собственный канал именно с теми фильмами, передачами, спортивными событиями, которые соответствуют их предпочтениям. В меню «Персонального канала» нужно выбрать жанр, например «Кино». Далее выбираете более конкретно: кинокомедия, триллер, фантастика, фильмы для детей, детективы и т.д. Справа появится перечень телеканалов, на которых постоянно или периодически показывают фильмы по выбранным жанрам.
Из списка каналов можно исключить те каналы, на которых контент, например, «Кинокомедия» будет не очень интересен абоненту (например, «Россия 1» или «Звезда»). Кроме этого, зритель может выбрать кино-контент по участию в фильме определенного актера или режиссера, и на его приставку будут записываться все фильмы с участием Моники Белуччи, например, круглосуточно и с телеканалов, которые выбрал сам абонент. Зритель может выбрать категорию «Новости», «Бизнес», «Спорт», «Культура», «Искусство»... Все поддается настройке. Все эти функции, как раз и делают телевидение современным и удобным.
Стоит еще раз сказать, что мы являемся не только операторами, но прежде всего разработчиками данных интерактивных сервисов. На данный момент мы предлагаем услугу EPG в другие сети, на те каналы, которые уже есть в сетях — со всем набором уникальных данных.
О том, могут ли такие EPG глобально повлиять на телесмотрение, рассказывает заместитель руководителя отдела исследований тематических каналов ЗАО «ТНС Гэллап Медиа» Илья Царьков:
Для большинства населения просмотр телевизора не является приоритетным занятием в течение дня. Поэтому, как правило, даже если по какому-то каналу идет интересующая человека передача, но он занят другими важными делами, он не будет отвлекаться. У каждого телезрителя существуют определенные предпочтения и привычки при просмотре телевизора: обычное время просмотра, набор каналов или передач, которые он выбирает, фоновый просмотр во время других дел. Общий показатель телесмотрения при этом довольно стабилен на протяжении последних лет и влияние на него оказывали только значительные события в стране и мире.
Функционал EPG в том или ином виде уже существует, например, в виде телепрограмм на сайтах или специализированных СМС рассылок. Некоторые печатные СМИ тоже предлагают свой вариант рубрикации передач (цветом). Те телезрители, которые действительно заинтересованы в такого рода подсказках и часто пользуются ими, уже имеют возможность удовлетворить эту потребность.
Компания «Орион Экспресс» делает шаг навстречу своим абонентам, облегчая им взаимодействие с телевизором и позволяя делать более осознанный выбор. Несомненно, пользоваться такими подсказками прямо во время просмотра с экрана телевизора удобнее, чем другие варианты. Многие абоненты будут рады новой услуге оператора. Но в целом, это никак не увеличит время, которое они проводят перед телевизором, так как выкроить дополнительные минуты на просмотр телепередачи можно только за счет других дел.
От редакции
Современные EPG шагнули далеко вперед с точки зрения классификации контента и механизмов поиска нужных программ. Однако некоторые проблемные участки все-таки остаются не затронутыми. В погоне за упрощением поиска контента операторы почему-то забывают об удобстве использования самого сервиса EPG. Еще в конце 2011 года специалисты студии Артемия Лебедева выделили кое-какие важные моменты, определяющие уровень юзабилити телегида:
— Наличие метки жанра рядом с названием программы;
— Наличие логотипа телеканала;
— Время начала и окончания программы;
— Заметный номер телеканала;
— Возможность поиска по жанрам;
— Наличие вертикальной полосы прокрутки;
— Возможность узнать, когда будет новая серия (или запрограммировать её запись);
— Прогресс-бар.
Приятно видеть, что операторы учитывают некоторые из этих требований, но, как показывает опыт, нет предела совершенству. Серьезной проблемой остается то, что варианты дизайна EPG зачастую зависят от производителей приемников. Операторы, как правило, только задают структуру телегида. Но ведь графическое оформление играет огромную роль в восприятии сервиса. И даже в предложении «Актив ТВ» по организации EPG других операторов речь идет о предоставлении программы передач с дополнениями и метаданными, но не о дизайне.